Творчество как элемент профилактики асоциального поведения подростков в молодежной среде
Оценка 4.9

Творчество как элемент профилактики асоциального поведения подростков в молодежной среде

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.05.2024
Творчество как элемент профилактики асоциального поведения подростков в молодежной среде
В современном мире резко возрастает количество форм девиантного поведения человека, большую группу риска составляют подростки. Музыкальное и художественное творчество как средство коррекции является положительным фактором становления и развития гармонической личности детей и подростков через влияние на их эмоционально-чувственную сферу, интеллектуальные способности, психотерапевтическое и физиологическое состояние
Статья_Климчук Л.Н., Гончарова О.В..docx

Л.Н. Климчук

г. Алексеевка

МБОДО «Детская школа искусств» г. Алексеевки

 Алексеевского городского округа

Преподаватель, концертмейстер

О.В. Гончарова

г. Алексеевка

МБОДО «Детская школа искусств» г. Алексеевки

 Алексеевского городского округа

Преподаватель, концертмейстер

 

 

Творчество как элемент профилактики асоциального поведения подростков в молодежной среде

 

В современном мире резко возрастает количество форм девиантного поведения человека. Связано это со многими факторами. В первую очередь, это увеличение нагрузки на психику под воздействием современных информационных технологий. Информация в различных ее видах и формах перегружает наше сознание. Физиологически человек меняется гораздо медленнее, чем социально. Адаптационные способности нашего организма не беспредельны и достаточно инертны. Тем не менее, современные темпы жизни, диктуемые глобализацией и информатизацией общества, требуют от нас таких же стремительных изменений, как и в технологиях.

Увеличение разнообразных форм асоциального поведения у подростков в последние годы приобрело критическое значение, представляя, по мнению ряда специалистов, угрозу национальной безопасности общества и страны. Так, по словам главы «Следственного комитета России Александра Бастрыкина около 10 тысяч преступлений в 2021 году в России являются подростковыми, более 3000 из них совершили подростки, не достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности, практически половина этих преступлений совершена в составе группы» [1].

Подростковый возраст – один из кризисных периодов развития, характеризующегося физиологическими перестройками организма наряду с изменением психической составляющей личности. Указанные особенности формируют выраженное провоцирующее воздействие возрастных изменений на формирование личности и психическую адаптацию подростков. В стремлении обозначить свою независимость и зрелость «подросток переносит интересы в сферу общения со сверстниками, таким образом отдаляясь от семьи и сферы обучения, рискую быть втянутым в асоциальную субкультуру, в которой, под желанием продемонстрировать авторитетность, часто совершаются необдуманные поступки. Именно по вышеперечисленным причинам важно проводить раннюю диагностику, психологическую оценку и коррекцию асоциального поведения подростков для предотвращения закрепления асоциального поведения как привычной модели поведения» [3].

Подростковые субкультуры – это системы разнообразных значений и способов выражения, образованных группами подростков в социальной структуре, апеллирующих к различным возрастным группам, функционирующих в различных сферах жизни. Под асоциальными подростковыми субкультурами понимают совокупность специфических социально-психологических признаков, влияющих на стиль жизни и мышления номинальных и реальных групп подростков, характеризующаяся повышенным единообразием в стиле поведения, языке, манере одеваться, времяпрепровождении, и вырабатывающая ценности, инверсные по отношению к миру взрослых, который ассоциируется с работой на производстве, конформностью, рутиной и ответственностью [5].

В современных условиях возникает необходимость найти на этой основе эффективные средства социального контроля, в частности коррекционные.

Музыкальное и художественное творчество можно считать важным элементом профилактики асоциального поведения подростков.

Исследуя психологию музыкального воздействия на личность И. Волженцева отмечает: «Музыкотерапия представляет собой целый комплекс методов и приемов привлечения людей к различным видам деятельности, благодаря которым удается заблокировать, погасить, переключить зоны отрицательных переживаний мозга и наполнить сознание положительно «окрашенными» чувствами и мыслями» [4].

В целом музыкотерапию рассматривают как:

- основное коррекционное средство для решения личностных и коммуникативных проблем;

- вспомогательное средство психологического воздействия и оздоровления;

- средство психокоррекции функциональных двигательных, психогенных или социальных отклонений.

«Музыкально-терапевтические технологии позволяют выполнять социально-психологические задачи, такие как развитие эмоционально-нравственного потенциала, формирование умения разрешать конфликты, развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия, повышение самооценки и уровня самопознания» [2].

