Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарское музыкальное училище (техникум) им. Ф.П. Павлова»
О проведении и итогах работы
Студенческой научно-практической конференции
«Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт –2020»
В Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова в период c 1 марта по 1 июня 2020 года в заочном формате проводилась студенческая научно-практическая конференция «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт – 2020». В работе приняли участие студенты отделений «Фортепиано», «Оркестровые инструменты (струнная группа)», «Народные инструменты», «Музыкальное искусство эстрады», «Дирижерско-хоровое отделение», «Вокальное искусство», отделения «Теория музыки», «Сольное и хоровое народное пение», которые представили доклады по итогам своих учебных научных исследований.
Работа строилась в трех секциях
a) секции 1. «Сохранение и развитие традиционного фольклора чувашей» отделения
Сольного и хорового народного пения;
b) секции 2. «Инструментальное исполнительство» – представителей
исполнительских отделений училища;
c) секции 3. «Современные вопросы музыкальной педагогики, психологии и музыкознания» дирижёрско-хорового отделения, отделений теории музыки и вокального искусства.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Казакова В.П. – заместитель директора по научно-исследовательской работе БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии. Со вступительным словом выступили также в секции 1 — зав. отделением СХНП Петухова Л.В., а в секции 2 – руководитель студенческого научного общества БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии — Г.В. Киселева.
Участники конференции заблаговременно познакомились с Программой конференции и требованиями к выступлению. Было сформировано жюри в составе преподавателей училища, кураторов СНО на отделениях.
Тематика выступлений участников конференции охватывала актуальные направления творческой деятельности ведущих педагогов и музыкальных деятелей в контексте развития музыкальной культуры России и Чувашии; основные вопросы музыкальной педагогики и музыкального образования. Вполне обоснованным стало обращение к опыту современной практики музыкального образования; вопросам теории и истории музыкального искусства, исторического и теоретического музыкознания, обобщению роли композиторского творчества; а также традициям и насущным проблемам музыкального фольклора.
В секции «Сохранение и развитие традиционного фольклора чувашей» отделения СХНП (куратор Салюков Г.В) состоялось пленарное заседание и выступление участников с результатами своей работы и их защита перед жюри. Докладчиками секции были 7 студентов и 2 преподавателя. Всего в данной секции представлено 7 студенческих работ и всего 8 докладов.
В работе секции 2 «Инструментальное исполнительство» приняли участие студенты отделений «Оркестровые инструменты» (куратор Смирнова Г.И.), «Народные инструменты» (кураторы Киселева Г.В., Белянкин А.Н), «Фортепиано» (куратор Кузнецова Ю.Г.), «Музыкальное искусство эстрады» (куратор Сиврук Г.М.). Всего в секции было представлено 11 студенческих работ.
В работе секции 3. «Современные вопросы музыкальной педагогики, психологии и музыкознания» дирижёрско-хорового отделения, отделений теории музыки и вокального искусства представлено 13 исследовательских работ.
Всего на студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт –2020» представлено 32 доклада. В конференции приняли участие студенты восьми отделений музыкального училища. С докладами выступили два преподавателя и 31 студент.
2. Список докладов участников конференции:
№ п/п |
ФИО студента, курс, научный руководитель |
Тема доклада по итогам учебного исследования
|
|
секция 1. «Сохранение и развитие традиционного фольклора чувашей» отделения Сольного и хорового народного пения
куратор кружка отделения СХНП – Салюков Григорий Валерьевич (7) |
|
1. |
Михайлова Диана Николаевна 4 курс, научный руководитель Яковлевой Ирина Федоровна |
«Костюм верховых чувашей Аликовского района» |
2. |
Романова Марина Юрьевна 4 курс научный руководитель Петухова Людмила Валерьевна |
«Сохрание семейно-бытового обряда «Салтака ăсатни» Козловского района ЧР (на примере музыкально-этнографических записей)» |
3. |
Жесткова Александра Олеговна 4 курс научный руководитель Салюков Григорий Валерьевич |
«Русская свадьба села Кушниково Мариинско-Посадского района ЧР» (сравнение и анализ на примере музыкально-этнографических записей) |
4. |
Захарова Ксения Петровна 4 курс научный руководитель Салюков Григорий Валерьевич |
«Традиционный обряд «Туй» Свадьба на примере с. Дрожжаное Дрожжановского района РТ» |
5. |
Егорова Ольга Львовна студентка 4 курса научный руководитель |
«Музыкальные особенности песен северовосточной части Аликовского района» |
|
Сакмаров Илья Аркадьевич |
|
6. |
Григорьева Анастасия Викторовна научный руководитель Салюков Григорий Валерьевич |
«Традиционный обряд «Салтака ăсатни» Проводы рекрута на примере села Ковали Урмарского района ЧР» |
7. |
Семенова Анастасия Викторовна студентка 4 курса куратор Салюков Григорий Валерьевич |
