Нулевой круг - работа над звуками

  • doc
  • 25.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Проговори ч1.doc

 

Ивана Херлевич

 

 

 

ПРОГОВОРИ 1

 


 

 

 

 


Бранимир Доротич

(иллюстрации)

 

 

Адаптация на русский язык

Руленковой Л.И.


Нулевой круг - работа над звуками

 

•  Установление тесного контакта между педагогом и ребёнком через   

    невербальную коммуникацию

- стимулирование слухового восприятия и природного голоса;

- установление взаимосвязи между голосом (звуком) и слуховым     

  восприятием;

- имитация движения, ритма и звука;

- понимание ситуации и её причинно-следственных связей;

- эмоциональное выражение природный аффективных ситуаций;

- игра «Как будто» (подражание, имитация движений);

- понимание рисунка и последовательное расположение картинок.

 

 

 

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

  

 

Распознавание движения. Упражнения с символами. Демонстрация: педагог природным жестом показывает действие, а ребёнок показывает предмет на картинке, соотнося его с действием. Затем демонстрация меняется: ребёнок показывает природным жестом действие, а педагог картинку. Эта страница фотокопируется, что даёт возможность манипулировать картинками.

 

 

 

Показ движения: при поглаживании кошки произносится звук «М». Ксерокопирование страниц с 13 по 26 даёт возможность соотносить картинку с действием.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

Подражание движениям: указательное (на попугая), поглаживание, попугай клюёт, отдёргивание руки от боли. Учим грозить пальцем и выражать интонацию обиды (злости на попугая).

 

 

 

 

 

 

 

Движение губ при выплёвывании косточки

(подготовка к произнесению звука «п», параллельно знакомство с счётом 1 и 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация движения и природного жеста «просьбы достать что-то», Обозначение выражения радости и благодарности (поцелуй).

 

 

 

 

 

Последовательность действий для того, чтобы успокоить ребёнка: сосание, ритмическое покачивание с голосом. Показ природного жеста: «ребёнок спит».

 

 

 

 

 

Понимание шутки.                           Изображение смеха.

 

 

 

 

Игра на реакцию на звук. При восприятии сигнала ребенок открывает лицо. Сигналом может быть хлопанье или другой неречевой сигнал. Затем действующие лица меняются ролями (педагог закрывает лицо ребёнок даёт сигнал).

 

 

 

 

 

Демонстрация действий при лепке кулича. Возглас радости (А!)

 

 

 

Когда ребёнок издаёт голос, маленькая игрушка на вибраторе движется и падает. Это первые игры для вызывания голоса. Можно использовать и такие игрушки: куклу, которая открывает глаза на голос, поезд, который едет.

 

 

 

 

Демонстрация «дутья». Усвоение природного жеста «нет».

  

 

  

 

  

 

  

 

  

 

ПЕРВЫЙ КРУГ

 

 


 

 

А

 

М

 

ОП

 

Б

У

АМ

МА

ПА

АВ

ТОП

ПУ

ПУ


  

 

 

 

  

 

  

У       А       Б

МА          ПУ

БА   ОП АВ

М    АМ    ПА

 

 

 

Второй круг - первые комбинированные речевые структуры;

- побуждать к произнесению слогов в определенной ритмической структуре;

- побуждать к произнесению односложных выражений, связанных с определёнными краткими действиями ( угадай, покажи, поцелуй...);

- побуждать к произнесению гласных, связанных с определёнными аффективными реакциями, возникающими во время игры;

- изменять модуляцию голоса в связи с выполнением определённых действий (качание куклы, желание позвать товарища и т.д.);

- знакомить с первыми комбинированными структурами, состоящими из двух или более фонетических элементов, которые дети соотносят с определённой ситуацией;

- произносить первые слова, связанные с ситуацией.

 

 

 

А-А

О-О

БА


ПО-КА


 

БУМ            У

У

МУ
 

У


ТО

ТУ


ТА


ТУТ

 

ЛА-ЛА


 

ТО
 

БББ    СТОП

 

УУУУ    СТОП

 
 

 

 


 

ОП-ОП-ОП СТОП

 

АААА ТУТ

 
 



 

 

 

 

 

ИДИ ИДИ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения на развитие слухового восприятия с 61 по 65   страницу.

Различение «есть звук» - «нет звука».

 

 

 

 

Различение силы звукового сигнала

 

 

 

 

 

 

Различение ритмов, которые содержат различие и в силе сигнала.

 

 

 

 

Различение фонетических структур, состоящих из двух элементов, из которых один короткий, а другой длинный (ТО-ТО-ТО; ПСС; ОП-ОП-ОП;

УПАЛ; Б-Б-Б СТОП; ЛА-ЛА-ЛА; ТУТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Различение простых фонетических структур (УУУУ, БББББ, ОП-ОП, ЛА-ЛА). Различение фонетических структур, состоящих из двух элементов (ПА-ПА УУУУ; ПА-ПА ББББ; ПА-ПА ОП-ОП; ПА-ПА ЛА-ЛА)

  

 

  

 

  

 

  

Различение фонетических структур, состоящих из одинаковых элементов: ЛА-ЛА, МА-МА (или МЯУ-МЯУ), МУ (длительно); ОП-ОП, АВ-АВ (или ГАВ-ГАВ),БУ-БУ-БУ. Различение фонетических структур, состоящих из двух элементов, в которых первый (МА-МА или МЯУ-МЯУ) обозначает субъект, а второй (ОП-ОП, ЛА-ЛА, АМ-АМ, ПО-КА, БА, АП) действие.

