Нравственный урок литературы. Ф. М. Достоевский " Преступление и наказание".
Оценка 4.8

Нравственный урок литературы. Ф. М. Достоевский " Преступление и наказание".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
08.11.2022
Нравственный урок литературы. Ф. М. Достоевский  " Преступление и наказание".
Нравственный урок литературы по роману Ф.М. Достоевского " Переступление и наказание"
Урок литературы Ф М Достоевский.doc

                         Урок литературы        

Тема: Роман « Преступление и наказание»

 - проникновение в глубину  человеческого духа. Нравственные уроки Ф.М.Достоевского.

 

Цель: Рассмотреть образ Р.Раскольникова в системе образов и событий Дать представление  о состоянии главного героя  и атмосфере , в которой находился Раскольников. Дать представление о том, что автор поведал нам  о нравственных потрясениях  и дерзаниях, которые не могут не волновать читателя любой эпохи.

Задачи: 1. Учить давать характеристику героям, анализировать события и взаимоотношения  между  героями.  Учить делать  выводы  об общей композиции романа.

 

                    2.Воспитывать внимательное отношение к людям. Воспитывать интерес русской литературе. Вызвать сострадание, сопереживание героям романа.

                   3. Учить делать выводы, излагать свои домыслы ,суждения.

          Развивать аналитическое мышление, речь учащихся.

                  4.Вызвать желание учащихся  участвовать в беседе. Пополнить словарный запас  учащихся.Следить за употреблением в речи сложных предложений.

 

             Словарная работа: главный герой  ,роман, отражение, событие,  преступление, персонаж, душевное состояние.

             Работа за экраном: роман, повесть.   Государство, общество

             

                             Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Фонетическая ритмика

3.Вступительная беседа.

Мы читаем рома Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский сказал: «Человек  есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь ,то не говори, что потерял время; я занимаюсь  этой тайной, ибо хочу быть человеком» Сам он посвятил этой тайне всю жизнь , все свое творчество. Ему было всегда интересно понять ,что же думает человек, как переживает события своей жизни. В романе мы узнаем о мыслях и переживаниях Раскольникова.

4.Анализ образа Родиона Раскольникова.

- Кто главный  герой  романа? (Главный герой романа –Родион  Раскольников.)

Ребята,  Ф. М. Достоевский в начале романа дает характеристику своему герою, в конце ее дополняет. Подумайте, почему произошли изменения в характеристике героя.

1.»…урюм , мрачен, надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит выказывать  и скорее жестокость  сделает, чем словами выскажет  сердце…Ужасно высоко себя ценит , и, кажется не без некоторого права на то».

2.»…бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни  с бредом , уже, может быть ,начинавшейся  в нем , мнительный , самолюбивый , знающий себе цену …»

- Что вы можете сказать о Раскольникове? (студент .он задавлен бедностью. Неглупый. Добрый. Любит своих родных . )

5. Просмотр кадров из фильма» Преступление и наказание» и иллюстрации И. С. Глазунова к  роману на компьютерах.

-Как  одет  Раскольников? Какие у него глаза?

-С кем он беседует?

-Как выглядит помещение?

Как вы думаете ,о чем он думает?

Он думает: почему страдают невинные дети? Как изменить такой порядок? Кто такой человек- «тварь дрожащая» или «право имеющий» ?

 

6.Анализ композиции романа.

- Как мы можем назвать первую часть   романа?( Преступление. Убийство. Раскольников убил. ) Почему?

-Какое событие в первой части было важным?

 

Остальные 5 частей можно назвать Наказание. Страдание .Соострадание.

Ребята, почему Ф.М.Достоевский большое внимание уделяет событиям после преступления.

Ф.М. Достоевский не принимал насилия.

Большое внимание Достоевский уделяет внимание душевному состоянию Раскольникова. Достоевскому важно узнает , что происходит в душе человека, который совершил преступление.

 

7Нравственные уроки. Путь душевных страданий Р. Раскольникова

 

Ребята распределяют по группам отрывки из произведения.

