Конспект урока литературы в 10 классе
Тема «Общая характеристика повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Цели: знакомство учащихся с повестью Н.С. Лескова «Очарованный странник»; определение идейно-художественных особенностей произведения; развитие умения внимательно читать, анализировать художественный текст, определять особенности творческой манеры автора; воспитывать чувство прекрасного, интерес к русской классической литературе.
Оборудование: тексты повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»; видеофильм «Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова»: презентация «Н.С. Лесков «Очарованный странник»; электронная доска.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
· Просмотр видеофильма «Жизнь и творчество Николая Семёновича Лескова»
II. Общая характеристика повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
· Замысел произведения
Идея написания повести о русском богатыре-страннике, бесприютном и морально цельном, появилась у Лескова во время путешествия по Ладожскому озеру. Именно эти места выбирают монахи для своего земного приюта - здесь особая атмосфера и располагающая к размышлениям природа.
· История создания и публикации
Взявшись за работу в 1872 году, Николай Семёнович Лесков закончил книгу за год. В 1873 году он отнёс рукопись в редакцию “Русского вестника”, однако главный редактор посчитал её недоработанной и отказался печатать. Тогда писатель изменил название произведения с “Чернозёмного Телемака” на “Очарованного странника” и передал книгу в редакцию газеты “Русский мир”, где и была она опубликована в 1873 году.
· Жанр произведения
Традиционно принято обозначать жанр “Очарованного странника” как повесть. В первых публикациях было указано – рассказ.Произведение сочетает в себе черты жития и особенности приключенческого романа, которые были популярны в 19 веке. С жанром жития повесть связывает структура и особая смысловая нагрузка: скитания, перипетии, поиск душевного равновесия, страдания, “хождения” и терпеливое несение своего бремени. Духовный рост героя, его сновидения, мистические моменты и многое другое – признаки житийного жанра.
· Смысл названия и посвящение
Лесков посвятил повесть С. Е. Кушелеву (генералу, участвовавшему в войне на Кавказе), у него дома впервые была прочитана книга самим автором. Смысл названия заключается в удивительной способности главного героя лицезреть окружающее и восхищаться, очаровываться им, а роль странника, человека без дома и семьи, уготована персонажу судьбой. Своеобразная легенда о нравственной силе и русском характере вышла из-под пера Лескова. Как отмечал сам автор, создавалась повесть “на одном дыхании”, легко и быстро.
· Композиция повести
“Очарованный странник” состоит из двадцати глав, которые собраны воедино по принципу воспоминаний и ассоциаций главного героя – рассказчика. Присутствует некоторое подобие “рассказа в рассказе”, когда в первой главе монах Измаил плывёт на пароходе и рассказывает о своей жизни по просьбам пассажиров. Время от времени он отвечает на вопросы слушателей, что позволяет автору внести свою точку зрения и подчеркнуть особо важные моменты повествования.
· Какой момент в произведении можно считать его кульминацией?
Кульминацией произведения можно считать духовное перерождение героя, его приход к Богу, дар пророчества и испытания тёмных сил. Развязка ещё только предстоит герою, он едет сражаться за русский народ, желая отдать свою жизнь, если понадобится, за веру, за свою родину.
· Временное пространство
Повесть описывает временной отрезок 1820-30-х годов. При первоначальной публикации произведение называлось “Очарованный странник. Его жизнь, опыты, мнения и приключения”. Именно эти вехи затронуты в произведении, которое входит в цикл легенд о русских праведниках. Примечательно, что образ главного героя вымышленный, но очень живой и правдоподобный.
· Какие темы заявляет автор?
1. Тема ностальгии пронизывает всё повествование: герой мучительно скучает по родине в плену, молится и плачет ночами. Он не испытывает отцовских чувств к своим некрещённым детям, родившимся от жён в татарском плену. Флягин “находит себя” в войне на Кавказе, он оказывается бесстрашным солдатом, не боится смерти, и удача благоволит ему.
2. Тема любви затронута автором в нескольких главах, главный герой не испытывает настоящей любви, его опыт общения с женщинами печален – судьба распоряжается так, что Флягину не суждено быть отцом и мужем. Основная мысль повести в том, что человек рано или поздно находит своё предназначение, вся его жизнь есть движение в этом направлении.
· Какие проблемы поднимает автор?
1. Проблема праведничества (Кто такой праведник?)
Автор обозначает проблематику ещё в начале повествования: это история о праведничестве и православии. Праведник, по мнению автора, – не тот, кто не совершает грехов, а тот, кто осознаёт необходимость каяться и признавать свои ошибки.