Использование музыкотерапии как метода коррекции асоциальных подростковых субкультур, создаются условия для высвобождения завуалированных эмоций и чувств, раскрытие творческого потенциала и скрытых энергетических резервов личности. Музыкально-терапевтические технологии позволяют выполнять социально-психологические задачи, такие как развитие эмоционально-нравственного потенциала, формирование умения разрешать конфликты, развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия, повышение самооценки и уровня самопознания.

Советский педагог В.А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения подростков-правонарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезной музыки [4]. Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания творческой личности ребенка. Многие психологи отмечают, что люди, обладающие творческим складом ума, в какой бы области они не работали имеют много общих черт: способность оценивать ситуацию и предлагать свои решения, склонность к риску, самобытность. У такого человека есть уверенность для развития необычных идей. Его мысль гибка и способна к самостоятельности. Он умеет выдвигать альтернативные предложения и оценки независимо от авторитетов. Творческие личности обладают такими важными качествами, как воля, четкость суждений и мотивация целей.

Одним из основных направлений в работе МБОДО «Детская школа искусств» г. Алексеевки Алексеевского городского округа является организация внеклассной деятельности обучающихся, вовлечение детей в художественное творчество, которое является одним из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, формированию законопослушного поведения.

Основные задачи деятельности:

- формирование у учащихся стабильного интереса к традиционной русской культуре, в том числе к ее инструментальным жанрам;

- создание особой среды и благоприятных условий для формирования коммуникативных способностей учащихся, их высоких духовных нравственно-эстетических качеств, воспитания чувства причастности к своему народу, его истории, культуре;

- формирование и воспитание музыкально-эстетических взглядов, художественного вкуса;

- расширение музыкального и художественно - творческого кругозора.

Выполнение задач опирается на духовные ценности русской народной культуры, любовь к родному краю, патриотизм, знание исторических корней, уважение к родителям, бережное отношение к родной природе. 

В детской школе используют различные формы работы. Проведение фольклорных праздников: «Масленица», «Рождество», «День семьи, любви и верности» и т.д.

В течение учебного года организовываются тематические концерты по разным направлениям деятельности:

- патриотическое: день Народного Единства «Единым духом мы сильны», день России «Любимая Россия, великая страна!», день Защитника Отечества - «Славься, Отечество», день Конституции «С чего начинается Родина», день Флага РФ «Под флагом России живём»;

- духовно-нравственное: день Славянской письменности «Славянская радуга»;международный женский день «Музыкальный букет», день матери «Для вас, любимые мамы».

Основной задачей этих направления является формирование у детей системы знаний, уважения и интереса к государственным символам России, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

В течении учебного года преподаватели школы проводят информационно-познавательные часы, лекции, приуроченные к знаменательным датам. Среди них такие:

- информационные часы: «Страницы Блокадного Ленинграда», информационный час «Подвиг стратонавтов», «Школьный этикет», «Что ты знаешь о своих правах и обязанностях»:

- лекции: «Школа вежливости», «Зимние традиции русского народа», «Твои безопасные летние каникулы», «Роль музыки в жизни человека», «Да здравствуют вежливость и доброта».

Семья является первой и наиболее важной ступенькой для восхождения маленького человека в творческий мир. В нашей школе ежегодно организуется конкурс семейных ансамблей – «Мама, папа, я – музыкальная семья», который направлен на формирование семейных ценностей, уважительного отношения к своей семье, культуре отношения с близкими и родными людьми. В конкурсе принимают участие обучающиеся музыкальных отделений - фортепианного, ОРНИ, вокально-хорового, фольклорного, оркестрового отделений.

Инновационной формой работы является постановка мюзиклов. Мюзикл объединяет в себе несколько видов искусств, он помогает ребенку быть, или стать необходимой частью творческого коллектива, осознать свою роль в создании музыкально-художественного образа, прочувствовать на себеситуацию успеха.

Проект объединил обучающихся вокально-хорового, фольклорного, оркестрового, театрального, хореографического отделений, а также отделение русских народных инструментов. Приятно было наблюдать, как раскрывались ребята, превращаясь из скромных, застенчивых, не уверенных в себе артистов в настоящих сказочных персонажей, передавая яркие образы своих героев. А с каким настроением и воодушевлением они бежали на репетиции. У детей появлялось желание творить искусство.

В Алексеевской детской школе искусств (режиссер-постановщик, сценарист Л.Н. Климчук) было поставлено два мюзикла: в 2022 г. «Снежная королева», в 2023 г. «Новогодние приключения Маши и Вити», в которых приняли участие преподаватели и обучающиеся разных отделений школы.

