Н.В. Гоголь "Пропавшая грамота". 5 класс
Оценка 4.6

Н.В. Гоголь "Пропавшая грамота". 5 класс

Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
русская литература
5 кл
07.02.2022
Н.В. Гоголь "Пропавшая грамота". 5 класс
Содержит исторические факты и вопросы для анализа произведения
ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА.pptx

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. ГОГОЛЬ

Один раз лет эдак 180 тому назад задумалось вельможному гетману послать зачем-то к царице грамоту

Один раз лет эдак 180 тому назад задумалось вельможному гетману послать зачем-то к царице грамоту

– Один раз лет эдак 180 тому назад задумалось вельможному гетману послать зачем-то к царице грамоту. Позвал тогдашний полковой писарь к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетман гонцом. Дед не любил долго собираться и отправился в путь, не предполагая, что придётся ему пережить немало приключений.

Так начинается повесть
“Пропавшая грамота”.

Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня

Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня

“Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов” – писал А.С. Пушкин.

Столь высоко оценённые Пушкиным повести вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в

Столь высоко оценённые Пушкиным повести вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в

– Столь высоко оценённые Пушкиным повести вышли в 1831 году, а их автор обитал в ту пору в Павловске, неподалёку от Пушкина, проводившего лето в Царском Селе.

Было молодому и враз ставшему известным Николаю Васильевичу Гоголю 22 года.

Родился же автор “Вечеров…” то ли в самих

Родился же автор “Вечеров…” то ли в самих

Родился же автор “Вечеров…” то ли в самих Сорочинцах, то ли близ их. Доктор Трохимовский заверил мать новорождённого Марию Ивановну: “Славный будет сын”. Так оно и вышло.
Детство Гоголя прошло в обожаемой им Малороссии, которую лучше, красочнее, любовнее него никто ни прежде, ни после не описывал. Ещё в гимназии завёл он большую конторскую “Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию”, куда заносил любопытные словечки, фамилия, прозвища, предания, бытовые сценки.

Уже в Петербурге, стремясь быть полезным человечеству, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми,

Уже в Петербурге, стремясь быть полезным человечеству, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми,

Уже в Петербурге, стремясь быть полезным человечеству, учась живописи, работая канцелярским чиновником и преподавателем истории, общаясь с людьми учеными и талантливыми, Николай Васильевич просит матушку присылать побольше заметок о родной Украине, её обычаях, нравах и верованиях.

Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки,

Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки,

– Множество таинственных и героических историй слышал он и от бабушки, Татьяны Семёновны. В её комнатах было полным-полно всяких коробочек, шкатулочек и безделушек, так что Никошу, как его тогда называли, так и тянуло в её комнаты. Сами знаете, какие сокровища бывают у бабушек. Так вот, она могла подолгу рассказывать про запорожских казаков, среди которых был и его славный предок Остап Гоголь.
А ещё знала бабушка массу народных
песен и сказок, которые не всегда
оканчивались всеобщим пиром
да свадьбой.

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка,

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка,

Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!»

В молодости козака, деда дьячка

В молодости козака, деда дьячка

В молодости козака, деда дьячка Фомы Григорьевича, послали с грамотой гетмана к царице. Он напился с запорожцем, продавшем черту душу. Утром ни запорожца, ни шапки (с зашитой в ней грамотой), ни коня. Дед узнал у шинкаря дорогу, пошел в пекло забирать свое, сел с ведьмами играть в карты (в дурня). Дважды проиграл, на третий перекрестил тайком карты – и выиграл. Дали ему шапку и коня дьявольского до дому. Весь побитый об кочки, очутился он на крыше своей хаты. В этот раз сразу поехал к царице, с подарками вернулся. Дом забыл освятить – и нечистая сила в отместку в годовщину этих событий заставляла жену его по хате плясать.

СЮЖЕТ

О чём рассказывается в повести?

Перед нами необычная форма построения произведения, как бы «рассказ в рассказе»

Перед нами необычная форма построения произведения, как бы «рассказ в рассказе»

Перед нами необычная форма построения произведения, как бы «рассказ в рассказе»

КОМПОЗИЦИЯ

План повести

Элементы повести

Вступление

1. Деду поручено отвести грамоту к царице.

I. Экспозиция

2. Знакомство с запорожцем.

II. Завязка

3. Грамота пропала.

III. Кульминация

4. Дед возвращает грамоту и отвозит царице.

IV. Развязка

Заключение.

Вслед за названием: «Вечера на хуторе близ

Вслед за названием: «Вечера на хуторе близ

.

 Вслед за названием: «Вечера на хуторе близ Диканьки» во всех изданиях есть подзаголовок: «Повести, изданные пасечником Рудым Паньком» Пасечник – пчеловод, рудый – рыжий.

ОТ КАКОГО ЛИЦА ВЕДЕТСЯ ПОВЕСТВОВАНИЕ?