2. Каков путь праведника?
Путь праведника – жизнь, наполненная испытаниями и ошибками, без которых невозможно человеческое существование.
III. Образная система произведения
ü Представьте героев прочитанного произведения Н.С. Лескова
· Иван Северьяныч Флягин
Сын кучера, по прозвищу Голован. Крепкий, сильный, похожий на богатыря. Мать умерла при родах. Рос с отцом, обучался уходу за лошадьми, имел к ним особый подход. Как-то раз из-за него погиб монах. Явившись во сне Ивану, он сказал, что того не будет брать погибель и он станет монахом. Много раз Голован спасал жизнь другим людям, был в плену, помогал нуждающимся. Он сбросил с обрыва женщину, которую любил, потому что она его попросила об этом. Вдали от родины он тосковал, на родине много пил, искал смысл жизни. В конце своего пути он стал послушником.
· Граф и графиня из Орловской губернии
Это первые хозяева Голована, они воспитали его, он вырос в их имении. Из-за того, что Иван “наказал” кошку хозяйской прислуги, его отправили молотить камни для конюшни. От такой унизительной монотонной работы Голован хотел повеситься. Случай изменил его судьбу - за серебряный крест ему выписали вольную. Уже зрелым мужчиной он возвращается к ним в имение. Они дают ему вольную.
· Монах
Когда-то у первого графа Иван работал форейтором с отцом, отгонял прохожих с дороги. Однажды он хлестнул лошадей монаха, уснувшего на возу, лошади понесли и монах погиб под колёсами телеги. Его образ являлся Ивану несколько раз, говоря о том, что мать вымолила сына у Бога и он будет жить долго, пока не вернётся к Богу в конце жизни.
· Барин из Николаева и его дочь
Барин из Николаева берёт Ивана в “няньки”- присматривать за его грудной дочерью. От него сбежала жена. Он очень доволен работником. Застав на пляже Ивана с дочкой и сбежавшей супругой, поляк хватается за пистолет. Иван вынужден бежать…
· Цыганка Грушенька
Красавица-цыганка, которую выкупил князь, хозяин Голована, за огромные деньги. Она стала другом Ивану, а князь очень быстро охладел к ней. Страдая от любви, она заподозрила мужчину в измене. Он отвёз её за город и оставил под присмотром трёх женщин. Сбежав от них, Груша просит, чтобы Иван сбросил её с обрыва,- любовь к князю не даёт ей жить. Иван выполняет просьбу Груши. С тех пор она иногда является ему, помогает, защищает от смерти, подсказывает будущее.
· Князь
Князь - второстепенный персонаж. Иван Флягин служил у него конэсером. Тот у князя отлично прожил три года, пока на их пути не встретилась красивая цыганка Груша. Князь так в неё влюбился, что отдал цыганам за неё почти всё своё состояние - 50 000 рублей. Но через несколько лет она ему надоела, он решил жениться на другой, а её отвёз в лес и поселил в избушке под присмотром.
IV. Беседа по вопросам (с домашней подготовкой)
· Какова основная идея произведения?
Основная идея повести «Очарованный странник» заключается в том, что праведником может стать каждый человек, нужно лишь впустить в свое сердце Бога, раскаявшись в злых поступках. Писатель видит в простом мужике, который воплотил в себе весь русский народ, веру, которую многие отрицают. Несмотря на это кажущееся отрицание, русский народ не перестает верить. Его душа всегда открыта для чуда и спасения. Она до последнего ищет что-то святое, непостижимое, духовное в своем существовании.
· Что рассказывает о себе Иван Флягин своим случайным попутчикам? (гл.2)
· Жизнь и приключения Ивана в Николаеве, в доме барина (гл. 4-5)
· Как жил Иван Северьяныч среди татар? (гл. 6 -9)
· Какова роль Ивана в судьбе цыганки Грушеньки? (гл. 15 – 18)
· Иван Флягин в армии (гл. 19)
· Как Иван Северьяныч оказался в монастыре? Что он думает о своём будущем? (гл. 19 – 20)
V. Рефлексия
ü Понравилось ли вам произведение?
ü Какой эпизод запомнился и почему?
ü Какие особенности творческой манеры автора можете назвать?
VI. Домашнее задание
· Письменный анализ любого эпизода повести «Очарованный странник»
· Подготовиться к обсуждению темы «Художественные особенности повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (подобрать примеры из текста)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.