Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)
Оценка 4.6

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
08.02.2017
Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)
Курс : Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» Класс: 4 Тема и номер занятия в теме: «Храм». В теме урок №14 Базовый учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010. Тип урока: Знакомство с новым материалом. Цель: дать представление об устройстве православного храма и его значении в жизни православного человека. Задачи: 1.Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. 2.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. 3.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. 4.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, уважение религиозных традиций многонационального народа России. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.Курс : Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» Класс: 4 Тема и номер занятия в теме: «Храм». В теме урок №14 Базовый учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010. Тип урока: Знакомство с новым материалом. Цель: дать представление об устройстве православного храма и его значении в жизни православного человека. Задачи: 1.Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. 2.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. 3.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. 4.Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию, уважение религиозных традиций многонационального народа России. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, объяснительно-иллюстративный. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Урок храм.docx
«За нравственный подвиг учителя» План – конспект занятия Курс : Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы православной культуры» Класс: 4 Тема и номер занятия в теме: «Храм». В теме урок №14 Базовый учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010. Тип урока: Знакомство с новым материалом. Цель: дать представление об устройстве  православного храма и его значении в жизни православного человека. Задачи:  1.Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма. 2.Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей. 3.Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко­культурный словарь учащихся. 4.Воспитывать ценностное   отношение   к   духовному,   историческому   и   культурному   наследию,   уважение   религиозных   традиций многонационального народа России.  Формы и методы обучения:  фронтальная, индивидуальная, объяснительно­иллюстративный. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов. Ресурсы урока:     аудиозапись  праздничного – звона колоколов ­ Псково­Печерского­Монастыря рисунки с изображением храмов;  дополнительная информация о храмах. Ход занятия Время (в мин) 1 Деятельность   учащихся. УУД Учащиеся приветствуют друг друга, показывают выбранный   один   из   трёх смайликов   соответствующий настроению.   Ребята показывают рисунки и объясняют,   что   на   них нарисовано. ­Тема занятия «Храм». 2 Структура урока Деятельность учителя 1.Орг. момент II.Определение темы занятия. (слайд №1) Здравствуйте,   ребята!   Я   рада   видеть   вас   на   уроке   «Основы православной культуры».  Утро доброе друзья! Встрече с Вами рада   я! Знаний наберем мы впрок! Вместе проведем урок! С   помощью   смайликов   определите   своё   настроение   в   начале урока. Желаю нам успешной работы. Ребята, дома вы выполнили рисунки одного из понравившихся храмов. Как вы думаете, для чего вы это делали и относятся ли ваши работы к новой теме урока? Молодцы ребята. Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Что такое храм? Храм В любимый храм Спешу, заботы оставляя. Живым здесь радуюсь цветам И запах ладана вдыхаю. Здесь так уютно и светло. Течет молитвенное чтенье. Как голос батюшки легко Звучит под матушкино пенье! Улыбки детские чисты, Что родниковая водица. Так доверительно просты Людей приветливые лица. Заботой щедрою готов Согреть отец, кто у порога Так неуверенно, без слов, Стоит, задумавшись немного. Здесь между нами сам Христос И Богородица Святая Внимают искренности слез, Своей любовью осеняя.   ­Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.  Что такое храм? Зачем люди посещают  храмы? Попробуйте ответить на вопросы. Молодцы ребята. Ваши ответы показали, что вы хорошо усвоили темы предыдущих занятий.  В   каждом   современном   русском   городе   и   почти   в   каждом крупном   селе   есть   храм.   Человек   всегда   стремится   к прекрасному,   надеется   на   лучшее   и   его   душа   находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу, к святым, с просьбой или благодарностью.     Сегодня   мы   поговорим   о   храме,   его   строении   и   значении   в жизни православного человека. Тема нашего урока «Храм». История   строительства   православных   храмов   в   древнерусском государстве начинается в IX веке, когда в 988 году состоялось первое   массовое   крещение   Киевской   Руси.   Киевский   князь Владимир, приняв святое крещение с именем Николай и крестив свою дружину с частью населения Киева, построил церковь во имя   пророка   Илии   на   Подоле. Купол  заканчивается   вверху главой,   на   которой   ставится   крест   во   славу   Иисуса   Христа   и символизирует   небо,     здание,   символизирует   землю.  На   Руси всегда   было   много   храмов   и   сейчас   православные   традиции III.Актуализация знаний учащихся (слайды № 4,5) IV.Изучение   нового материала.  1.История строительства православных храмов (учащиеся дают определения слову «храм») ­   Храм   ­   это   здание,   в котором   люди   молятся, ставят свечки. ­ В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания. ­ В храме много икон.     2 10 возрождаются.   