На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Нравственное воспитание в условиях формирования учебной
деятельности.
На современном этапе развития нашего общества активизация
человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего
общественного прогресса.
В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача
подготовки ответственного гражданина,
способного самостоятельно
оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с
интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с
формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного
образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями
образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени
становления и развития личности ребенка.
В связи с этим, основной функцией является формирование
интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей
учащихся к активно деятельному взаимодействию с окружающим миром (с
природой, другими людьми, самими собой и др.)
Для достижения указанных результатов в психическом и личностном
развитии младших школьников, прежде всего, необходимо координально
изменить приоритеты целей начального образования: на передний план
поставить цели, которые заключаются не в вооружении учащихся
определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а
в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности.
Поэтому решение главных задач обучения должно обеспечивать:
овладение
Формирование личностного отношения к окружающим,
этическими, эстетическими и нравственными нормами.В научном основании обновления содержания образования начальной
ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя
определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора
собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами
разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии
со своими возможностями.
Начальная ступень – период, наиболее благоприятный для интенсивного
формирования учебной деятельности, является фундаментом развития
интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в задачной
форме, усвоение задачной формы вырабатывается у учеников дисциплиной
ума, движением мысли в заданном направлении, в системе. При этом
формирование таких основных психологических свойств личности, как
произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают
общими способами –самостоятельного решения различных учебных задач,
самоконтроль и самооценка собственных действий.
Действительно, проблема нравственного воспитания детей постоянно
находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема
приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни
общества.
Задачей учителей современной школы является воспитание в детях
самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и
развитие в них способности к самовоспитанию и
поступках,
саморегулированию отношений.
В современных условиях, когда динамичная и порой непредсказуемая
социальнополитическая обстановка в стране значительно усложнила
воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все
недостатки общества в его переломный период, становится все более также
непредсказуемым, проблемы нравственности, нравственной культуры,
нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основапрежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных
отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости,
но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие
нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с
человеческим лицом: для блага человека.
И совершенно очевидно, что движение вперед возможно лишь при
соответствующем уровне нравственного развития общества, и главное,
нравственное воспитание подрастающего поколения.
В педагогической проблеме исследуемая нами проблематика нашла
отражение в фундаментальных исследованиях А.М.Архангельского,
В.А.Сухомлинского,
Н.М.Болдырева,
И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий
А.С.Макаренко,
Н.К.Крупской,
теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития
принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия
писателей, видных ученыхпедагогов, внесших значительный вклад в
разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская,
Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.)
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы подготовки
будущих учителей к нравственному воспитанию школьников (М.М.Гей,
А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.)
Нравственное воспитание младших школьников является одной из
сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется
не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания,
но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в
формировании учебной деятельности.
В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного
воспитания в учебной деятельности.Ученые Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева,
Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных
аспектах. Но именно осуществление задач нравственного воспитания в
процессе формирования учебной деятельности не исследовано. В связи с
этим, ЦЕЛЬЮ нашего исследования является теоретическое обоснование
возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и
разработать научнообоснованную методику нравственного воспитания в
процессе формирования учебной деятельности.
В решении данной цели, мы опираемся на теорию деятельности. А любая
деятельность есть деятельность по решению задач. (Г.И.Вергелес.)
Объект исследования учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования нравственное воспитание младших школьников
в формировании учебной деятельности.
ГИПОТЕЗА:
Нравственное воспитание будет осуществлено в формировании учебной
деятельности в том случае, если:
а) Учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных
заданий;
б) Их действия приобретают осознанный характер;
в) Используют приобретенный опыт для решения учебных задач.
Конкретные задачи:
а) Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме;
б) Подготовка опытноэкспериментальных материалов;
в) Проведение опытноэкспериментальной работы и анализ их
результатов;
г) Подготовка на основе результатов педагогических экспериментов
методические рекомендации.В работе использовались следующие педагогические методы и приемы
исследования:
а) Изучение научной, психологопедагогической литературы;
б) Наблюдение;
в) Педагогический эксперимент;
г) Беседа.
Первая часть работы посвящена теоретическому анализу нравственного
воспитания в формировании учебной деятельности.
Во второй части раскрывается опытноэкспериментальная работа.
Затем Заключение и методические рекомендации.
Также в работу входит Приложение, в котором содержатся материалы
фрагментов уроков.