Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»
Оценка 4.6

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
07.12.2017
Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»
Вы знаете, что просто прочитать какой-либо текст недостаточно, надо почувствовать его, понять каждое слово, принять авторскую позицию или поспорить с ней, понаблюдать за речью героев, уловить каждое движение души …- в общем, понять главное назначение искусства слова. Этому мы и посвящаем каждый урок словесности. Сегодня в центре нашего внимания будет жизнь художественного слова в романе И.А.Гончарова «Обломов».документ Word
урок словесности по Гончарову.doc
Урок словесности в 10 классе Тема: Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере  романа И.А.Гончарова «Обломов» Цели: научить уч­ся на примере романа Гончарова определять художественную функцию  слова. Оборудование: доска (тема, эпиграф, названия проектных работ)                           В качестве эпиграфа слова Л.Толстого: « «Обломов» ­ капитальнейшая  вещь, какой давно не было»                           Компьютер, проектор                           Рабочие листы для каждого ученика                           Текст романа Ход: 1. Вступление     Нам не дано предугадать,  Как наше слово отзовётся… В нём – своя сила, своя стать, То оно плачет, то смеётся, Заставит мучиться, страдать, Лавиной чувств нахлынет снова… В нём чуткость, грубость, нежность, страсть – Всё в мире маленького СЛОВА. Вы знаете, что просто прочитать какой­либо текст недостаточно, надо почувствовать его,  понять каждое слово, принять авторскую позицию или поспорить с ней, понаблюдать за  речью героев, уловить каждое движение души …­ в общем, понять главное назначение  искусства слова. Этому мы и посвящаем каждый урок словесности. Сегодня в центре нашего внимания будет жизнь художественного слова в романе  И.А.Гончарова «Обломов».  Имя Гончарова стоит в одном ряду с именами Пушкина, Достоевского, Толстого,  Тургенева… Этот  писатель, как и все таланты, индивидуален, но всё­таки что отличает его от других  великих творцов слова? (небольшой экскурс по жизни Гончарова. Мариенбадское чудо) Давайте заглянем в мастерскую писателя. Какими правилами руководствуется он?  Прокомментируйте его позицию. Согласны ли вы с автором? Ребята, на предыдущих уроках словесности мы с вами рассматривали художественные  произведения с точки зрения принадлежности их к тому или иному литературному  направлению.  Предлагаю вам заполнить сопоставительную таблицу «Три эпохи в жизни русской  литературы»( См. приложение Рабочий лист). Это нам поможет уже в начале пути  определить основные идеалы реализма. Работа с таблицей (3 минуты) Подведём итоги: чем же отличается реализм от других направлений в литературе? Разработка открытого урока. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с. Раевский Шевяхова Э.Ш. ***Ведущие принципы реализма 19-20 вв.: объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей) 2. Работа  с текстом (коллективная) Тезисы записаны на доске: Реализм открыл новые возможности языка. Объективность изображения жизни потребовала, чтобы поэтическое слово стало  предметным, поэтому в основе языка реалистического искусства лежит  предметная точность. Слово несёт в себе и психологическое содержание, что помогает передать чувства  автора. Выбор стилистической окраски слова зависит от того, какой именно характер оно  изображает. ( а не от жанра, как в классицизме, не от настроя поэта, как в  романтизме) Оценка изображаемого многопланова: восторг может смениться однообразием,  поэтому рядом с поэтической лексикой высокого стиля могут соседствовать так  называемые прозаизмы (слова разговорного стиля, подчёркивающие прозу жизни). Перед нами первые страницы романа. Назовите слова, которые предметно точны при создании интерьера () портрета героя, внешние черты ( )душевное состояние () Делаем вывод: автор не поскупился на ……(детали), чтобы наиболее полно представить  своего героя.  Но готов ли сразу ответ на вопрос, что это за человек – Обломов?  Пожалуй, нет.. Так что мы продолжаем работу над словом в романе. Теперь это будет проектная  деятельность. 3. Проектная деятельность Опираясь на предложенный материал, вы сейчас разработаете небольшие  исследовательские проекты. Если тема вас заинтересует, можно выбрать её в качестве  научно­исследовательской работы по языку. Группа1. Роль детали в создании художественного образа героя. Группа2. Концепт «облако» и его роль в раскрытии душевного состояния героя. Группа3. Тайна имени главного героя.    4. Посмотрите на эти две иллюстрации художника Мазурина. Какие черты  характера подчёркивает художник? 5. Работа с терминами……………  Разработка открытого урока. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с. Раевский Шевяхова Э.Ш. 6. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ, часть В 7. Итоги урока.  Какую роль выполняет художественное слово в реалистических произведениях? Как вы  соотнесёте слова Л.Толстого с тем, что узнали сегодня на уроке? Оценки. Домашнее задание. /////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Приложение 1 Рабочий лист для урока словесности.  Выполнил ученик 10 –а класса _______________________________________12.12.2008 г.    Таблица – сопоставление. Задание: выбери в Словах для справок верный комментарий для каждого литературного  направления, укажи стрелкой это направление м з и т н а м о р м з и л а е р м з и л а т н е м и т н е с Изображение и оценка явлений жизни Изображение  жизни, быта Слова для справок Простая обстановка, лишённая всего  низменного Необычная обстановка, исключительные  обстоятельства Разработка открытого урока. