ФГОС о нормах чтения
Техника чтения
1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста 2) техническую (подчиненную
смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и
выразительность чтения. Осмысленность чтения
предполагает понимание читающим: - значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; - содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному. Правильность чтения выражается в том, что
читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: проявляется в
умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы
(логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении
стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную
интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно
громко и внятно. характеризуется
количеством слов, произносимых в минуту. чтения в
начальных классах Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения. Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка. Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении. Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения. От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 1 КЛАССА Прочитай сказку. Про чудака лягушонка Каждый хочет быть больше. Вот козлик – он хочет быть бараном. Баран хочет быть быком. Бык – слоном. А маленький лягушонок тоже хотел стать больше. Но как, как это сделать? Потянуть себя за лапку? – не получается. За ушко – тоже. А хвостика нет... И тогда он вышел в большое поле, сел на маленький бугорок и стал ждать, когда будет заходить солнце. А когда солнце покатилось к закату, от лягушонка начала расти тень. Вначале она была, как козлик; потом – как баран; потом – как бык; а потом – как большой-большой слон. Тут лягушонок обрадовался и закричал: – А я большой слон! Только большой слон очень обиделся. – И никакой ты не слон, – сказал он лягушонку. – Это твоя тень – большой слон. А ты, ты просто так – большой чудак на закате дня. (По Г. М. Цыферову) После прочтения сказки «Про чудака лягушонка» ответь на вопросы. Для этого ты можешь перечитывать сказку. 1. О ком рассказывается в этой сказке? Отметь ответ . ▢ о козлике и баране ▢ о большом слоне ▢ о чудаке-лягушонке ▢ о большой лягушке 2. О чём мечтал маленький лягушонок? ▢ стать красивее ▢ стать больше ▢ научиться летать ▢ отправиться в путешествие 3. Что сделал лягушонок в большом поле? ▢ искупался в пруду ▢ запел песни ▢ начал прыгать по траве ▢ сел на бугорок и стал ждать захода солнца 4. Впиши нужное слово. Потянуть себя за ________________? – не получается. 5. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4. Большой слон очень обиделся. От лягушонка начала расти тень. 1 Лягушонок захотел стать больше. Лягушонок назвал себя слоном. 6. Допиши предложение. А когда солнце покатилось к закату, _____________________________________________________. 7. Отметь ответ. Слон обиделся на лягушонка, потому что: ▢ лягушонок дразнил слона ▢ лягушонок назвал себя слоном ▢ лягушонок не пришёл к слону в гости ▢ слон обижался на всех без разбора 8. Как ты думаешь, почему слон назвал лягушонка чудаком? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 9. Как ты думаешь, лягушонок обрадовался, когда увидел большую тень? ▢ Да ▢ Нет Обязательно объясни, почему ты так думаешь. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. Маленький лягушонок пытался разными способами стать больше. Что в тексте помогло тебе это понять? Приведи два примера. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ПЛАН РАБОТЫ
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.