«Традиционный обряд «Салтака ăсатни» Проводы рекрута на примере села Ковали Урмарского района ЧР» |
8. |
Преподаватели: Петухова Людмила Валерьевна, Салюков Григорий Валерьевич |
«Хороводно-игровые песни Бижбюлякского района Республики Башкортастан» |
секция 2. «Инструментальное исполнительство» |
||
куратор кружка отделения ФО – Кузнецова Юлия Геннадьевна (2) |
||
9. |
Смоленцева Екатерина Сергеевна 3 курс научный руководитель Кузнецова Юлия Геннадьевна |
«Влияние занятий на цифровом фортепиано на игровые навыки учащихся» |
10. |
Григорьева Анастасия Алексеевна 3 курс научный руководитель Кузнецова Юлия Геннадьевна |
«Педагогические условия формирования интереса к процессу занятий фортепиано в системе дополнительного образования» |
научный руководитель ОНИ (стр. гр.) Киселева Галина Викторовна (3) |
||
11. |
Кравченко Евдокия Александровна, 3 курс научный руководитель Киселева Галина Викторовна |
«Характеристика музыкальных способностей и способов их развития в инструментальном классе ДМШ» |
12. |
Ненюков Илья Владимирович 3 курс научный руководитель Киселева Галина Викторовна |
«Культура речи педагога – условие профессионального мастерства» |
13. |
Климшина Елена Владимировна 4 курс научный руководитель Киселева Галина Викторовна |
«Характеристика качества конструктивных элементов балалайки» |
|
куратор кружка Оркестрового отделения Смирнова Галина Ивановна (1) |
|
14. |
Васюткина Евгения Александровна 4 курс Оркестровое отделение научный руководитель Смирнова Галина Ивановна |
«Юрий Николаевич Должиков – новатор и педагог» |
|
куратор кружка отделения ОНИ (б,а.) Белянкин Александр Николаевич (1) |
|
15. |
Моисеев Евгений Юрьевич 4 курс научный руководитель Белянкин Александр Николаевич |
«Баян и аккордеон в Чувашии» |
|
куратор кружка отделения МИЭ – Сиврук Григорий Михайлович (4) |
16. |
Александров Роман Сергеевич, 1 курс научный руководитель Сиврук Григорий Михайлович |
«Безладовая бас – гитара. История создания инструмента» |
17. |
Иванова Анна Геннадьевна 1 курс научный руководитель Сиврук Григорий Михайлович |
«Арета Франклин. Жизнь и творчество» |
18. |
Поверенова Елизавета Сергеевна, 1 курс научный руководитель Сиврук Григорий Михайлович |
«Электрогитара в джазе» |
19. |
Юсупов Данил Марсович 1 курс научный руководитель Сиврук Григорий Михайлович |
«Техника игры слэпом на бас гитаре» |
секция 3. «Современные вопросы музыкальной педагогики, психологии и музыкознания» дирижёрско-хорового отделения, отделений теории музыки и вокального искусства |
||
куратор кружка отделения ДХО – Винокурова Татьяна Борисовна (3) |
||
20. |
Кошкина Александра Вячеславовна, 3 курс, научный руководитель Винокурова Татьяна Борисовна |
«Система практических навыков пения в вокальном ансамбле» |
21. |
Высоцкая Анна Владимировна 2 курс, научный руководитель Винокурова Татьяна Борисовна |
«О новаторстве в жанре хоровой музыки советских композиторов конца XX столетия» |
22. |
Высоцкая Анна Владимировна 2 курс, научный руководитель Винокурова Татьяна Борисовна |
«Героико-патриотическая тема в хоровом творчестве советских композиторов Свиридова Г.В., Щедрина Р.К.» |
|
куратор кружка отделения ВО – Данилова Надежда Николаевна (7) |
|
23. |
Ляушкина Анастасия Юрьевна 4 курс, научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
«Итальянская вокальная школа» |
24. |
Полутова Елена Андреевна, 4 курс, научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
«Вокальная лирика в творчестве Александра Варламова» |
25. |
Самохина Ульяна Евгеньевна 4 курс научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
«Жизнь и творчество Ареты Луизы Франклин» |
26. |
Лебедева Алла Алексеевна 4курс научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
«Национальные вокальные школы» |
27. |
Федорова Виктория Владимировна |
«Проблемы певческого дыхания» |
|
4 курс научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
|
28. |
Прилепская Анастасия Сергеевна, 3 курс научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
«Педагогические проблемы в работе над голосом меццо-сопрано» |
29. |
Осташкова Мария Юрьевна 3 курс научный руководитель Данилова Надежда Николаевна |
«Влияние пения на здоровье человека»
|
|
куратор кружка отделения ТО – Белянкина Лидия Андреевна (3) |
|
30. |
Митта Ксения Владимировна 2 курс научный руководитель Белянкина Лидия Андреевна |
«Лист, Шуман и Берлиоз в России» |
31. |
Семенова Анастасия Андреевна 3 курс куратор Белянкина Лидия Андреевна |
«Произведения П. И. Чайковского как средство развития музыкального восприятия детей» |
32. |
Ятманов Антон Владимирович 3 курс научный руководитель Белянкина Лидия Андреевна |
«Верую в Бога Моцарта и Бетховена ...» Р. Вагнер |
Для объективного, всестороннего оценивания учебных исследований, для обеспечения должного контроля проведения конференции и соответствия Положению о конференции, а также для определения лучших исследовательских работ-победителей, выполненных студентами училища, в том числе для выдвижения и последующей рекомендации для участия в XXII Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодёжи «Юность Большой Волги» было сформировано жюри.
