...Главные условия, необходимые для нормального разви¬тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении...
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ¬ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
...Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны
матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом
отношении...
Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей
мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ
ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому
содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы
он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.
Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во
время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при
обращении с ребенком, 3) отсутствие произвола в действиях воспитателя или
обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением
с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.
Цель всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в
состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть
последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь
наблюдаемых им явлений и творчески предсказывать и проявляться, в чем именно и
выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в
том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять.
Необходимо также, чтобы эти проявления, как и вообще все действия человека, были
настолько целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны, что давали бы
возможность увеличивать производительность лица и доводить ее до художественного
изящества. Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на
значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать
совершенствованию общества, в котором он находится; точно так же его идейность должна
содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и даже дело, которым
человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует
непременно идеализации того, к чему она относится... [3 стр. 96]
Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий
является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни
ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему
ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях
по отношению к другим. Всякое произвольное действие имеет характер случайности и
производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы
действовать с большим сознанием, необходимо обсуждать и выяснять подмечаемое,
приводя, по возможности, в причинную связь поставленное требование и то, что его
вызвало.
Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он
будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря
по тому, как мы приучаемся действовать впервые. так будем действовать и впоследствии.
Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается
также только постепенно. Без рассуждения невозможно отвлеченное мышление, а без
отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо
приучить ребенка рассуждать в семейный период его жизни. ...Необходимо приучить
ребенка к тому, чтобы он отдавал себе отчет в своих действиях, чтобы постоянно
задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание
своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого
необходимы соответственные же действия со стороны окружающих.Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него появился,
от простой болтливости и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже
разрешить; такая болтливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждение над
явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и мало
сознательное и даже поверхностное отношение к делу. Такой болтливости никогда не
следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня
взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где
постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда
ближайший ребенку человек освобождается от работы, он обращается к нему для
выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и
ребенок ставит свои вопросы, о которых первоначально сам подумает и потом уже
обращается для проверки или для выяснения их к окружающим. Не следует только
отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень
ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания
своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и
никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается. [8 стр. 24]
...Последовательность в отношении слова к делу при обращении с ребенком
составляет очень существенное требование при семейном его воспитании. Необходимо
помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма.
Органы его активной деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны
постепенно развиваться по мере их приспособления к работе. Проявления ребенка
первоначально исключительно имитационные; вместе с этим он при посредстве своих
вопросов узнает условное значение произносимых им звуков, а также условность тех
ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать
влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у
ребенка слагаются представления, разъединением и сравнением которых он уже
вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой
последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его
действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и
направляемы. Если ребенку говорят о чемлибо как об уже исполненном, а он на деле
видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а
сделать другое, не соответствующее слову... [8 стр. 38]
Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и
усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и
речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и
мало артикулированные звуки, которые он произносит, тогда он долго не научится
говорить правильно, и даже некоторая неправильность в произношении может у него
остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех
своих действиях, за которыми ребенок постоянно следит, усваивает и соответственно
этому действует. Правдивость ребенка складывается только из правдивости среды, его
окружающей, или, по крайней мере, того человека, к которому ребенок всего более
привязан и который к нему проще всего относится. Стоит только отталкивать ребенка,
если он высказывает подмеченные им явления, и не обращать его внимания на
последовательность в действиях, которые у него замечаются, чтобы он стал говорить
неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается.
Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он
настолько реален, что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит.
Повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои
привычки и обычаи; под влиянием этого слагается его тип. Все это указывает на то,
насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в средекоторых он живет во время семейного периода своей жизни.
...Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень
существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании.
Обыкновенно родители полагают, что ребенок – их достояние, их собственность, с которой
они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае они
склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в
состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и
ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обязаны содействовать развитию
человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем
же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек
образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ре
бенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его
личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в
молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет
относиться к окружающим. С образованием отношение к людям становится, несомненно,
более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время
семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не
оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко
относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой
ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию. Это совершенно
понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и
связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень
впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень
наблюдателен, а при такой наблюдательности он легко набирает жизненный опыт... [8 cтр.
41]
Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность
самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не
делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с
первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и
неприкосновенности этой личности.
...Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все окружающее
его и повторять то, что соответствует его силам и уменью, привык сам рассуждать над тем
материалом, который набрал своим наблюдением, и этим развил свою способность
мыслить, если никто не сбивал его в усвоении критерия правды, – только тогда при
наступлении периода возмужалости он является более подготовленным, так что в
состоянии справиться с тем новым возбудителем, который у него является. Он сам
отыскивает себе какоелибо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой
душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому человеку и подвергать
его насильственным действиям и отнимать у него то, что ему лично в это время почему
либо особенно дорого. Будет ли он зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги,
будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, не пре
пятствовать ему заниматься этим делом и дать ему возможность развернуть свои силы
соответственно его способностям. Точно так же не следует мешать его попыткам писать,
заниматься литературным трудом, поэтическими произведениями, не отнимать у него
такие произведения и не преследовать его за это, точно так же не восхищаться его
произведениями и не придавать им несоответственного значения. Если же он
заинтересуется какимлибо отделом естественных наук и если его занятия не состоят
только в бесцельном убивании животных или бессмысленном собирании коллекций наравне
с собиранием старых марок, то необходимо не только не препятствовать этому, но,напротив, поддержать его в этом по силе возможности...