НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

...Главные условия, необходимые для нормального разви¬тия ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении... Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ¬ходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.
Иконка файла материала НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.doc
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ...Главные условия, необходимые для нормального развития ребенка со стороны матери, – чистота, сдержанность, деятельная жизнь как в умственном, так и в физическом отношении... Цель   воспитания  –  содействовать   развитию   человека,   отличающегося   своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необ­ ходимо   помнить,   что   нельзя   ребенка   сделать   человеком,   а   можно   только   этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом. Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: 1) чистота, 2) последовательность в отношении слова и дела при обращении   с   ребенком,  3)  отсутствие   произвола   в   действиях   воспитателя   или обусловленность этих действий и 4) признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности. Цель всякого воспитания – содействовать развитию разумного человека, который был бы в состоянии соединять опыт прошедшей жизни с настоящей и быть в состоянии предвидеть последствия своих действий и отношений к другому лицу, выяснять себе причинную связь наблюдаемых   им   явлений   и   творчески   предсказывать   и   проявляться,   в   чем   именно   и выражается человеческая мудрость. Понятно, что такие проявления могут быть только в том случае, когда человек в состоянии сам выработать свою мысль и сам ее применять. Необходимо  также, чтобы  эти проявления,  как и  вообще все  действия  человека, были настолько   целесообразны   и   быстры,   а   вместе   с   этим   просты   и   точны,   что   давали   бы возможность   увеличивать   производительность   лица   и   доводить   ее   до   художественного изящества. Мудрость человека  должна показать ему узость личной жизни и указать на значение   общественного   проявления,   чтобы   подсказать   ему   его   долг   содействовать совершенствованию общества, в котором он находится; точно так же его идейность должна содействовать   возможности   идеализировать   общество,   ближнего   и   даже   дело,   которым человек   занят,   и   этим   проявлять   свою   любовь,   так   как   истинная   любовь   требует непременно идеализации того, к чему она относится... [3 стр. 96] Отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность его действий является существенным требованием при воспитании человека. Во время семейной жизни ребенок повторением действий окружающих слагает свои привычки и обычаи. То, чему ребенок сам подвергается в это время, непременно отразится впоследствии в его действиях по отношению  к другим. Всякое произвольное действие  имеет характер случайности  и производится под влиянием чувства и поэтому обыкновенно резко и даже грубо. Чтобы действовать   с   большим   сознанием,   необходимо   обсуждать   и   выяснять   подмечаемое, приводя,   по   возможности,   в   причинную   связь   поставленное   требование   и   то,   что   его вызвало. Обыкновенно говорят, что ребенок должен слушаться и исполнять, рассуждать он будет после. Здесь, однако же, имеет значение такое психологическое положение: смотря по тому, как мы приучаемся действовать впервые. так будем действовать и впоследствии. Как все изучаемое усваивается только упражнением, так и умение рассуждать усваивается также   только   постепенно.   Без   рассуждения   невозможно   отвлеченное   мышление,   а   без отвлеченного мышления невозможны волевые отправления человека. Поэтому необходимо приучить   ребенка   рассуждать   в   семейный   период   его   жизни.   ...Необходимо   приучить ребенка   к   тому,   чтобы   он   отдавал   себе   отчет   в   своих   действиях,   чтобы   постоянно задумывался над тем, что делает, и чтобы постоянно следил и выяснял себе основание своих действий; только в таком случае он в состоянии развить в себе человека. Для этого необходимы соответственные же действия со стороны окружающих.Необходимо отличать желание ребенка выяснить вопрос, который у него появился, от простой болтливости  и постоянных его вопросов, которые он сам в состоянии уже разрешить; такая болтливость ребенка очень не выгодна, это не будет рассуждение над явлениями, подмечаемыми самим ребенком, а только случайное произношение слов и мало сознательное   и   даже   поверхностное   отношение   к   делу.   Такой   болтливости   никогда   не следует поддерживать у ребенка. Причина такого явления обыкновенно пустая болтовня взрослых и неумение обращаться и говорить с ребенком. В деятельной и рабочей среде, где постоянно все заняты и ребенок занят, нет времени для пустой болтовни. Только когда ближайший   ребенку   человек   освобождается   от   работы,   он   обращается   к   нему   для выяснения своих сомнений и получает краткий и простой ответ. Соответственно с этим и ребенок   ставит   свои   вопросы,   о   которых   первоначально   сам   подумает   и   потом   уже обращается   для   проверки   или   для   выяснения   их   к   окружающим.   Не   следует   только отталкивать ребенка, зря гонять и относиться случайно, под влиянием минуты, то очень ласково, то сурово, совершенно произвольно, как придется, никогда не выясняя основания своих действий. В последнем случае, понятно, и ребенок также повторит воспринятое им и никогда не приучится рассуждать над тем, что делает и чем занимается. [8 стр. 24] ...Последовательность   в   отношении   слова   к   делу   при   обращении   с   ребенком составляет   очень   существенное   требование   при   семейном   его   воспитании.   Необходимо помнить, что ребенок является на свет только с известной степенью энергии организма. Органы его активной деятельности только намечены и далеко еще не развиты, они должны постепенно   развиваться   по   мере   их   приспособления   к   работе.   