Нравственное поведение и развитие личности

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Осуществляя нравственное образование в школе, важно помнить, что сообщение нравственных знаний должно ориентироваться в первую очередь на выполнение главных, социальных функций морали, т. е. моральное знание – это прежде всего знание общественное или знание об общественном поведении индивида и общественной морали. Известно, что исходной функцией морали является оценочная. Специфика этой функции в том, что оценка производится через призму понятий морального сознания, для которого сущее сопоставляется с должным, а моральные оценки во многих существенных случаях могут носить общечеловеческий характер и вместе с тем определять все социальные действия человека. Моральная оценка опирается как на нравственные убеждения и личную ответственность человека, так и на авторитет общественного мнения
Иконка файла материала Нравственное поведение и развитие личности.doc
Нравственное поведение и развитие личности Осуществляя   нравственное   образование   в   школе,   важно   помнить,   что   сообщение нравственных знаний должно ориентироваться в первую очередь на выполнение главных, социальных   функций   морали,   т. е.   моральное   знание –   это   прежде   всего   знание общественное или знание об общественном поведении индивида и общественной морали. Известно,   что   исходной   функцией   морали   является   оценочная.   Специфика   этой функции в том, что оценка производится через призму понятий морального сознания, для которого сущее сопоставляется с должным, а моральные оценки во многих существенных случаях   могут   носить   общечеловеческий   характер   и   вместе   с   тем   определять   все социальные   действия   человека.   Моральная   оценка   опирается   как   на   нравственные убеждения и личную ответственность человека, так и на авторитет общественного мнения. С оценочной функцией морали теснейшим образом связана функция познавательная. В этом смысле мораль – это знание о должном как самом по себе, так и в его отношении к сущему, к тому, что есть независимо от морали. В ходе морального обучения происходит формирование   самих   нравственных   знаний   и   представлений   личности   как   о   своём внутреннем   мире,   так   и   внутреннем   мире   других   людей.   Необходимым   условием нравственного познания является естественная (природная) нравственная восприимчивость личности   как   родовая   черта   Homo   sapiens.   При   этом   познавательная   функция   морали осуществляется   несколько  иначе,  чем  научное   познание:   в первом   случае   значительную роль играют нравственные чувства и мотивы. Познание   морали   включает   в   себя   две   сферы   или   стороны:   (1) теоретико­ познавательную, в основе чего лежит усвоение и осмысление нравственных понятий (т. е. знаний),   и   (2) сугубо   практическую,  которая   проявляется   в   нравственной   деятельности человека и его нравственных отношениях. Иначе говоря, познание морали практично, хотя это не означает, что знание морали автоматически делает человека моральным существом. Обретение   нравственных   знаний,   нравственная   деятельность   и   нравственные отношения   человека   невозможны   без   участия   эмоционально­чувственной   стороны человеческого   существа,   т. к.   человек   должен   внутренне   принять   и   пережить   всё происходящее, личностно мотивировать своё суждение или выбор. Он должен связать их с причинами и фактами, вовлечёнными в моральную сферу, прочувствовать, осмыслить и принять решение. Нравственная   мотивация   является   активно­побудительной   и   творческой   функцией сознания. Процесс развития нравственной мотивации личности, с одной стороны, зависит от особенностей психологии человека, с другой – от процесса социализации, состояния общественных отношений (особенно состояния нравов). Значительную роль в познании морали играет мировоззренческий фактор. Мораль не может быть сведена к простой осведомлённости в нормах. Она должна обосновывать и «оправдывать» эти нормы, принимать их как внутренние ценности, инструменты и способы жизнеориентации   и   принятия   решений.   Моральное   сознание   (нравственное   знание) неизбежно выходит на высшие ценности, на вопрос о смысле жизни, на представление о мире   и   месте   личности   в   нём,   т. е.   на   мировоззренческие   проблемы.   Мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляя собой образ мира, пропущенный сквозь призму оценочных понятий, т. е. как добрый или злой, справедливый или несправедливый и т. д. Четвёртая функция морали – воспитательная. Это – одна из важнейших её функций. Воспитание и самовоспитание немыслимо без нравственных знаний, ибо любое воспитание содержательно, в нём есть нравственная цель. Уроки этики формируют духовный стержень личности и, наряду с мировоззренческой функцией, помогают школьнику определить для себя   личностную   нравственную   направленность   своей   жизни.   Вместе   с   тем   в   ходепреподавания   основ   морали   рассматривается   нравственное   содержание   не   только индивидуальной,   но   и   социальной   позиции   человека.   Иначе   говоря   школьник   учится смотреть   на   жизнь   как   с   личной,   так   и   с   общественной   точки   зрения,   с   точки   зрения общества.   Общественный   аспект   морального   знания   помогает   человеку   понимать   и различать   действия   просоциальной,   асоциальной   и   антисоциальной   направленности. Нравственное образование помогает понять ученику, что все виды установок и поступков личности   в   значительной   степени   зависят   от   системы   её   этических   оценок,   которые определяются её нравственными знаниями, также как и нравственным опытом жизни и поведения индивида. Пятая   функция   морали –   регулятивная.   Она   (в отличие   от   права,   эстетического сознания и политики) регулирует все сферы жизнедеятельности человека, предъявляет к человеку требования выполнять принятые им моральные нормы, призывает к «равнению» на нравственный идеал и укрепляет своё нормативное действие отсылкой к авторитету общественного мнения. Мораль опирается на силу убеждения и контролируется совестью. Таким   образом,   мораль –   базовая   отрасль   гуманитарно­общественных   знаний.   Она должна быть необходимой частью школьной программы, определять содержание светского образования. Нравственность – основа духовного здоровья человека. Далеко не случайно нравственный,   гуманистический   характер   школьной   работы   определен   в   российском законодательстве как одна из главных целей политики государства в сфере образования.