Восстанавливаются,   реставрируются,   строятся новые церкви.   Христиане во все времена старались посвящать Богу самое лучшее.  Издавна   храмы   строили   в   самых   красивых   местах,   но   перед строительством   обычно   молились,   чтобы   Господь   указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?      Православный храм по своему внешнему виду отличается от прочих   зданий.     Большей   частью   храм   в   своем   основании устраивается   в  виде   креста.  Это  означает,  что  храм  посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти Диавола.   Часто  храм устраивается в виде продолговатого корабля,  это означает,   что   Церковь,   подобно   кораблю,   по   образу   Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесное.   Иногда   храм   устраивается   в   виде   круга,   этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что   Церковь,   подобно   путеводной   звезде,   сияет   в   этом   мире. Здание   храма   по   центру,   обычно   завершается   сверху куполом. Если   здание   имеет   количество   куполов   менее   трёх, называется церковью. Определите, как называется здание, которое находится в центре нашего района, храм или церковь.       Знает   ли   кто   из   вас,   что   символизирует   разное   количество куполов? ­две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;  (сравнение и ответы детей) ­ На обычных жилых зданиях, театрах,   вокзалах   нет куполов с крестами. У входа нет   образов   святых.   В   храм может любой желающий. зайти     (с   помощью   презентации учащиеся дают ответ) ­   Храм,   потому,   что   имеет три купола. Учащиеся дополнительную зачитывают глав   (Иисуса   Христа   и   двенадцать ­три главы (три Лица Святой Троицы);  ­пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);  ­семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);  ­девять глав (девять чинов Ангельских);  ­тринадцать   апостолов). Иногда строят и большее количество глав.        Над   входом   в   храм,   а   иногда   рядом   с   храмом,   строится колокольня,   или   звонница,   т.   е.   башня,   на   которой   висят колокола. (Слайд № 6) Как вы думаете, зачем нужны колокола? Правильно ребята. ­ Раньше колокольным звоном созывали народ на богослужение, собрание, во время пожаров, набегов недругов Какие мысли, чувства вызывает у вас звон колоколов? Колокольный звон напоминает нам о  небесном мире.  2.Физкультминутка   Вот мы руки развели, словно удивились,  3.Устройство храма. (слайды № 7, 8, 9) И друг другу до земли в пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись.     Итак, мы «отправляемся» с вами в храм  святителя Николая. Православный   храм   делится   на   три   части:   притвор,   сам   храм (средняя   часть)   и   алтарь.   Стены   храмов   и   купола   изнутри расписаны фрагментами согласно Библии. На стенах могут быть информацию о строительстве храма в Кыштовском районе во имя святителя Николая. (приложение 1) ­       (прослушивание Праздничного   –   Звона колоколов   Псково­ Печерского­Монастыря) ­Колокольный звон употребляется   для   того, чтобы созывать верующих на молитву,  к  богослужению,  и  чтобы   о важнейшем празднике совершаемом   в   храме службы.  ­Мысли   о   храме,   о   чем   то необычном, таинственном.  Учащиеся   выполняют   за учителем движения. возвещать 1 15 иконы   с   образами   святых.   (Рождение   Иисуса   Христа,   жизнь   и учения Иисуса, распятие, воскрешение, судный день и т.д.)  Притвор ­ продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении, подготовка к крещению.  Место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит  аналой  с иконой праздника. Здесь и у других икон   мы   можем   поставить   свечи   о   здравии   наших   близких   и родных.   С   левой   же   стороны   стоит   панихидный   столик   – каннуник,   здесь   обычно   ставятся   свечи   за   упокой,   служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения. Впереди   мы   видим   целую   стену   из   икон.   Она   называется иконостас.   На   нем   в   несколько   рядов   располагаются   иконы. Каждый   ряд   имеет   свое   название   (праотеческий,   пророческий, деисусный, праздничный, местный…). Рядов  иконостаса может быть   три,   пять,   семь   –   насколько   позволяет   высота   храма.   В центре иконостаса – двери – Царские врата. Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе­Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.  Алтарь.  Главнейшая   часть   храма,   предназначенная   для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения.  Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа. Украшен двумя материями: нижней ­ белою из полотна   и   верхней   ­   из   парчи.   Касаться   алтаря   могут   только священники. Правила   поведения   в   православном   храме:  В   храм   обычно приходят за десять­пятнадцать минут до начала богослужения, (с   помощью   презентации учащиеся дают ответ) ­В   храме   нашего   района иконостас   состоит   из   3 рядов.  Чтение   стихотворений   о правилах   поведения   в храмах. Памятка мальчику: Прежде чем зайти в собор,  Головной сними убор,  Злые мысли отгони:  Не нужны тебе они... Памятка девочке: Скромную надень одежду, В   брюках   в   храм   идёт невежда, чтобы   успеть   подать   записки,   положить   пожертвования, поставить свечи. Если людей в храме много, нельзя расталкивать молящихся,   пробираясь   к   иконам,   можно   негромко   попросить окружающих поставить и зажечь свечу.  