Проявления   ребенка первоначально   исключительно   имитационные;   вместе   с   этим   он   при   посредстве   своих вопросов   узнает   условное   значение   произносимых   им   звуков,   а   также   условность   тех ощущений, которые у него являются и при посредстве которых он приучается отличать влияние на него внешнего мира и то, что происходит в его собственном организме. Из них у ребенка   слагаются   представления,   разъединением   и   сравнением   которых   он   уже вырабатывает себе критерий для своих действий. Если ребенок подмечает, что никакой последовательности у взрослых нет, то он не в состоянии усвоить себе этого критерия, его действия будут случайны, шатки, никаким серьезным основанием не будут руководимы и направляемы. Если ребенку говорят о чем­либо как об уже исполненном, а он на деле видит, что это не так, что это не исполнено, то он предполагает, что можно сказать одно, а сделать другое, не соответствующее слову... [8 стр. 38] Правдивость   не   дана   человеку   готовой,   она   должна   быть   приобретена   и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка. Можно говорить с ребенком, приспособляясь и повторяя те неправильные и мало   артикулированные   звуки,   которые   он   произносит,   тогда   он   долго   не   научится говорить   правильно,   и   даже   некоторая   неправильность   в   произношении   может   у   него остаться на всю жизнь. Все это заставляет взрослого быть очень последовательным во всех своих   действиях,   за   которыми   ребенок   постоянно   следит,   усваивает   и   соответственно этому действует. Правдивость ребенка складывается  только из правдивости среды, его окружающей,   или,   по   крайней   мере,   того   человека,   к   которому   ребенок   всего   более привязан и который к нему проще всего относится. Стоит только отталкивать ребенка, если   он   высказывает   подмеченные   им   явления,   и   не   обращать   его   внимания   на последовательность   в   действиях,   которые   у   него   замечаются,   чтобы   он   стал   говорить неправду, что легко войдет у него в привычку, от которой потом он не скоро отделается. Необходимо твердо помнить, что на ребенка главным образом влияет дело, а не слово; он настолько   реален,   что   все   у   него   слагается   под   влиянием   поступков,   которые   видит. Повторяя   то,   что   на   деле   он   кругом   себя   замечает,   он   из   этого   вырабатывает   свои привычки   и   обычаи;   под   влиянием   этого   слагается   его   тип.   Все   это   указывает   на   то, насколько существенна для ребенка последовательность и правдивость взрослых, в средекоторых он живет во время семейного периода своей жизни. ...Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обыкновенно родители полагают, что ребенок – их достояние, их собственность, с которой они   могут   поступать   совершенно   безотчетно,   как   с   вещью.   Только   в   том   случае   они склоняются признать за молодым человеком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом. Но такое отношение к ребенку совершенно неправильно, и ничего подобного допустить нельзя, раз только родители обязаны содействовать развитию человека. Обязанность эта истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались тем же, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Чем более человек образован, чем более владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ре­ бенку, идеализируя в нем человека. С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости; как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим. С образованием отношение к людям становится, несомненно, более   внимательным,   но   наибольший   след   оставляет   все   же   то,   что   усвоено   во   время семейного периода развития ребенка. Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял   и   не   касался   его   личности,   чтобы   убедиться   в   том,   насколько   он   чутко относится   к   людям   и   как   близко   он   принимает   всякое   наносимое   оскорбление.   Такой ребенок  всегда  очень  впечатлителен   и  более  способен   к  образованию.   Это  совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему, что на него влияет или возбуждает, он, следовательно, очень наблюдателен, а при такой наблюдательности он легко набирает жизненный опыт... [8 cтр. 41]  Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому   развертываться,   делать   все   самому;   взрослые   не   должны   забегать   и   ничего   не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться  к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности. ...Если ребенок во время семейной жизни приучился сам наблюдать все окружающее  его и повторять то, что соответствует его силам и уменью, привык сам рассуждать над тем  материалом, который набрал своим наблюдением, и этим развил свою способность  мыслить, если никто не сбивал его в усвоении критерия правды, – только тогда при  наступлении периода возмужалости он является более подготовленным, так что в  состоянии справиться с тем новым возбудителем, который у него является. Он сам  отыскивает себе какое­либо любимое дело и отдается ему всей своей молодой и живой  душой. В этом периоде не следует сурово относиться к молодому человеку и подвергать  его насильственным действиям и отнимать у него то, что ему лично в это время почему­ либо особенно дорого. Будет ли он зачитываться книгами, не отнимать у него эти книги,  будет ли он увлекаться тем или другим искусством, техническими работами, не пре­ пятствовать ему заниматься этим делом и дать ему возможность развернуть свои силы  соответственно его способностям. Точно так же не следует мешать его попыткам писать,  заниматься литературным трудом, поэтическими произведениями, не отнимать у него  такие произведения и не преследовать его за это, точно так же не восхищаться его  произведениями и не придавать им несоответственного значения. Если же он  заинтересуется каким­либо отделом естественных наук и если его занятия не состоят  только в бесцельном убивании животных или бессмысленном собирании коллекций наравне с собиранием старых марок, то необходимо не только не препятствовать этому, но,напротив, поддержать его в этом по силе возможности...