О необходимости профессионального воспитания личности медицинского работника.
Силаева Н.Н., преподаватель
ОГАПОУ «Старооскольский медицинский колледж»,
г.Старый Оскол
Выбор профессии – часто риск. Семнадцатилетний выпускник школы, как правило, обладает слишком ограниченным опытом, чтобы объективно судить о будущей профессии и своем месте в ней. Скорее всего, он выберет область деятельности, к которой чувствует интерес и склонность. Однако зачитываться книгами о «людях в белых халатах» и работать медицинским работником – не одно и то же. Наверное, поэтому некоторые поступившие в колледж покидают его стены, задолго до получения диплома. Приблизительно треть окончивших обучение или не приступают к медицинской деятельности, или бросают ее через год, другой. Остальные работают в медицине. Многие из них довольны.
Воспитание – это процесс систематического, целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях обучения, привития навыков поведения в обществе, формирования характера и его отдельных черт. Профессиональное воспитание медицинского работника входит в процесс воспитания будущего специалиста – медика.
Знание о ценностях общества, в том числе и профессии, у молодого поколения, как правило, находятся на вербальном уровне, не осознаны и не исполняют роль автоматических регулятора поведения.
В последнее время наш медицинский колледж столкнулся с проблемой низкого интеллектуального развития абитуриентов и с новыми направлениями мотивационной сферы будущих медицинских работников. Данную проблему можно объяснить следующими причинами:
-Ранним развитием у молодежи синдрома хронической усталости, вызванным высоким уровнем заболеваемости в детском и подростковом возрасте, как результат – слабые знания по общеобразовательной программе;
-Постоянным нахождении молодежи в состоянии хронического стресса, развивающегося в результате ослабленного физического развития с момента рождения, распространения социальных болезней и негативных социально-экономических явлений, происходящих в обществе;
-Недостоверностью информации, получаемой приемными комиссиями, о состоянии психического и физического развития абитуриентов на этапе физических испытаний;
-Снижением уровня общей культуры населения, в том числе медицинской культуры среди медицинских работников;
-Отторжением старых российских традиций и принятием новых, не учитывающих особенности менталитета.
Как видим, ни один из современных студентов средних специальных учебных заведений не отнес к категории престижных профессии- медицинского работника, учителя, инженера, т.е. произошла смена ориентиров. И если в 2001г. у поступивших студентов в медицинский колледж на первом месте была цель «приносить пользу людям», то к 2017г. основная цель в жизни сильно изменилась, и приоритетом стало «материальное благополучие».
Попробуем смоделировать потенциальный психологический портрет современного студента медицинского колледжа: это подросток, вращающийся в микросреде с низкой социальной культурой, в которой категории морали, нравственности, милосердия, сострадания, уважения, ценности человеческой жизни не становятся регулятором межличностных гуманистических отношений; многие употребляют спиртные напитки, – пробовали наркотики, имеют опыт сексуальных отношений и, курят независимо от пола.
У молодежи, поступающей в медицинский колледж, слабое психическое и физическое развитие. По данным министерства образования и здравоохранения РФ, в 2017 г. только 5-10% психически и физически здоровых выпускников общеобразовательных учреждений станут абитуриентами медицинского колледжа.
В процессе работы педагогические коллективы медицинского колледжа постоянно сталкиваются с проблемой недостаточного воспитания подростков в семье.
Самовоспитание, самоопределение, нравственное совершенствование студентов медицинского колледжа, а также освоением ими социального опыта возможно при оказании соответствующей помощи. Для реализации этой задачи образовательным учреждениям необходимо:
- Разработать программы воспитания и развития личности, утверждающие отношения сотрудничества студентов и преподавателей в процессе обучения; - Сохранить проверенные временем старые и поддерживать новые традиции в студенческих коллективах с целью раннего формирования профессиональной субкультуры медицинского работника;
- Привлекать к реализации программы воспитания всех участников образовательного процесса: преподавателей, воспитателей, психологов, административно-управленческий и вспомогательный персонал, студентов, родителей и т.д.;
- Разработать модель профессиональной деятельности среднего медицинского работника для определения необходимых профессиональных качеств личности в современных социально-экономических условиях;
- Сочетать в процессе профессионального воспитания личностные интересы и профессиональные возможности обучающихся.
Развитие воспитательной деятельности медицинского колледжа обеспечивают непрерывность и многоуровневость подготовки медицинских кадров, а также трансформация содержания воспитательной работы образовательных учреждений в соответствие с принятой доктриной среднего медицинского и фармацевтического образования в РФ.
На основании исследуемого материала, можно сделать вывод, какими чертами должен обладать медицинский работник:
1.Моральные: сострадательность, доброжелательность, трудолюбие, самоотверженность, нежность, оптимизм, мужество, решительность, скромность, принципиальность, ответственность, сотрудничество.
2. Эстетические: аккуратность, опрятность, неприменимость к серости.
3. Интеллектуальные: эрудированность, опрятность, наблюдательность, логичность, стремление, проникнуть в суть явления.
Формирование этих черт личности, жизненных целей, начинается в детстве. И продолжается совершенствоваться при обучении в дошкольных , школьных, и средних образовательных учебных заведениях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.