Организация и проведение выставок художественного и декоративно-прикладного творчестватакже занимают особое место в арсенале средств социально-культурной деятельности, так как они представляют широкие возможности демонстрации результатов народного художественного творчества.

В течении всего учебного года в школе проходят тематические выставки творческих работ учащихся художественного отделения.

Традиционные выставки посвящены Дню России; «Уголки родного края», Дню Матери «Букет для любимой мамы», Дню Единства - «В единстве сила», Дню Защитника Отечества - «Мой папа лучше всех», Международному женскому дню 8 марта - «Образ женщины», к Новому году «Зимние фантазии», Рождеству «Рождества волшебные мгновенья».

Сила воспитательного воздействия художественного декоративно-прикладного искусства в том, что воспитание происходит не нравоучениями, а художественными образами, которые обладают большой силой воздействия, оставляя заметный след в душе, сознании учащихся, побуждают их становиться лучше, добрее, красивее.

Регулярно проходят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, например, такие:«Волшебная бумага», «Ромашка – символ семьи» и т.д.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов и участников мастер-класса в процессе коллективной творческой деятельности. 

Обучающиеся принимают активное участие в проектной деятельности школы. В 2023 году при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в рамках реализации проекта «Мир, который нужен нам» обучающиеся и преподаватели ДШИ г. Алексеевки приняли активное участие в выездных концертах вобразовательные школы и детские сады г. Алексеевки и Алексеевского городского округа. На суд зрителей была представлена музыкальная сказка «В гостях у музыкальных инструментов» для малышей и концертная познавательная программа «Искусство без границ» для школьников.

Таким образом, используя различные формы и методы учебно – воспитательной работы педагоги детской школы искусствспособствуют профилактике асоциального поведения детей и подростков.

Можно с уверенностью сказать, что, посещая детскую школу искусств, ребёнок идёт по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, поэтому можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

Подводя итог изложенному, можно утверждать, что музыкальное и художественное творчество как средство коррекции является положительным фактором становления и развития гармонической личности детей и подростков через влияние на их эмоционально-чувственную сферу, интеллектуальные способности, психотерапевтическое и физиологическое состояние.

 


 

Список источников:

1.                 Глава Следственного комитета - о причинах жестоких преступлений подростков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://rg.ru/ (дата обращения 02.02.2024).

2.                 Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции г. Москва 22-23 марта 2019 г. /под общ. ред. В.П. Петрушина /Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств [Электронный ресурс]. – Москва: МПГУ, 2019. – 211с.- Режим доступа. -https://mdiuod.ru/data/e0d531798dc1a42af0838dbdf4e4095d.pdf (дата обращения 02.02.2024).

3.                 Омельченко Е.Л., Сабирова Г.А. К вопросу о молодежных культурах в современной России /В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. – М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. – 183-192 с.

4.                 Петрушин В. Музыкальная психотерапия. - Москва, «Композитор», 1997. -162с.

5.                 Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: сборник трудов конференции /ред. Марциновская Т.Д., Орестова В.Р. Российский государственный гуманитарный университет. - Москва, 2019. – 444 с.


 

6.                 Скачано с www.znanio.ru

Л.Н. Климчук г. Алексеевка

Л.Н. Климчук г. Алексеевка

Указанные особенности формируют выраженное провоцирующее воздействие возрастных изменений на формирование личности и психическую адаптацию подростков

Указанные особенности формируют выраженное провоцирующее воздействие возрастных изменений на формирование личности и психическую адаптацию подростков

В целом музыкотерапию рассматривают как: - основное коррекционное средство для решения личностных и коммуникативных проблем; - вспомогательное средство психологического воздействия и оздоровления; - средство психокоррекции…

В целом музыкотерапию рассматривают как: - основное коррекционное средство для решения личностных и коммуникативных проблем; - вспомогательное средство психологического воздействия и оздоровления; - средство психокоррекции…

У такого человека есть уверенность для развития необычных идей

У такого человека есть уверенность для развития необычных идей

Народного Единства «Единым духом мы сильны», день

Народного Единства «Единым духом мы сильны», день

Проект объединил обучающихся вокально-хорового, фольклорного, оркестрового, театрального, хореографического отделений, а также отделение русских народных инструментов

Проект объединил обучающихся вокально-хорового, фольклорного, оркестрового, театрального, хореографического отделений, а также отделение русских народных инструментов

Регулярно проходят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, например, такие:«Волшебная бумага», «Ромашка – символ семьи» и т

Регулярно проходят мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, например, такие:«Волшебная бумага», «Ромашка – символ семьи» и т

Список источников: 1.

Список источников: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2024