Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом
Оценка 5

Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом

Оценка 5
Семинары
docx
воспитание
Взрослым
02.08.2024
Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом
В выступлении рассматривается процесс управления воспитательным процессом в школе, типы управленческих решений
Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом.docx

Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом                                                                  

                                                                  «Управлять - значит                                                                                                        предвидеть, организовывать,

                                                                                   распоряжаться,                                                                                                                 координировать и                                                                                                            контролировать»

                                                                                                          А. Файоль

     

         Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

            Воспитательный процесс - система организации целостного педагогического процесса - целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательный процесс проявляет свою целостность.

            Воспитательный процесс школы - сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Этот процесс открытый: он не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сам становится мощным средством социализации. Он имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком

            Воспитательный процесс объединяет комплекс, состоящий из:

  • воспитательных целей;
  • людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности;
  • отношений, возникающих между ее участниками;
  • освоенной воспитывающей среды;
  • управленческой деятельности по обеспечению жизнеспособности системы.

Управление школой – обоснованные действия администрации и педагогов, направленные

на повышение эффективности деятельности учебного заведения,

- на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности

- на обеспечение баланса интересов общества и данного учреждения, т.е. равновесия между организационными, социально-педагогическим, социально-психологическими подходами к управлению.

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. По достижении какой-то цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Цель – действие – результат – новая цель – такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса, которая применима к научному и учебно-воспитательному процессам.

            Управление – процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. Поэтому необходимо активно собирать информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, анализировать ее, планировать, организовывать, контролировать и регулировать все стороны жизнедеятельности школы.

Управлять – это не значит подавлять и навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Управление воспитательным процессом строится по следующим направлениям:

- связь с общественными организациями

- административная работа: повышение квалификации классных руководителей, обмен опытом, МО классных руководителей

- сбор информации: педагогическое наблюдение, анкетирование, мониторинг, анализ собранной информации

- планирование

- контроль и коррекция: анализ и оценка воспитательной работы (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре, заместителе директора)

            Принятие решений – это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности и является ее вершиной.

«Решение – один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения. Этот процесс заканчивается принятием решения».

Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации.

Задача по принятию решений сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, координации их взаимодействий. Решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.

Разработка решений предусматривает развитие объекта управления и выбор регулирующих воздействий на него с целью достижения определенных показателей.

Решение является результатом оценки ситуации путем обработки информации и выступает как продукт управленческого труда, а информация в этом случае становится предметом труда. Все решения должны быть подчинены главной цели - выполнению поставленных задач.

 

 

Типы управленческих решений:

-  инициативные – решения, выдвигающие новую цель и намечающиеся пути ее решения. Процесс целеполагания здесь играет основную роль, занимает большую часть времени;

-  последовательные решения, операционализирующие общую цель. Процесс целеполагания упрощен (ведется композиция), но играет при этом ведущую роль;

-  промежуточные – решения, цель которых занимает, отодвигает какую-либо другую цель ввиду временной достижимости последней. Процесс целеполагания совмещается с процессом выдвижения альтернатив;

-  рутинные решения, реализующие одну и ту же цель, в условиях;

-  исполнительно-распорядительные решения, устанавливающие

условия и порядок реализации принятых решений. Целеполагание как процесс отсутствует. Цель задается, а не выдвигается;

-  паллиативные решения, принимаемые с условными целями. Процесс целеполагания лишь намечает возможную линию поведения типа: «если ..., то…».

            Управление воспитательным процессом осуществляется через:

- систему внутришкольного контроля, который включает в себя комплексную проверку деятельности классных руководителей (изучение документации, которая ведется классным руководителем, посещение открытых мероприятий, классных часов, работа по формированию классного коллектива, совместная работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися), руководителей кружков, воспитателя ГПД, педагога-организатора, советника директора по воспитанию.

- систему мониторинга уровня воспитанности учащихся, уровня удовлетворенности воспитательным процессом.

            Полученные результаты позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции воспитательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием диагностических методик, схем анализа воспитательных мероприятий, анкетирования и обобщения полученных результатов.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

         Проведено анкетирование учащихся 5-11 классов.

У учащихся 8 класса

 

класс

Показатели недостаточного уровня воспитанности (в %)

Рекомендации классному руководителю

8

Низкие показатели по следующим  параметрам:

-стремление к сотрудничеству ;

-ответственность перед коллективом ;

-взаимопомощь, самообладание и настойчивость .

Низкий уровень коммуникативности: самообладание и настойчивость, взаимопомощь, коллективизм и т.п.

 

 

Проведение мероприятий, направленных на развитие внутригруппового взаимодействия учащихся (сотрудничество в выполнении коллективных дел, обучение принятию внутригрупповых решений и т.п.).

Строить  отношениям равного партнерства с учащимися через анализ собственного типа взаимодействия и воздействия с целью повышения коммуникативной связи ученик-учитель. Проведение бесед с учащимися, разъясняющих способы поведения в конфликтных ситуациях, способы самовыражения, общения с противоположным полом и т.п.

 

На основании рекомендаций классный руководитель вместе с педагогом-психологом психологом разработали мероприятия, внесли коррективы в план ВР класса.

Повторная диагностика показала следующие результаты

1.

                                              

 

 

Класс

Количество опрошенных

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

5 класс

24

1, 4%

18, 75%

5, 21%

6 класс

21

2, 10%

12, 57%

7, 33%

7 класс

26

1, 4%

17, 65%

8, 31%

8 класс

22

3, 14%

15, 68%

4, 18%

9 класс

23

2, 9%

20, 87%

1, 4%

10 класс

30

1, 3%

19, 64%

10, 33%

11 класс

29

2, 7%

18, 62%

9, 31%

  

2  Результаты по классам

Класс

Количество опрошенных

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

5 класс

24

1, 4%

17, 70%

6, 26%

6 класс

21

1, 5%

13, 62%

7, 33%

7 класс

26

1, 4%

15, 57%

10, 39%

8 класс

22

2, 9%

16, 72%

4, 19%

9 класс

23

2, 9%

18, 79%

3,12%

10 класс

30

1, 3%

15, 50%

14, 47%

11 класс

29

1, 3%

18, 63%

10, 34%

 

 

Диагностика и анализ воспитанности позволяют  целенаправленно управлять качеством воспитательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

1.      Планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности учащихся.

2.      Отслеживание динамики уровня воспитанности учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

3.      Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности классных руководителей к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики.

4.      Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Организация ученического самоуправления

         Энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее во многом станут залогом успеха наших инициатив. Поэтому проблема активизации ученического самоуправления сегодня актуальна  как никогда.

Для активизации деятельности ученического самоуправления:

1.Найдены   сферы полезной  и значимой для школы  и для учеников деятельности (подготовка праздников, линеек, участие в  акциях, конкурсах, фестивалях)

2. Введено поощрение детей

 

            Чтобы показать результативность работы в этом направлении, хочу предоставить сравнительную таблицу «Участие в конкурсах».

 

           

Международный уровень

 

Кол-во конкурсов

Кол-во участников

2021-2022/2022-2023

12/11

33/135

Республиканский уровень

2021-2022/2022-2023

7/13

112/161

Городской уровень

2021-2022/2022-2023

17/20

151/282

 

 

В завершение хочу сказать: эффективность управления во многом зависит от качества принимаемых решений.


 

Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»

Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления

Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления

Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать

Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать

ГПД, педагога-организатора, советника директора по воспитанию

ГПД, педагога-организатора, советника директора по воспитанию

Класс Количество опрошенных

Класс Количество опрошенных

Организация ученического самоуправления

Организация ученического самоуправления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2024