«Проектная деятельность, в рамках реализации ФГТ в ДШИ и ДМШ»
Гончарова О.В.
Преподаватель, концертмейстер
МБОДО «Детская школа искусств»
г. Алексеевки
Алексеевского городского округа
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы искусств, в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере художественного образования.
Современная концепция развития детских школ искусств ставит перед собой задачу показать, что творческий потенциал общества может стать одним из эффективных локомотивов общественного развития. Реформа ДШИ, предполагает глубокое проникновение всех видов и родов творческих практик во все слои общественной жизни, качественное изменение общественной жизни с помощью культурного инструментария. Обновление образования, развитие его в новых направлениях, идет также за счет применения преподавателями школ искусств и детских музыкальных школ знания инновационных педагогических технологий и владения современной техникой, освоения новых форм и методов обучения.
Система дополнительного образования детей – явление уникальное, имеющее многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
§ личностная ориентация образования;
§ профильность;
§ практическая направленность;
§ мобильность; многофункциональность;
§ разноуровневость;
§ разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
§ реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся.
Теперь уже метод проектов, интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывая значительную помощь в творческой деятельности преподавателя и учащихся. Внедрение новых технологических решений позволит повысить степень сформированности новых компетенций. Это даст для преподавателей и обучающихся образовательный эффект, социальный, повысит мотивацию и стимулирование возникновения и развития инновационных процессов.
Проектная деятельность имеет ярко выраженный творческий характер. А инновационный процесс стимулирует развитие креативных способностей не только детей, но и преподавателя.
Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнерами, работа будет всегда успешной.
Ребенок развивается в деятельности: 20% должен делать педагог, а остальное учащийся. Важно создать среду для творчества.
Все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в зерне, содержатся в проектной деятельности. Специфика проектов в ДМШ заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в проекте по искусству, всегда требует привлечения интегрированного знания. Музыка и изобразительное искусство теснейшим образом связаны с литературой. В их сочетании таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся.
Конечно, перестроить весь учебный процесс, превратив его в проектную деятельность, невозможно и не нужно, но использовать ее в обучении в ДМШ представляется сегодня необходимым.
Проект (от лат. «projektus») означает буквально «выброшенный вперед». Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, он возник еще в начале ХХ века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами, - обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов, использовались в обучении в 20-х годах ХХ века, хорошо были известны Станислову Тимофеечу Шацкому, Виктору Николаевичу Росинскому, Антону Семеновичу Макаренко и многим другим педагогам. Более полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко Сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились педагогические и методические исследования и разработки.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей художественного творчества.
Существуют четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.
Признаки проекта
1. Есть конкретная дата начала.
2. Есть конкретная дата конца или конечный результат. Вы можете отметить на календаре день запуска нового курса или представить в качестве конечного результата готовый продукт.
3. Результат проекта уникален. В этом состоит главное отличие проекта от процесса или регулярной деятельности. «Уникальный» не значит абсолютно новый для всех. Он может быть уникальным для организатора или команды.
4. Ресурсы ограничены. Ресурсы для проекта ограничены всегда: ваше время, деньги, оборудование и т.д
Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности.
Кроме того, для проекта могут быть предложены темы, завершающие определенный этап программы и представленные как итог работы. Это может быть творческая работа, не связанная напрямую с прохождением исполнительской программы и темы на уроках муз. литературы, но позволяющая оценить способности учащихся к межпредметной интеграции, синтезу полученных знаний, открывающая возможность целостного восприятия культурных пластов разных стран и народов.
Виды проектов, реализуемых в детской школе искусств
Вместе с тем учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Вообще, все проекты школы искусств по своему содержанию – творческие и музыкальные априори. Условно, в зависимости от целей и задач, мы можем выделить:
– Образовательные проекты. Они позволяют организовывать учебную деятельность в инновационном режиме, внедрять современные методики и технологии в образовательный процесс. В группу образовательных проектов входят просветительские проекты, расширяющие знания учащихся в определенной области музыки, проекты формирующие навыки исследовательской деятельности у воспитанников ДШИ и проекты, нацеленные на закрепление или углубление какого-либо специального навыка.
– Социо-культурные и социально-педагогические – проекты, адресованные определенной категории слушателей, воспитывающие, как правило, социально-значимые ценности. Цель таких проектов – формирование культурного пространства для духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания детей, привлечение внимания детей и взрослых к социальным темам, в том числе к теме войны и мира; создание условий для формирования у учащихся социальной активности, гражданской позиции, воспитания чувства патриотизма.
– Собственно творческие проекты– это проекты, которые знакомят учащихся с разными направлениями в музыке, стилями, жанрами, композиторами и отдельными произведениями. Предполагается максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
– Конкурсно-фестивальные проекты представляют собой организацию городских и республиканских фестивалей и конкурсов учащихся школ искусств (от разработки концепции и написания сценария до его воплощения). Несомненно, основным условием для реализации конкурсных проектов является высокий уровень зрелости коллектива, наличие в нем целостно ориентированного единства, сплоченности, организованности, взаимопонимания, сработанности и совместимости.
– Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства.
– Научно-познавательные и методические проекты позволяют проанализировать развитие современных детей и работу преподавателей в свете последних достижений педагогической науки.
– Информационный проект – направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и предоставления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
–Здоровьесберегающие проекты нацелены на формирование правильных жизненных установок учащихся и ценностного отношения к собственному здоровью.
– Совместные арт-проекты с другими учреждениями культуры. Как результат – создание новых творческих продуктов в результате совместного творчества.
Следует иметь в виду, что все из перечисленных целевых направлений проектной деятельности реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект – социо-культурный, точно так же как любой – творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов:
– монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
– межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками.
– внутриклассными;
– внутришкольными;
– региональными (разного масштаба) и т.д.
Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рассмотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе.
Как правило, любой проект начинается с осознания администрацией и преподавательским коллективом новой миссии школы и возможностей дальнейшего ее развития.
На сегодняшний день ДШИ накопила богатейший опыт методической, воспитательной, профессиональной работы с детьми, обладающими разными способностями и возможностями в сфере искусства. Школа продемонстрировала свои адаптивные возможности, адекватно реагируя на изменившиеся условия существования, сохранила лучшие традиции системного комплексного обучения в области искусства. Реализуемые нами проекты – это примеры и теоретической, и практической деятельности преподавателей и уч-с: «Мир, который нужен нам», школа креативных индустрий «Точка - ART»
Проекты стали более масштабными по характеру контактов и более оригинальными по замыслу, идее проекта, креативными по содержанию.
Проектная деятельность ДМШ и ДШИ необходима как средство повышения ее конкурентоспособности и позиционирования в социуме.
Развитие образовательного бренда – это такая же реальность, как компьютер или интерактивная доска. Конкурентоспособность учреждения дополнительного образования детей зависит от трансляции широкой общественности результативности процессов удовлетворения общественного образовательного спроса, итогов реализации инновационных проектов стратегического развития учреждения.
Детской школе искусств необходимо постоянно развивать и поддерживать различные педагогические проекты, адаптируя их к изменяющимся условиям, можно эффективно использовать их в соперничестве с другими образовательными учреждениями за учащегося и его родителей (т.е. за финансирование), обеспечивая тем самым собственное развитие.
Таким образом, проектная деятельность предстает как образовательная тенденция будущего. Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
Заключение
Как показывает опыт, применение проектного метода в образовательном пространстве ДШИ, как нельзя лучше соответствует задачам нового времени. Сущность опыта и его технология состоит в организации и проведении разнообразной работы, совместных концертов всех отделений ДШИ, праздников в школе, за ее пределами. Опыт дает все основания рассматривать все виды искусств в целостности в качестве исключительно благоприятной образовательной и воспитательной среды. У учащихся появляется больше возможностей проявить свои личностные качества, повысить уровень социализации и ответственности. Кроме того, вся работа может стать опытной площадкой для создания поликультурного образовательного пространства.
Проектная деятельность вносит разнообразие в череду повседневных будней, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, способствует инициативности. В процессе выполнения проекта проявляются самые разнообразные практические задачи, которые влекут за собой потребность в новых знаниях и формируют умения и навыки.
Подводя итог выше сказанному, хотелось бы подчеркнуть актуальность проектной деятельности, как инновационного направления деятельности Детской школы искусств. Современные дети, пришедшие в школу искусств вдохновляют нас на смелые и оригинальные проекты, в школе стартуют новые образовательные программы, отвечающие требованиям времени. Учащиеся школы хотят заниматься разными видами творчества, и поэтому мы предлагаем им различные направления творческого взаимодействия, от первых пробных выступлений на сцене школы до участия в крупномасштабных проектах и конкурсах в России и за её пределами. Не все дети имеют возможность принимать участие в конкурсах и фестивалях, но каждый по своему талантлив. Вовлекая учащихся в проектную деятельность мы даем возможность практически каждому ребенку проявить себя, реализовать свой потенциал, выявляя на практике новые молодые таланты.
Литература:
1. «Независимая газета» 23 января 2012г., В.В.Путин
2. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа. 2004. №2
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);
4. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 3-е изд., искр, и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2008.- С.91.
6. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учебное пособие. – Москва, 2004.
7. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. – 2004. – №1.
8. Проект — эффектный метод обучения // Специалист. 2006. № 1.
9. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика /Под ред. Е.С. Полат – М.,2000.
10. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий: Учебное пособие. – М.: Норма, 2006.
11. СУЩНОСТЬ
педагогической технологии // Педагогика. 2008.
№ 2.
12. Фрадкин, Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика. – 1995. – № 2. – С. 79 – 83.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.