«Нулевой университетский цикл». (в рамках разработки трехэлементной модели национальной морской деятельности и Стратегии создания и функционирования морского национального университета).
Оценка 4.9

«Нулевой университетский цикл». (в рамках разработки трехэлементной модели национальной морской деятельности и Стратегии создания и функционирования морского национального университета).

Оценка 4.9
Исследовательские работы +3
docx
Междисциплинарный 10
5 кл—11 кл +1
09.12.2022
«Нулевой университетский цикл». (в  рамках разработки  трехэлементной модели национальной морской деятельности и Стратегии создания и функционирования морского национального университета).
«Нулевой университетский цикл». (в рамках разработки трехэлементной модели национальной морской деятельности и Стратегии создания и функционирования морского национального университета).
нулевой университетский цикл вариант 3.docx

«Нулевой университетский цикл».

(в  рамках разработки  трехэлементной модели национальной морской деятельности и Стратегии создания и функционирования морского национального университета).

 «Обновление мира происходит в школе».

 Д.И.Менделеев

Начиная как минимум с 60-ых годов прошлого века экспертным образовательным сообществом выявлено снижение образовательного уровня молодёжи вследствие резкого падения познавательной и творческой активности после 12-14 лет. К 80-м годам  этот фактор стал  одной из хронических проблем образования.

Дальнейшие наблюдения практикующих педагогов из раза в раз подтверждают значимые отклонения развития современного школьника от периодизации классической возрастной психологии, связавшей падение познавательной активности молодых людей с их половым созреванием. Действительно, наблюдаемое в течение ряда поколений резкое рассеивание внимания, ухудшение способности быстро запоминать и перерабатывать информацию, падение дисциплины и ухудшение успеваемости, происходило в возрасте 14-16 лет, а связь этих процессов с пубертатным периодом считалась более чем очевидной. После 1970-х годов «критический возраст» сдвинулся еще на год вперед, что было интерпретировано экспертным сообществом в терминах акселерации.

Падение познавательной и творческой активности уже само по себе уменьшает эффективность и качество школьного образования. Но педагогическим сообществом этот процесс считался контролируемым, т.к. до наступления «критического возраста» среднестатистический школьник уже успевал усвоить достаточно большой объем знаний и, так или иначе, импринтировать ряд принципиально важных для себя и общества долгосрочных социальных  навыков. Кроме того, к возрасту 15-16 лет наблюдался начальный эффект «социально-образовательного турбонаддува» — учись, иначе... Отсутствие интереса к образовательному процессу компенсировалось его проектной необходимостью «для будущего».

Таким образом, к настоящему времени возник зазор в четыре-пять лет, когда ребенку уже неинтересно учиться, но он еще не способен понять, для чего и зачем ему это нужно. И если (не «когда», а именно «если»!) осознание все-таки приходит, то оказывается, что пропущено очень  много — притом не только знаний, но и умений.

Однако, справедливо считая возрастную физиологию объективным процессом, не следует забывать, что «за скобками» экспертного рассмотрения остались субъективные проблемы процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на рассматриваемое явление.

Таблица 1. Субъективные проблемы процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на падение познавательной активности.

№ п/п

Выявленные проблемы субъективного характера

Текущее купирование проблемы

Выявленное противоречие

1.

Соотношение между

а) изучением научно-социальным опытом человечества

и

 б) формированием «по аналогии» учащимся собственного социального опыта.

Принято считать, что обобщенный  научно-социальный опыт человечества  (общества) представлен в содержании учебных предметов, изучаемых в школе.

Освоение социального опыта человечества происходит не только на уроках, но и в процессах внеклассной и внешкольной (внутри- и внесемейной, в т.ч. неформальной, включая информационно-сетевую) деятельности.

В рамках выявленной проблемы (№1) падение познавательной активности происходит из-за крайне малой востребованность знаний по учебным предметам во внеучебной деятельности, а равно - крайне малой востребованности личного опыта внеучебной деятельности учащегося при изучении им школьных учебных предметов.

2.

Соотношение между инвариантным и вариативным компонентом школьного образования.

Принято считать, что развить у детей творческие способности и познавательные интересы, возможно при определенной свободе выбора учебных предметов.

Проблема соотношения трех основных компонентов среднего образования – научного, технологического и гуманитарного – в современной школе решена в пользу максимальной незатраты труда и др. ресурсов.