Фома Григорьевич – дьячок , который рассказывает своим слушательницам, постоянно просящим у него «яку-нибудь страховинну казочку», такие истории, что те, по его же словам, «всю ночь потом дрожат под одеялом»..

«Рыжим» нередко приписывают связь с потусторонним миром. Рудый Панько выступал посредником между «тем» и «этим светом»

 Почему именно пасечнику доверяет автор самый первый разговор с читателем? Некоторые современники Гоголя считали, что он таким образом стремился спасти себя от критики. Другие утверждали, что он хотел подчеркнуть, что это произведение близко к народному творчеству. – Как вы думаете, кто прав?

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ «Пропавшая грамота» или как назвал ее сам

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ «Пропавшая грамота» или как назвал ее сам

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ

«Пропавшая грамота» или как назвал ее сам Николай Васильевич Гоголь, «Быль, расказанная дьячком...» – это повесть, написанная классиком в конце 20-х - в начале 30-х годов XIX века.

Включена в известный гоголевский цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Является одним из самых популярных произведений (наравне с «Сорочинской ярмаркой», «Майской ночью, или Утопленницей» и т.д.), которые написал Николай Гоголь.

Самые первые наброски произведения, которые и принято считать черновиком, были написаны на четырех объемных листах (учитывая оборот) довольно мелким подчерком, с большим количеством исправлений и различного рода помарок. Заглавие у чернового варианта отсутствует. Всем известны некая мистика, загадочность, неясность , которые вносил в каждое свое произведение Николай Гоголь.

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата

Практически все литературоведы убеждены, что повесть была начата Гоголем в 1828 году. Об этом свидетельствует его письмо матери, датируемое маем 1829 года. В нём Николай Васильевич просит в подробностях описать ему различные карточные игры, которые были популярны в то время на Украине. Доказательством того, что «Пропавшая грамота» была закончена не позже весны 1831 года, может служить тот факт, что впервые она была напечатана в первой книге «Вечеров…», а цензурное разрешение на её издание получил 26 мая 1831 года Николай Васильевич Гоголь.

Письмо Гоголя матери

ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ Фома Григорьевич

ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ Фома Григорьевич

ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

Фома Григорьевич

Н.В. Гоголь

Некоторые исследователи

Точка зрения на жанр

Сказка

Быль

Легенда

Обоснование

На первом месте – фантастические события, нечистая сила

Главная – реальная часть, в центре внимания – история деда с грамотой

Соединяет реальное и фантастическое

Чья точка зрения вам ближе? Почему Н. В. Гоголь называет своё произведение былью?

Писатель выдвигает на первый план реальную историю, она для него является главной в произведении, т.е. повесть, действительно, призвана обратить внимание читателя на её нравственную сторону.

СЛОВАРЬ Дивчина-девушка Жупан – род кафтана

СЛОВАРЬ Дивчина-девушка Жупан – род кафтана

СЛОВАРЬ

Дивчина-девушка Жупан – род кафтана Люлька– трубка Оселедец – длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо Парубок – парень Хутор – небольшая деревушка Чуб – длинный клок волос на голове Шинкарь – хозяин питейного заведения, трактирщик Пекло – ад Чумаки – обозники, едущие в Крым за солью и рыбой Пасичник – пчеловод Гопак, горлица – украинские танцы

Образ деда. – Кто является главным героем произведения?

Образ деда. – Кто является главным героем произведения?

1) Образ деда.
– Кто является главным героем произведения?

ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ

– Почему именно ему поручили такое важное дело – грамоту царице увезти?

Торопится исполнить поручение гетмана, ценит его доверие, ведь быть гонцом к царице – почётно!

– Что случилось с дедом после встречи с запорожцем?

("Не успел пройти двадцати шагов – навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля, и тюлька с медною цепочкою по самые пяты – запорожец, да и только!")

Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня? (Дед не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: "Больно было…

Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня? (Дед не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: "Больно было…

– Какие чувства испытывает дед, проснувшись утром и обнаружив пропажу и запорожца, и грамоты, и даже коня?

(Дед не сдержал казацкого слова, данного запорожцу: "Больно было ему крепко, что не сдержал казацкого слова!" Он не выполнил поручения гетьмана, не оправдал его доверия: "Вот тебе и гетьманский гонец! Вот и привёз грамоту царице!" Герою стыдно за свой поступок).

Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде "Дед играет с ведьмами в дурня"?

Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде "Дед играет с ведьмами в дурня"?

– Какие черты характера проявил дед в этом эпизоде "Дед играет с ведьмами в дурня"?

Дед проявил в данном эпизоде такие качества характера, как находчивость, смекалку, самообладание. Благодаря этим качествам и ему удалось разгадать хитрость нечистой силы, вызволить шапку с грамотой, вернуться домой, выполнив поручение гетмана.