 

      Бунт человеческой природы.                «…ведь я же знал ,что этого не

                                                                               вынесу…не вытерплю.. это

                                                                                 подло, низко, гадко….ведь

                                                                                меня наяву стошнило и в ужас

                                                                            бросило…»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

       Страдание, муки совести.                      «Разве я старушонку убил? Я

                                                                              себя убил».

 

    Преступление стало преградой

   между ним и  окружающими.                     «Ему показалось ,что он как

                                                                           будто ножницами отрезал себя от

                                                                  всех и всего в эту минуту».

 

Когда страдания Р.Раскольникова  становятся невыносимы , куда он пошел?

Почему?

Что посоветовала ему Соня?

С этого момента начинается путь возрождения души Раскольникова.

  Соня советует Раскольникову:»Поди на перекресток ,поклонись народу ,поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил ,и  скажи всему миру вслух: «Я убийца!»

  Порфирий Петрович советует:»Станьте солнцем, вас и увидят».

Спасение души по Достоевскому:

Страдание

 

Покаяние

Сострадание

Любовь к ближнему

Вера в бога

 

 

 

 

7.Анализ событий до преступления .У доски.

- что произошло до преступления?

 

                            1.Была встреча с Мармеладовым

- Почему Раскольникову стал интересен Мармеладов.

Ребята, Раскольников увидел отражение себя. Он понял, что может стать таким.

Найдите слова Мармеладова. Среди нескольких выражений из романа дети находя выражение: «Бедность не  порок, нищета – порок.»

- Почему?(В нищете  человек теряет лицо.)

                          2.Письмо от матери

-Что пишет мама Раскольникову? ( Она пишет, что сестра выходит замуж за богатого человека. )

- Письмо огорчило или обрадовало Раскольникова?

- почему Раскольников огорчился?  (Он  понял,  что сестра  не любит  этого человека.)

 Найдите слова Раскольникова ,которые он сказал после письма.

Ребята находят выражение: « о милые и несправедливые сердца. » 

-Почему так  сказал Раскольников? ( Он знает, что Дуня хочет помогать Раскольникову)

- Чье отражение увидел Раскольников в поступке Дуни?(Он сравнил ее с Соней)

                                 3. Страшный сон Раскольникова .

- Что увидел во сне Раскольников?

- Что может отражать этот сон?( Преступление. которое совершит Раскольников) « Надо решиться хоть на что –нибудь » -это говорит Родион ,потому что хочет что-то изменить.

                              4 Петербург. Просмотр иллюстраций Петербурга Достоевского

-Ребята, где все это происходило? ( В Петербурге.)

- Какой город? ( красивый, пустой ,темный, нет радости)

-Какое настроение в этом городе?

-У Раскольникова какое настроение?

Город отражает настроение  главного героя.

 

.                              5Теория Р. Раскольникова

Все эти события повлияли на поступок Раскольникова. Какая была главная причина? Раскольников хотел проверить свою теорию.

«…надо было узнать тогда …вошь ли я как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею».

 

                       6 Эпилог

Ребята прочитайте  отрывок ,и скажите из какой это части романа.

 

« В начале своего счастия, в иные мгновения ,они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней .Он даже не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее еще надо дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом…»

 

Итог урока :

- О чем мы говорили?(Мы говорили,  что роман «Преступление и наказание»-роман отражений.

-С чем можно сравнить состояние Раскольникова?( С Петербургом)

-Каким мы увидели Петербург? ( Мы увидели город темный , пустой ,в нем нет радости, нет будущего.)

-Какую часть романа занимает преступление?

- Сколько частей занимает наказание.?

- Кто строже всего наказывает Раскольникова?

 

 

 


Урок литературы Тема:

Урок литературы Тема:

Кто главный герой романа? (Главный герой романа –Родион

Кто главный герой романа? (Главный герой романа –Родион

Страдание, муки совести. «Разве я старушонку убил?

Страдание, муки совести. «Разве я старушонку убил?

Ребята находят выражение: « о милые и несправедливые сердца

Ребята находят выражение: « о милые и несправедливые сердца
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022