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с. Раевский Шевяхова Э.Ш. Речь героев Природа  Внутренний  мир человека Что движет  героями? Кто герои? Примером  может  послужить  произведение… Объективная действительность, «без  прикрас» Эмоциональная, поэтичная Яркая, образная, часто пламенная Помогает создать образ речи той среды, в  какой живёт герой Помогает ощутить простор жизни, свободу Гармонирует с состоянием души героя Помогает раскрыть определённые черты  героя (психологический параллелизм) Стремление к свободе, к идеалу –  односторонний взгляд на героя. Резкий  контраст с миром внешним Способность чувствовать и сопереживать Богатый внутренний мир. Положительное и  отрицательное в одном человеке Жизнь Страсть Нежное чувство Влюблённые люди Необыкновенные люди, наделённые сильным  характером Обыкновенные люди М.Лермонтов «Мцыри» Н.Карамзин «Бедная Лиза» И.Гончаров «Обломов» Сделай вывод, в чём заключается своеобразие реализма?                   Приложение 2 Подготовка к ЕГЭ Часть В Прочитайте внимательно текст. Выполните задания. 1)Утро  великолепное;  в  воздухе  прохладно;  солнце   ещё   не  высоко.2)    От  дома,  от деревьев, от голубятни, от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. 3) В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. 4) Только вдали поле с рожью точно горит огнём, да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Разработка открытого урока. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с. Раевский Шевяхова Э.Ш. 5)­­ Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло? – спрашивал ребёнок. 6)—Оттого,   батюшка,   что   солнце   идёт   навстречу   месяцу   и   не   видит   его,   так   и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет. 7)Задумается ребёнок и всё смотрит вокруг: видит он, как Антип поехал за водой и по земле, рядом с ним, шёл другой Антип, вдевятеро больше настоящего, и бочка казалась с дом величиной, а тень лошади покрыла собой весь луг, тень шагнула только два раза по лугу и вдруг двинулась за гору, а Антип ещё и со двора не успел съехать. 8)Ребёнок тоже шагнул два раза, ещё шаг – и он уйдёт за гору. 9)Ему хотелось бы к горе, посмотреть, куда делась лошадь. 10)Но тут же слышится голос матери: «Ребёнок выбежал на солнышко!» 11)Нянька утаскивает его на крыльцо. 12) Смотрит ребёнок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые.   13)Ни   одна   мелочь   не   ускользает   от   пытливого   внимания   ребёнка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми  примерами   и  бессознательно  чертит  программу   своей   жизни  по  жизни,  его окружающей. № Задание Ответ В 1 В 2 В 3 В 4 В 5 В 6 В 7 В 8 ИТОГО  Напишите    выпишите   слово  Из   предложения   11  выпишите   слово,   которое образовано приставочно­суффиксальным способом Из   предложений   3­4 с чередующейся   гласной   в   корне,   зависящей   от ударения Выберите   из   предложений   1­6   предложение   с   его обособленным   определением. номер. Выберите   из   предложений   1­4   предложение   с обобщающим членом предложения. Напишите  его номер. Какие   приёмы  предложении:   сравнение, гиперболу, метонимию, олицетворение? Назовите, (эпитет, сравнение…)является сочетание «поле с рожью … горит огнём» В каком предложении с 4 по 6 есть олицетворение? Напишите  его номер. Назовите   средства   изобразительности   языка, встретившиеся в предложении 13 использовал   автор   в   7   литоту,   метафору,   каким   тропом  Разработка открытого урока. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с. Раевский Шевяхова Э.Ш. Приложение 3 Игра­разминка 1. Кто мог произнести такие слова? «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо своё…» «Товарищ, верь: взойдёт она, звезда пленительного счастья…» 2. Кто мог быть изображён в такой обстановке? «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах…» «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью;  зеркала…могли бы служить для записывания на них… каких­нибудь заметок на память.» 3. Какой герой мог бы так переживать? «Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть: она, как червь, во мне жила,  изгрызла душу и сожгла…» «…просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих…» 4. Каким героям свойственны такие поступки? «С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную  жизнь…» «О, я как брат обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, рукою молнии  ловил…» «Полежав ничком минут пять, он медленно опять повернулся на спину. Лицо его  сияло кротким, трогательным чувством: он был счастлив…» 5. Портреты каких героев скрываются за этими строками? «… человек лет32­33 от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно­серыми  глазами, гулявшими беспечно по стенам … с той неопределённостью, которая показывает,  что его ничто не занимает…» «Как серна гор, пуглив и дик, и слаб, и гибок, как тростник. Но в нём мучительный недуг  развил тогда могучий дух…» «Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала её к  своему сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей…» Разработка открытого урока. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с. Раевский Шевяхова Э.Ш.

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»

Жизнь художественного слова в реалистическом произведении. На примере романа И.А.Гончарова «Обломов»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2017