Примерный план: Ведьма предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку

Примерный план: Ведьма предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку

Примерный план:
Ведьма предложила 3 партии в дурня – взамен на шапку
Под ликованье морд дед остался дурнеем в 1-й раз
Деда перехитрили
Дед перекрестил карты
Шапка и конь в придачу

“КАК ВЕДЬМЫ ИГРАЛИ С ДЕДОМ В ДУРАКА”.

– Какой урок получил главный герой повести? Чему учит Н.В. Гоголь и нас с вами?

ВИНОВАТА ЛИ НЕЧИСТАЯ СИЛА В ПРОПАЖЕ

ВИНОВАТА ЛИ НЕЧИСТАЯ СИЛА В ПРОПАЖЕ

– ВИНОВАТА ЛИ НЕЧИСТАЯ СИЛА В ПРОПАЖЕ ГРАМОТЫ?

В пропаже грамоты виноват дед, т. к. он, загулявшись на ярмарке, забыл о порученном деле настолько, что поменялся с запорожцем шапкой, в которой была зашита грамота гетмана царице. Этим автор ещё раз указывает нам на то, что всё зависит от самого человека. Значит, образы нечистой силы даны для того, чтобы сделать повесть интересной, увлекательной для читателя.

Сверхъестественные силы в повести кажутся нестрашными, потому что похожи на людей (едят, пьют, танцуют, издеваются, шалят, играют в карты, веселятся); изображены с юмором: комические прозвища, обращения (шельма, хрычовка, старый бес, два поросёнка), ситуации и речь (игра в карты, танцы нечисти, переговоры на пароме); герой одолевает их, подчиняет себе (Дед пугает крестным знамением, добивается грамоты и коня).

ВЫЗЫВАЮТ ЛИ СТРАХ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ В ПОВЕСТИ?

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПОВЕСТИ

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПОВЕСТИ

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПОВЕСТИ.
– Какие герои “Пропавшей грамоты” встретились вам ранее в народных, волшебных сказках? 

(ведьмы, черти).

Сравните фантастику в этом произведении с фантастикой в известных вам сказках.

– Где грань реального и фантастического в произведении? 
(Найти в тексте)

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ – несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке”

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ – несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке”

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ – несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке”. Иначе говоря, подразумевается два значения:
нечто нереальное, невозможное и невообразимое;
нечто редкое, преувеличенное, необычное.

Фантастическое часто используется в литературе, когда необходимо преодолеть цензурные препятствия или при помощи иронии, гиперболы и смеха изобразить действительность, используя жанр иронической сказки.

Гоголь щедро воспользовался для “Вечеров” материалами богатого и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей

Гоголь щедро воспользовался для “Вечеров” материалами богатого и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей

Гоголь щедро воспользовался для “Вечеров” материалами богатого
и сказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в них работу
многочисленных безвестных народных сказочников и повествователей.
Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано
Гоголем в “Пропавшей грамоте”. В этой повести автор ярко воссоздает
живые черты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход
от изображения быта к фантастике заключает в себе обыденную,
прозаическую мотивировку, да и само изображение “необыкновенного” так
же насыщенно бытовыми деталями. “Герой повести– человек смелый,
казацкого размаха, попадая в ад в поисках пропавшей грамоты, видит
сборище чудовищных, уродливых существ. “Ведьм такая гибель, как
случается иногда на Рождество выпадает снегу; разряженный,
размазанный, словно панночки на ярмарке. И все, сколько бы ни было их
там, как хмельные, отплясывали какого– то чертовского гопака. Пыль
подняли боже упаси какую! ... На деда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны”.

В “Вечерах” прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои повести, в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика не мистифицирована, – это смешная и трагическая фантастика народных сказок и легенд.

О чем это произведение? ВЫВОДЫ

О чем это произведение? ВЫВОДЫ

– О чем это произведение?

ВЫВОДЫ.

– Определите главную идею произведения.

– Как Гоголь в подзаголовке называет это произведение? 

(“быль, рассказанная дьячком”)

– Верите ли вы автору?

– Как бы вы сами определили жанр произведения, которое прочитали?

Сможем ли мы ограничить это произведение одним литературным жанром? Почему?

Быт (жизнь украинского народа) и Юмор – здесь слились воедино, образуя новый жанр – “Гоголевский жанр”

Можно ли сказать, что это "страховинна казочка»? (Это поучительная история в форме занимательного рассказа) –

Можно ли сказать, что это "страховинна казочка»? (Это поучительная история в форме занимательного рассказа) –

– Можно ли сказать, что это "страховинна казочка»? 

(Это поучительная история в форме занимательного рассказа)

– Чему учит повесть "Пропавшая грамота"? Почему она так называется?

(Повесть Н. В. Гоголя "Пропавшая грамота" учит и развлекает: ненавязчиво, в форме занимательной истории преподносит урок читателю. Пропавшая грамота в повести – напоминание о долге, об ответственности за порученное дело, данное обещание).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2022