Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Иконка файла материала Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности.doc
Нравственное воспитание в условиях формирования учебной деятельности. На   современном   этапе   развития   нашего   общества   активизация человеческого   фактора   выступает   как   одно   из   условий   дальнейшего общественного прогресса. В   связи   с   этим,   перед   общеобразовательной   школой   ставится   задача подготовки   ответственного   гражданина,   способного   самостоятельно оценивать   происходящее   и   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с интересами   окружающих   его   людей.   Решение   этой   задачи   связано   с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Значение   и   функция   начальной   школы   в   системе   непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и в первую очередь неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. В   связи   с   этим,   основной   функцией   является   формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно ­ деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)  Для   достижения   указанных   результатов   в   психическом   и   личностном развитии   младших   школьников,   прежде   всего,   необходимо   координально изменить   приоритеты   целей   начального   образования:   на   передний   план поставить   цели,   которые   заключаются   не   в   вооружении   учащихся определенной суммой предметных знаний, умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности.       Поэтому   решение   главных   задач   обучения   должно   обеспечивать:   овладение Формирование   личностного   отношения   к   окружающим, этическими, эстетическими и нравственными нормами.В   научном   основании   обновления   содержания   образования   начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных   умений,   навыков,   субъекта   учебной   деятельности,   автора собственного   видения   мира,   способного   вступить   в   диалог   с   элементами разных культур, и просто как ребенка строящего свой возраст в соответствии со своими возможностями. Начальная ступень – период, наиболее благоприятный для интенсивного формирования   учебной   деятельности,   является   фундаментом   развития интеллекта ученика. Содержание учебной деятельности строится в задачной форме, усвоение задачной формы вырабатывается у учеников дисциплиной ума,   движением   мысли   в   заданном   направлении,   в   системе.   При   этом формирование   таких   основных   психологических   свойств   личности,   как произвольное   внимание,   рефлексия,   самоконтроль,   учащиеся   овладевают общими   способами   –самостоятельного   решения   различных   учебных   задач, самоконтроль и самооценка собственных действий.  Действительно,   проблема   нравственного   воспитания   детей   постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает   в   условиях   прогрессирующего   изменения   всех   сторон   жизни общества. Задачей   учителей   современной   школы   является   воспитание   в   детях самостоятельности   принятых  решениях, целенаправленности   в  действиях  и   развитие   в   них   способности   к   самовоспитанию   и поступках, саморегулированию отношений. В  современных  условиях,  когда  динамичная   и  порой   непредсказуемая социально­политическая   обстановка   в   стране   значительно   усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более также непредсказуемым,   проблемы   нравственности,   нравственной   культуры, нравственное  воспитание выдвигается на одно из первых  мест, как основапрежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но   и   воспитание   новой   личности,   ориентированной   на   общечеловеческие нравственные ценности, чтобы и рыночная экономика была сформирована с человеческим лицом: для блага человека. И   совершенно   очевидно,   что   движение   вперед   возможно   лишь   при соответствующем   уровне   нравственного   развития   общества,   и   главное, нравственное воспитание подрастающего поколения. В   педагогической   проблеме   исследуемая   нами   проблематика   нашла отражение   в   фундаментальных   исследованиях   А.М.Архангельского,   В.А.Сухомлинского, Н.М.Болдырева, И.Ф.Харламова   и   др.,   в   которых   выявляется   сущность   основных   понятий   А.С.Макаренко,   Н.К.Крупской, теории нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Имеются   работы,   в   которых   дан   анализ   педагогического   наследия писателей,   видных   ученых­педагогов,   внесших   значительный   вклад   в разработку проблем нравственного воспитания школьников (Т.И.Когачевская, Р.Н.Курманходжаева, Т.В.Лукина и др.) Ряд   исследователей   освещает   в   своих   работах   проблемы   подготовки будущих   учителей   к   нравственному   воспитанию   школьников   (М.М.Гей, А.А.Горонидзе, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др.) Нравственное   воспитание   младших   школьников   является   одной   из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но   и   умение   направить   свою   деятельность   на   нравственное   воспитание   в формировании учебной деятельности. В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания в учебной деятельности.Ученые   Н.И.Болдырев,   Л.И.Рувинский,   И.С.Марьенко,   Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах.   Но   именно   осуществление   задач   нравственного   воспитания   в процессе   формирования   учебной   деятельности   не   исследовано.   В   связи   с этим,  ЦЕЛЬЮ  нашего   исследования   является   теоретическое   обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать   научно­обоснованную   методику   нравственного   воспитания   в процессе формирования учебной деятельности. В решении данной цели, мы опираемся на теорию деятельности. А любая деятельность ­ есть деятельность по решению задач. (Г.И.Вергелес.) Объект исследования ­ учебная деятельность младших школьников. Предмет исследования ­ нравственное воспитание младших школьников в формировании учебной деятельности. ГИПОТЕЗА: Нравственное воспитание  будет осуществлено в формировании учебной деятельности в том случае, если: а)   Учащиеся   действуют   целенаправленно   при   выполнении   учебных заданий; б) Их действия приобретают осознанный характер; в) Используют приобретенный опыт для решения учебных задач. Конкретные задачи: а) Ознакомление с соответствующей литературой по проблеме; б) Подготовка опытно­экспериментальных материалов; в)   Проведение   опытно­экспериментальной   работы   и   анализ   их результатов; г)   Подготовка   на   основе   результатов   педагогических   экспериментов методические рекомендации.В работе использовались следующие педагогические  методы и приемы исследования: а) Изучение научной, психолого­педагогической литературы; б) Наблюдение; в) Педагогический эксперимент; г) Беседа. Первая часть работы посвящена теоретическому анализу нравственного воспитания в формировании учебной деятельности. Во второй части раскрывается опытно­экспериментальная работа. Затем Заключение и методические рекомендации. Также в работу входит Приложение, в котором содержатся материалы фрагментов уроков.