Эффективные решения в управлении современным воспитательным процессом
«Управлять - значит предвидеть, организовывать,
распоряжаться, координировать и контролировать»
А. Файоль
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитательный процесс - система организации целостного педагогического процесса - целостность, единство компонентов педагогического процесса, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, а также в непрерывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательный процесс проявляет свою целостность.
Воспитательный процесс школы - сложное психолого-социопедагогическое образование, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Этот процесс открытый: он не только успешно взаимодействует с ближним и дальним социумом, но, осваивая его, сам становится мощным средством социализации. Он имеет сложную структуру, состоит из компонентов, скрепленных системными связями, осуществляет соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком
Воспитательный процесс объединяет комплекс, состоящий из:
Управление школой – обоснованные действия администрации и педагогов, направленные
- на повышение эффективности деятельности учебного заведения,
- на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности
- на обеспечение баланса интересов общества и данного учреждения, т.е. равновесия между организационными, социально-педагогическим, социально-психологическими подходами к управлению.
Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. По достижении какой-то цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Цель – действие – результат – новая цель – такова схематичная картина непрерывного управленческого процесса, которая применима к научному и учебно-воспитательному процессам.
Управление – процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. Поэтому необходимо активно собирать информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, анализировать ее, планировать, организовывать, контролировать и регулировать все стороны жизнедеятельности школы.
Управлять – это не значит подавлять и навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.
Управление воспитательным процессом строится по следующим направлениям:
- связь с общественными организациями
- административная работа: повышение квалификации классных руководителей, обмен опытом, МО классных руководителей
- сбор информации: педагогическое наблюдение, анкетирование, мониторинг, анализ собранной информации
- планирование
- контроль и коррекция: анализ и оценка воспитательной работы (педагогические советы, МО классных руководителей, совещание при директоре, заместителе директора)
Принятие решений – это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности и является ее вершиной.
«Решение – один из необходимых моментов волевого действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующее фактическому действию мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения. Этот процесс заканчивается принятием решения».
Принятие управленческого решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Образно говоря, принятие решений можно назвать " центром ", вокруг которого вращается жизнь организации.
Задача по принятию решений сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, координации их взаимодействий. Решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.
Разработка решений предусматривает развитие объекта управления и выбор регулирующих воздействий на него с целью достижения определенных показателей.
Решение является результатом оценки ситуации путем обработки информации и выступает как продукт управленческого труда, а информация в этом случае становится предметом труда. Все решения должны быть подчинены главной цели - выполнению поставленных задач.
Типы управленческих решений:
- инициативные – решения, выдвигающие новую цель и намечающиеся пути ее решения. Процесс целеполагания здесь играет основную роль, занимает большую часть времени;
- последовательные – решения, операционализирующие общую цель. Процесс целеполагания упрощен (ведется композиция), но играет при этом ведущую роль;
- промежуточные – решения, цель которых занимает, отодвигает какую-либо другую цель ввиду временной достижимости последней. Процесс целеполагания совмещается с процессом выдвижения альтернатив;
- рутинные – решения, реализующие одну и ту же цель, в условиях;
- исполнительно-распорядительные – решения, устанавливающие
условия и порядок реализации принятых решений. Целеполагание как процесс отсутствует. Цель задается, а не выдвигается;
- паллиативные – решения, принимаемые с условными целями. Процесс целеполагания лишь намечает возможную линию поведения типа: «если ..., то…».
Управление воспитательным процессом осуществляется через:
- систему внутришкольного контроля, который включает в себя комплексную проверку деятельности классных руководителей (изучение документации, которая ведется классным руководителем, посещение открытых мероприятий, классных часов, работа по формированию классного коллектива, совместная работа с родителями, индивидуальная работа с учащимися), руководителей кружков, воспитателя ГПД, педагога-организатора, советника директора по воспитанию.