В рамках выявленной проблемы (№2) падение познавательной активности происходит из-за текущего неоптимизированного соотношения научного, технологического и гуманитарного компонентов содержания школьного образования: «учиться скучно и неинтересно».

Оптимизация соотношения научного, технологического и гуманитарного компонентов содержания школьного образования обеспечит решение и проблемы соотношения инвариантного и вариативного компонентов в структуре школьного образования. При этом если содержание общенаучной компоненты не должно определяться региональными особенностями, то региональные особенности должны иметь значение при отборе содержания технологического и гуманитарного компонента образования.

3.

Состав и структура образовательных пакетов.

 

В общем содержании школьного образования принято выделять семь образовательных пакетов: естествознание, математика, филология, искусство, обществознание, технология, физическая культура.

Нарушены рамочные условия организационного принципа взаимодействия по месту и времени

В рамках выявленной проблемы (№3) падение познавательной активности происходит из-за отсутствия взаимодействия образовательных пакетов по месту и времени, и всегда – из-за отсутствия взаимодействия по ресурсу (и прежде всего – кадровому): «сначала копаем от забора, потом – до вечера».

Предлагается подход по составу образовательных пакетов на основе выделения макрообъектов изучения (неорганический и органический мир; человеческое сообщество; техносфера).

4.

Содержание учебных предметов

Обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, «необходимых для жизни в современном обществе»; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки учащихся основной школы.

Нарушены рамочные условия оргпринципа взаимодействия по задачам

В рамках выявленной проблемы (№4) падение познавательной активности происходит из-за отсутствия взаимодействия образовательных пакетов по задачам, и всегда – из-за отсутствия взаимодействия по ресурсу (и прежде всего – кадровому): «одни – в лес, другие – по дрова».

Школьные курсы содержат огромный фактологический аппарат, но при этом наблюдается отсутствие понимания общей и частных (физической, географической, информационной и других) картин мира, и, в равной степени, наличие «знаний» бесполезных для подготовки учащихся к самостоятельному решению значимых для них проблем и задач.

5.

Соотношение школьного учебника и первоисточника

Принято считать, что «учебник в современной школьной практике, является для учащихся важным (нередко основным) источником знаний. Специфика этого источника заключается в дидактической адаптации текста к возможностям учащихся.» (с) Российская педагогическая энциклопедия.

 

Нарушены рамочные условия оргпринципа взаимодействия по целям.

В рамках выявленной проблемы (№5) падение познавательной активности происходит из-за отсутствия взаимодействия образовательных пакетов по целям, и всегда – из-за отсутствия взаимодействия по ресурсу (и прежде всего – кадровому).

Суть и смысл школьного образования все же заключается в приобщении учащихся к реальным ценностям человеческой мировой (в т.ч. национальной) культуры и ее первоисточникам. Кстати, «высшее интернет-википедическое образование» продолжает дурную традицию «хрестоматий», просто на более сложном информационно-техническом уровне. По сути же, и то, и другое – «осетрина второй свежести».

6.

Преобразования в сфере образования осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», т.е. воспроизводства стандартов, норм и образцов западной системы образования.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. постановление Правительства России № 1493.

Налицо наличие мировоззренчески – концептуальной неопределенности.

 

В рамках выявленной проблемы (№6) падение познавательной активности происходит из-за отсутствия мировоззренчески определенной концепции образования в РФ: «назло злой мачехе обморожу свои уши».

"…Либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать, во-первых, некоторые важные национально-исторические особенности развития России, во-вторых, жизненно важные интересы подавляющего большинства российского народа. И смертельно боялся говорить правду…" (с) М.Ходорковский «Кризис либерализма в России»

Нетрудно заметить, что наблюдаемая совокупность проблем процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на падение познавательной активности представляют собой неким образом стратифицированную и взаимоувязанную комбинаторику объективных и субъективных процессов.

В среднесрочной перспективе возможно воздействие на субъективные проблемы процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на изменение познавательной активности. При этом, параллельно с  воздействием на субъективные проблемы процесса, необходимо продолжить исследования  возрастной физиологии учащихся средней и слушателей высшей школ с целью определения форм, способов и приемов безопасной для здоровья учащегося (учащихся) сублимации возрастных физиологических изменений.