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация речедвигагельных упражнений со 67 по 94 стр.

 

 

 

 

 

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

О

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТУК

ТУК

ТУК

ТУК

ТУК

ТУК

У


 

 

 

 

 

 

 

ПУ

ПУ

ПУ

ПУ

ПУ

ПУ

АМ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

Б

Б

Б

Б

Б

БУМ


 

 

 

 

 

 

 

 

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

ОП

УПАЛ


 

 

 

 

 

 

ПА

ПА

ПА

ПА

ПА

ПА

ПА-ПА


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛА

ЛА

ЛА

ЛА

ЛА

ЛА

ТУТ


 

 

 

 

 

 

МА

АВ

МА

АВ

МА

АВ

АП


 

 

 

 

 

 


 

ВА

ВА

МА

МА

ПА

ПА

МУ

 


 

 

 

 

  

 

ПА-ПА

БА

ПА-ПА

БА

БА

БА

БА

ПА-ПА

 


 

 

 

 

 

 

АМ

АМ

АМ

АМ

АМ

АМ

М

 


 

 

 

 

 

 

 

 


ТОП

ТОП

ТОП

ТОП

О!

Бо-Бо

А!

БА

 


 

 

 

 

 

 

 

 

ТА

ТА

ТУ

ТА-ТА

ТА-ТА

ТУ

ТО

ТО

ПА-ПА


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А-А

А-А

А-А

А-А

А-А

А-А

ССС



   

 

   

 

   

 

   

 

   

 

 

 

 

БА ПА-ПА  О-О   А-А

ТА       ТО      ТУ       У

СТОП ССС БО-БО БУМ

ОП      ПА      МА   АВ

ТАМ  ТУТ ИДИ  УПАЛ

 

Третий круг - переход к синтаксическому уровню:

• побуждать к произнесению и пониманию первых односложных и двусложных слов;

• учить говорить и понимать первые двусоставные выражения, которые всё ещё несут морфологическое значение и берут на себя роль предмета и действия, служащих в дальнейшем структурой первых предложений.

 

 

 

Э


 


Н

 

 

 

 

 

Н

НЕТ


Да-да - Вода


 

 

 

 

 

 

 

АЛЛО!

АЛЛО!

ПАПА, ИДИ!

 

ТУК…

ТУК…

ТУК…

ТУК…

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

А!

ЭТО ПАПА!

 

БА ПАПА!

БА ПАПА!

 

  

  

Упражнения с первыми словами: папа, деда, баба, ляля, брат или дети могут называть имена; Дима, Тема, Анна, Надя и т.д. Пробуем вводить первые двусложные предложения: пока, мама, пока папа.

 

 

 

 


 

О! ЖУК!

ВОВА ЛА-ЛА…

 

ВОВА УПАЛ

ВОВА УПАЛ! МАМА, ИДИ!
 

ОПА! ОПА!

 

 

ОПА! О! Опа упала там вода

АВТО? НЕТ! ДЕДА? НЕТ! БАБА? НЕТ!

 

 

ВОТ АВТО! А! ВОТ БАБА! ВОТ ДЕДА!

 

 

ПРИВЕТ                       ВОТ ВОДА! ВОТ КОКА!
 

ОП-ОП-ОП                    Ф

 

 

ТУТ НЕТ!                               ТУТ ДА!

 

Упражнение в произнесении звука «Ф». Можно дать детям имена со звуком «Ф».Учить детей: нельзя играть на улице.


ТОП-ТОП-ТОП…

 

УФ






 

 

 

 

 

 

 

 

БАБА

ИДИ

ИДИ

НЕТ!

М

М

Ляля ам

Баба ам

Деда ам

 

 

 

 

 

 

 

 

С                                С

Вот оса

С                                С

Ой, оса!

С                                С

Лети, оса!

С                                С

Иди вон, оса!

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Ф

СТОП

СТОП

Ф

Ф

АВТО, СТОП!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА!

НЕТ!

НА!

НЕТ!

НА!

НЕТ!

НА!

ДА!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАПА, ЛЮБИТ?

ДА!

ДА!

МАМА, ЛЮБИТ?

ДА!

ДА!

ПЁС, ЛЮБИТ?

 



 

Распознавание различных ритмов: мишка ударяет громко, а мышка тихо.

Цель занятия - различение ребёнком ритмов. В начале ребёнку даётся

помощь (картинки), а в конце работы ребёнок должен различать ритмы-

только на слух.

 

 

 

 

 

 

 

 

Два упражнения на слуховое восприятия. Смотря на четыре картинки, ребёнок должен на слух определить, что говорит педагог. При это ребёнок не должен видеть губы учителя. 1-ое упражнение: Анна: «АМ». Анна: «Лесс!». Анна: «Нет!». Анна: «Тут!». 2-ое упражнение: Анна: «Мяу-мяу, иди». Анна: « Пока, папа!». Анна: «Иди, мама». Анна:

«Иди авто!»

 


 


 

Картинки для упражнения в самостоятельном назывании слов.