- систему мониторинга уровня воспитанности учащихся, уровня удовлетворенности воспитательным процессом.
Полученные результаты позволяют принять правильное управленческое решение по регулированию и коррекции воспитательного процесса. Контроль осуществляется на диагностической основе с использованием диагностических методик, схем анализа воспитательных мероприятий, анкетирования и обобщения полученных результатов.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Проведено анкетирование учащихся 5-11 классов.
У учащихся 8 класса
класс |
Показатели недостаточного уровня воспитанности (в %) |
Рекомендации классному руководителю |
8 |
Низкие показатели по следующим параметрам: -стремление к сотрудничеству ; -ответственность перед коллективом ; -взаимопомощь, самообладание и настойчивость . Низкий уровень коммуникативности: самообладание и настойчивость, взаимопомощь, коллективизм и т.п. |
Проведение мероприятий, направленных на развитие внутригруппового взаимодействия учащихся (сотрудничество в выполнении коллективных дел, обучение принятию внутригрупповых решений и т.п.). Строить отношениям равного партнерства с учащимися через анализ собственного типа взаимодействия и воздействия с целью повышения коммуникативной связи ученик-учитель. Проведение бесед с учащимися, разъясняющих способы поведения в конфликтных ситуациях, способы самовыражения, общения с противоположным полом и т.п. |
На основании рекомендаций классный руководитель вместе с педагогом-психологом психологом разработали мероприятия, внесли коррективы в план ВР класса.
Повторная диагностика показала следующие результаты
1.
Класс |
Количество опрошенных |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
5 класс |
24 |
1, 4% |
18, 75% |
5, 21% |
6 класс |
21 |
2, 10% |
12, 57% |
7, 33% |
7 класс |
26 |
1, 4% |
17, 65% |
8, 31% |
8 класс |
22 |
3, 14% |
15, 68% |
4, 18% |
9 класс |
23 |
2, 9% |
20, 87% |
1, 4% |
10 класс |
30 |
1, 3% |
19, 64% |
10, 33% |
11 класс |
29 |
2, 7% |
18, 62% |
9, 31% |
2 Результаты по классам
Класс |
Количество опрошенных |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
5 класс |
24 |
1, 4% |
17, 70% |
6, 26% |
6 класс |
21 |
1, 5% |
13, 62% |
7, 33% |
7 класс |
26 |
1, 4% |
15, 57% |
10, 39% |
8 класс |
22 |
2, 9% |
16, 72% |
4, 19% |
9 класс |
23 |
2, 9% |
18, 79% |
3,12% |
10 класс |
30 |
1, 3% |
15, 50% |
14, 47% |
11 класс |
29 |
1, 3% |
18, 63% |
10, 34% |
Диагностика и анализ воспитанности позволяют целенаправленно управлять качеством воспитательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:
1. Планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности учащихся.
2. Отслеживание динамики уровня воспитанности учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.
3. Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности классных руководителей к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики.
4. Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.
Организация ученического самоуправления
Энергия и инициативность молодых, их устремленность в будущее во многом станут залогом успеха наших инициатив. Поэтому проблема активизации ученического самоуправления сегодня актуальна как никогда.
Для активизации деятельности ученического самоуправления:
1.Найдены сферы полезной и значимой для школы и для учеников деятельности (подготовка праздников, линеек, участие в акциях, конкурсах, фестивалях)
2. Введено поощрение детей
Чтобы показать результативность работы в этом направлении, хочу предоставить сравнительную таблицу «Участие в конкурсах».
Международный уровень |
||
|
Кол-во конкурсов |
Кол-во участников |
2021-2022/2022-2023 |
12/11 |
33/135 |
Республиканский уровень |
||
2021-2022/2022-2023 |
7/13 |
112/161 |
Городской уровень |
||
2021-2022/2022-2023 |
17/20 |
151/282 |
В завершение хочу сказать: эффективность управления во многом зависит от качества принимаемых решений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.