В процессе проектирования и создания морского национального университета целесообразно упреждающе предусмотреть возможность создания системы подготовки учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных технических учебных заведений к получению полноценного и конкурентного на рынке морских профессий высшего морского технического образования, как элемент непрерывного образования граждан РФ, для чего:

Спроектировать, апробировать и реализовать проект «Нулевой университетский цикл» (далее – Проект).

Цели Проекта:

Главная цель – создание и поддержание на актуальном уровне образовательно-исследовательско-производственной среды, формально не противоречащей международным стандартам образования (в том числе морского технического и общего образования), но содержательно основанной на отечественном мировоззренческо-научном коде и охватывающей собой  структуры образования от младшей школы до старших курсов морского национального университета.

Другая цель (в обеспечение главной) – создание и реализация новых образовательных программ общего и морского технического образования и связанных с ними частных проектов, востребованных как в школьной образовательной, так и во внеклассной и внешкольной (в т.ч. неформальной) деятельностях юношеской и молодежной среды. Также предусмотреть параллельное создание адаптированных программ, рассчитанных на подростков с ограниченными возможностями и другими особенностями развития.

Цель (в развитие успеха) – тиражирование наработок Проекта для отечественных морских вузов и российских приморских и иных регионов.

Для чего

При достижении главной цели:

Совместно с руководством и преподавательским составом заинтересованных в участии в Проекте средних образовательных школ, центров детского (юношеского) развития, других заинтересованных организаций разработать и реализовать Стратегию Проекта.

 Особое внимание при разработке, внедрении и поддержанию Стратегии Проекта в актуальном состоянии уделить организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и ресурсам.

 Для ресурсной оптимизации предусмотреть вхождение отдельными элементами Стратегии Проекта в действующие и будущие федеральные, региональные, отраслевые и прочие программы в части касаемой.

 При достижении другой (обеспечивающей главную) цели:

Совместно с преподавательским составом заинтересованных в участии в реализации Стратегии Проекта средних образовательных школ, центров детского (юношеского) развития, других заинтересованных организаций и структур, разработать и ввести в вариативный (и, частично, в инвариативный) модуль учебных программ, программ внешкольной деятельности и других видов школьных и внешкольных деятельностей образовательные пакеты физико-математической, географическо-исторической и эколого-природопользователь-ской тематики.

В первом приближении эти образовательные пакеты могут представлять из себя следующее:

 образовательный пакет физико-математической тематики:

физика, математика, химия. «точка сборки» — практика (физического/ химического) эксперимента и его описания.

образовательный пакет географически-исторической тематики:

география (физическая, экономическая, историческая), метеорология
(климат, климатические явления, климатические зоны), астрономия
(общая астрономия, звездное небо, координатные системы). «точка сборки» — физическая география.

история (мировая и отечественная история, историография, элементы археологии, социологии, лингвистики, общей теории систем). «точка сборки» — хронология мировой истории.

образовательный пакет эколого-природопользовательской тематики:

экология  (геоэкология, прикладная экология, социальная экология, в т.ч. экология человека);

природопользование (природоведение и природные ресурсы, рациональное природопользование (основное, вспомогательное и побочное), охрана окружающей среды).

«точка сборки» — теория и практика обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Общая линия сборки трех образовательных пакетов – трудовое и физическое воспитание учащихся.

Изменения и дополнения при сохранении общей методологической основы приветствуются.

При достижении цели (в развитие успеха):

Совместно с другими отечественными морскими вузами и представителями заинтересованных в участии в развитии Проекта организаций и структур российских приморских и иных регионов обобщить опыт Проекта с последующим тиражированием Стратегии, частных проектов и программ, других наработок Проекта под методологическим и иным сопровождением представителей морского национального университета.

Объекты Проекта:

курсанты и студенты морского национального университета и его структурных подразделений;

учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений Калининграда и области;

воспитанники Центров детского (юношеского) творчества Калининграда и области;

курсанты Клубов юных моряков  Калининграда и области;

представители других заинтересованных организаций дополнительного образования детей  Калининградской области.

Вопросы ресурсного обеспечения.

Необходимость создания условий для участия в этой работе всех заинтересованных субъектов, интересы которых связаны с Проектом и чьи педагогические, предметно-профильные, интеллектуальные и иные ресурсы позволяют существенно влиять на становление и развитие Проекта, Проект в целом и его составные части могут быть осуществлены только в многосторонней и конструктивной работе заинтересованных сторон.