Во время богослужения мужчины стоят в правой части церкви, женщины   ­   в   левой,   центральный   вход   всегда   остается свободным. В православном храме сидеть запрещено, исключение делается только для больных, престарелых и немощных людей.  V.Храмы   других религий.   Правила поведения в храмах. (слайды № 10, 11, 12) Ребята, что общего и в чем разница при посещении храма, мечети, синагоги? Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Мальчику и девочке: Никого не осуждай, Помощь нищему подай,  Поставь свечку и потом  Осени себя крестом. Богомыслие храни, Лень подальше прогони, Душой с Богом примирись, И со всеми ты молись.  Богомольцев не толкай, К чину в храме привыкай.  Не гляди по сторонам —  Неполезно это нам... Хоть старушка, хоть девица Не посматривай на лица, Глазки в землю опусти, О грехах своих грусти. Учащиеся заранее материал. (приложение 2) ­   Общее   то,   что   это   святое место для богослужения. ­ Вести себя в храмах нужно прилично.  ­ Общие  нормы поведения во всех   храмах:   не   курить,   не зачитывают   подготовленный   10 VI.Итог урока. Рефлексия. VII. Домашнее  задание. с. 52 – 55 ­   Вот   и   подошел   к   концу   наш   урок.   На   столах   у   вас   лежат листочки с недописанными предложениями, дополните их. Оцените свою работу и настроение с помощью смайликов. Сегодня на уроке я познакомилась с …………. Мне понравилось …………… Я узнала, что ……………….. Мне было интересно ………………… Новым для меня было ……………….. Подготовить сообщение о любом храме. распивать спиртные напитки, не   шуметь   и   вести   себя   с уважением к месту служения Богу. Работа на листочках.  ­ Урок понравился. ­ Настроение хорошее. 3 1  .  ru   Учебно­методическое обеспечение      «Основы православной культуры» А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2010.      1. http   .  gumfak    ://   www   .  ru  ://   Buddhism      2. http   .  feor  .  ru  ://   www         3. http   ­  sobori    ://   www   .  rus       4. http   .  ru   /  .  rustrana  ://   www         5. http   ­  tmb   .  eparhia  ://   www   .  ru   /         6. http   .  ru   /  muz  ://   www   .  predanie          7. http       8. http://muzofon.com  /  kolokola    /  .  ru   /  info   / Приложение 1 В  1985   году,  в   с.   Кыштовка   появилась   православная   община.   Местом   служения   Богу,   стал   дом   Поповой   Марии Ивановны. По просьбе верующих с. Кыштовки, из г. Барабинска приезжал священник Сергий Государкин. Он крестил, исповедовал,   причащал,   отпевал,   наставлял   людей   словом   Божественной   проповеди.   Слово   проповеди   стало распространяться   по   всему   Кыштовскому   району.   Число   верующих   увеличилось.   Дом   Марии   Ивановны   не   смог вместить всех Богомольцев.  В   1989   году   верующие   купили   дом   по   улице   Набережная   12.   18   декабря   1989   года   в   переоборудованном   и отремонтированном доме состоялось первое Богослужение. Для проведения служб приезжали священники: Сергий Государкин, Иоанн Бубённый, Симеон. По благословению управляющего Новосибирской епархией, епископа Тихона, 27 сентября 1994 года, в основание будущего храма во имя святителя Николая, заложен и освящён закладной камень. Освящение совершил благочинный Северо­Западного   округа   протоиерей   Сергий   Государкин.   На   освящении   закладного   камня   присутствовало   около семидесяти человек.  5 апреля 1995 года организован Приход во имя святителя Николая с. Кыштовка Новосибирской области. Приложение 2 Исламская культура. Мечеть. Мечеть — молитвенное здание у мусульман. Она является святым местом. Строгих правил поведения в мусульманской мечети нет ­ здесь люди могут сидеть, ходить, при этом кто­то рядом может совершать намаз, то есть молиться. Смеяться и громко разговаривать  здесь не принято.  Приют в мечети могут найти путешественники и странники. Правила поведения в мечети:  1.Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. 2. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии.  3.Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. 4. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт — облегающим.  5. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок. 6. Обувь оставляют при входе.  Буддийская культура. Буддийский храм. Буддийские храмы называются ступами; в санскрите это слово означает «могильный курган». Своим последователям Будда завещал кремировать его тело и похоронить пепел в нескольких ступах. Правила поведения в храме: При посещении буддистских хурулов, все при входе в зал снимают обувь, и по храму следуют босиком. Входить в храм нужно через левую маленькую дверь, всегда двигаться по часовой стрелке, не через центр. При входе в храм делают малый поклон стоя, так же поступают и при выходе.  Протягивать ноги в сторону алтаря, когда молящийся сидит, у буддистов не принято, такое поведение считается оскорбительным по отношению к Будде. Обязательно делают подношение ­ для этого в каждом хуруле есть специально отведенное место. Выходят из хурула через правую малую дверь.  Иудейская культура. Синагога.  Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, стоя лицом к нему. По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе. Каждый человек, пришедший в синагогу,  является желанным гостем. Правила   поведения   в   синагоге:  в   синагоге,   следует   вести   себя   достойно   и   прилично,   не   перебивать   своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву.  Переступая порог синагоги, вы должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы. Мезуза – это ­ футляр, в который вложен пергамент с отрывком из Торы.

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)

Нспект урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики на тему "Храм" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017