Осуществляя нравственное образование в школе, важно помнить, что сообщение нравственных знаний должно ориентироваться в первую очередь на выполнение главных, социальных функций морали, т. е. моральное знание – это прежде всего знание общественное или знание об общественном поведении индивида и общественной морали.
Известно, что исходной функцией морали является оценочная. Специфика этой функции в том, что оценка производится через призму понятий морального сознания, для которого сущее сопоставляется с должным, а моральные оценки во многих существенных случаях могут носить общечеловеческий характер и вместе с тем определять все социальные действия человека. Моральная оценка опирается как на нравственные убеждения и личную ответственность человека, так и на авторитет общественного мнения
Нравственное поведение и развитие личности
Осуществляя нравственное образование в школе, важно помнить, что сообщение
нравственных знаний должно ориентироваться в первую очередь на выполнение главных,
социальных функций морали, т. е. моральное знание – это прежде всего знание
общественное или знание об общественном поведении индивида и общественной морали.
Известно, что исходной функцией морали является оценочная. Специфика этой
функции в том, что оценка производится через призму понятий морального сознания, для
которого сущее сопоставляется с должным, а моральные оценки во многих существенных
случаях могут носить общечеловеческий характер и вместе с тем определять все
социальные действия человека. Моральная оценка опирается как на нравственные
убеждения и личную ответственность человека, так и на авторитет общественного мнения.
С оценочной функцией морали теснейшим образом связана функция познавательная.
В этом смысле мораль – это знание о должном как самом по себе, так и в его отношении к
сущему, к тому, что есть независимо от морали. В ходе морального обучения происходит
формирование самих нравственных знаний и представлений личности как о своём
внутреннем мире, так и внутреннем мире других людей. Необходимым условием
нравственного познания является естественная (природная) нравственная восприимчивость
личности как родовая черта Homo sapiens. При этом познавательная функция морали
осуществляется несколько иначе, чем научное познание: в первом случае значительную
роль играют нравственные чувства и мотивы.
Познание морали включает в себя две сферы или стороны: (1) теоретико
познавательную, в основе чего лежит усвоение и осмысление нравственных понятий (т. е.
знаний), и (2) сугубо практическую, которая проявляется в нравственной деятельности
человека и его нравственных отношениях. Иначе говоря, познание морали практично, хотя
это не означает, что знание морали автоматически делает человека моральным существом.
Обретение нравственных знаний, нравственная деятельность и нравственные
отношения человека невозможны без участия эмоциональночувственной стороны
человеческого существа, т. к. человек должен внутренне принять и пережить всё
происходящее, личностно мотивировать своё суждение или выбор. Он должен связать их с
причинами и фактами, вовлечёнными в моральную сферу, прочувствовать, осмыслить и
принять решение.
Нравственная мотивация является активнопобудительной и творческой функцией
сознания. Процесс развития нравственной мотивации личности, с одной стороны, зависит
от особенностей психологии человека, с другой – от процесса социализации, состояния
общественных отношений (особенно состояния нравов).
Значительную роль в познании морали играет мировоззренческий фактор. Мораль не
может быть сведена к простой осведомлённости в нормах. Она должна обосновывать и
«оправдывать» эти нормы, принимать их как внутренние ценности, инструменты и способы
жизнеориентации и принятия решений. Моральное сознание (нравственное знание)
неизбежно выходит на высшие ценности, на вопрос о смысле жизни, на представление о
мире и месте личности в нём, т. е. на мировоззренческие проблемы. Мировоззрение
формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств,
представляя собой образ мира, пропущенный сквозь призму оценочных понятий, т. е. как
добрый или злой, справедливый или несправедливый и т. д.
Четвёртая функция морали – воспитательная. Это – одна из важнейших её функций.
Воспитание и самовоспитание немыслимо без нравственных знаний, ибо любое воспитание
содержательно, в нём есть нравственная цель. Уроки этики формируют духовный стержень
личности и, наряду с мировоззренческой функцией, помогают школьнику определить для
себя личностную нравственную направленность своей жизни. Вместе с тем в ходепреподавания основ морали рассматривается нравственное содержание не только
индивидуальной, но и социальной позиции человека. Иначе говоря школьник учится
смотреть на жизнь как с личной, так и с общественной точки зрения, с точки зрения
общества. Общественный аспект морального знания помогает человеку понимать и
различать действия просоциальной, асоциальной и антисоциальной направленности.
Нравственное образование помогает понять ученику, что все виды установок и поступков
личности в значительной степени зависят от системы её этических оценок, которые
определяются её нравственными знаниями, также как и нравственным опытом жизни и
поведения индивида.
Пятая функция морали – регулятивная. Она (в отличие от права, эстетического
сознания и политики) регулирует все сферы жизнедеятельности человека, предъявляет к
человеку требования выполнять принятые им моральные нормы, призывает к «равнению»
на нравственный идеал и укрепляет своё нормативное действие отсылкой к авторитету
общественного мнения. Мораль опирается на силу убеждения и контролируется совестью.
Таким образом, мораль – базовая отрасль гуманитарнообщественных знаний. Она
должна быть необходимой частью школьной программы, определять содержание светского
образования. Нравственность – основа духовного здоровья человека. Далеко не случайно
нравственный, гуманистический характер школьной работы определен в российском
законодательстве как одна из главных целей политики государства в сфере образования.