Основой формирования консолидированной управленческой команды Проекта и его отдельных программ может стать участие заинтересованных субъектов в разработке Стратегии Проекта. Сформированный в ходе совместной проектной деятельности баланс интересов, запуск механизмов бесструктурного саморазвития управленческой команды позволит повысить как реалистичность разработанной Стратегии, так и эффективность реализации Проекта.

Для ресурсной оптимизации предусмотреть возможность вхождения отдельными элементами Стратегии Проекта в действующие и будущие федеральные, региональные, отраслевые и прочие программы в части касаемой.

Управление Проектом.

Управление Проектом предполагает согласованные и взаимоувязанные между собой действия в трех измерениях: содержательном, структурном и институциональном.

Содержательное измерение предполагает параллельное и последовательное насыщение Проекта и его программ до уровня образовательно-исследовательско-производственной среды и поддержание ее на актуальном уровне весь период реализации Проекта.

Структурное измерение предполагает организацию (реорганизацию) имеемых и/или вновь создающихся организационных и других структур, реализующих целевые функции Проекта.

Институционное измерение предполагает правовое сопровождение Проекта и его составных частей, включая в себя, в том числе, оперативную возможность целевого переориентирования существующих структур (возможно, с их пересборкой или ликвидацией) и используемых ресурсов Проекта.

Минимально ожидаемые результаты:

1. Преодоление субъективных проблем процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на падение познавательной активности через мультипликативный «ух, ты – эффект», реализуемый через Проект.

2. Создание (как минимум региональной) системы подготовки учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных технических учебных заведений к получению полноценного и конкурентного на рынке морских профессий высшего морского технического образования.

3. Получение уникального опыта создания и поддержания на актуальном уровне образовательно-исследовательско-производственной среды, создания и реализации новых образовательных программ общего и морского технического образования и связанных с ними проектов, востребованных как в школьной образовательной, так и во внеклассной и внешкольной (в т.ч. неформальной) деятельностях юношеской и молодежной среды, и адаптированных программ, рассчитанных на подростков с ограниченными возможностями и другими особенностями развития.

4. Получение участниками Проекта уникального опыта работы в постоянных и временных проектных группах, научно-педагогических и производственно-исследовательских творческих коллективах.

5. Апробация элементов создаваемых модели национальной морской деятельности и Стратегии функционирования морского национального университета.

 

Current problems in school are due to the influence of a certain way of stratified and interconnected set of objective and subjective processes. One of these problems has become chronic to the end of the twentieth century , the decline in the educational level of young people as a result of a sharp drop in cognitive and creative activity after 12-14 years.

At the same time out of consideration by scientists and educators , experts were subjective problems of the domestic school , affecting the phenomenon in question.

Proposed project to create and maintain educational and research and production environment, encompassing a structure of education from primary school to senior courses Marine Technical University. It involves, in addition, the creation and implementation of educational programs and general maritime technical education and related occupations them demanded both in school and in extracurricular (including informal) youthfully youth, creating customized programs for adolescents with disabilities and other special needs.


 

Нулевой университетский цикл»

Нулевой университетский цикл»

Таблица 1. Субъективные проблемы процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на падение познавательной активности

Таблица 1. Субъективные проблемы процесса школьного образования, прямо или опосредованно влияющие на падение познавательной активности

Нарушены рамочные условия организационного принципа взаимодействия по месту и времени

Нарушены рамочные условия организационного принципа взаимодействия по месту и времени

Соотношение школьного учебника и первоисточника

Соотношение школьного учебника и первоисточника

РФ, для чего: Спроектировать, апробировать и реализовать проект «Нулевой университетский цикл» (далее –

РФ, для чего: Спроектировать, апробировать и реализовать проект «Нулевой университетский цикл» (далее –

В первом приближении эти образовательные пакеты могут представлять из себя следующее: образовательный пакет физико-математической тематики: физика, математика, химия

В первом приближении эти образовательные пакеты могут представлять из себя следующее: образовательный пакет физико-математической тематики: физика, математика, химия

Объекты Проекта: курсанты и студенты морского национального университета и его структурных подразделений; учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений

Объекты Проекта: курсанты и студенты морского национального университета и его структурных подразделений; учащиеся средних общеобразовательных учебных заведений

Институционное измерение предполагает правовое сопровождение

Институционное измерение предполагает правовое сопровождение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022