В качестве членов жюри в работе принимали участие преподаватели Чебоксарского музыкального училища, являющиеся кураторами студенческих кружков на отделениях:
- куратор кружка «Дирижерско-хорового отделения» – Винокурова Татьяна Борисовна,
- куратор кружка отделения «Фортепиано» – Кузнецова Юлия Геннадьевна,
- куратор кружка Оркестрового отделения – Смирнова Галина Ивановна,
- куратор кружка отделения «Музыкальное искусство эстрады» – Сиврук Григорий Михайлович,
- куратор кружка отделения «Народные инструменты» (баян, аккордеон) – Белянкин Александр Николаевич,
- куратор кружка отделения «Народные инструменты» (струнные инструменты) – Киселева Галина Викторовна,
- куратор кружка отделения «Теории музыки» – Белянкина Лидия Андреевна,
- куратор кружка отделения «Вокальное искусство» – Данилова Надежда Николаевна,
- куратор кружка отделения «Сольное и хоровое народное пение» – Салюков
Григорий Валерьевич; а также сопредседатели жюри:
- руководитель научного студенческого общества БПОУ «Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии Киселева Галина Викторовна,
- заместитель директора по научно-исследовательской работе БПОУ «Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии Казакова Валентина Петровна.
Члены жюри обсуждали и оценивали творческие исследования студентов по критериям, заявленным в Положении о конференции (полнота раскрытия темы, соответствие доклада заявленной теме, умение ставить цели, задачи и методы исследования, выявлять гипотезу, актуальность и новизну конкретной работы, а также фактологическая точность, логичность, убедительность и артистизм при презентации своей работы).
Отмечено, что участие студентов в работе научно-практических конференций является частью творческой и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, направленной на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду лучших достижений отечественного и зарубежного искусства, их приобщение к духовным ценностям.
В рамках форм промежуточной или текущей аттестации – конференция проходит как определённый вид одной из форм аттестации. Она позволяет в определении качества реализации образовательного процесса, качества теоретической и практической подготовки по учебной дисциплине (профессиональному модулю, междисциплинарному курсу).
Отмечено, что работа конференции была направлена на выявление и изучение актуальных вопросов регионального музыкознания в области истории и теории музыки, музыкальной педагогики и исполнительства; создание условий для раскрытия личностных творческих способностей студентов, развития у них навыков презентационной защиты исследовательских студенческих работ; приобщение учащейся молодёжи к научноисследовательским и научно-методическим изысканиям в области музыкального искусства; развитие различных направлений научно-исследовательской работы студентов и формирование научно-творческого потенциала студентов.
В соответствии с ФГОС будущий артист, преподаватель, концертмейстер должен обладать общими компетенциями:
• Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
• Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
• Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
• Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной деятельности.
Будущий артист, преподаватель, концертмейстер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
• Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
• Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.
• Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Подготовка учебной исследовательской работы позволять студентам развить умение пользоваться специальной профессиональной и энциклопедической литературой, работать с прикладными программами, учиться ориентироваться в интернет-пространстве и применять ресурсы специализированных образовательных порталов и электронных библиотек общего доступа. Работа над учебным исследованием позволяет в соответствии с ФГОС развивать общие и профессиональные компетенции, а значит в том числе - знать основы теории воспитания и образования; основные исторические этапы развития музыкального образования в России и за рубежом; творческие и педагогические исполнительские школы; современные методики обучения игре на инструменте; педагогический репертуар детских музыкальных школ; профессиональную терминологию.
В ходе обсуждения творческих исследовательских работ студентов, жюри отметило наиболее частые недочеты, встречающиеся в учебных исследованиях и итоговых статьях студентов: владение информационно-коммуникационными технологиями – в частности, форматирование текстов, составление списков литературы, выполнение правил цитирования текстов, оформление ссылок на используемые материалы интернетпространства, учет требований «Положения» к публикации научных работ, удержание во внимании структуры текста, постановки целей и задач исследований, оформление итоговых разделов и формулирования выводов. Они требуют дополнительной работы со студентами.
В ходе обсуждения творческих исследовательских работ студентов, жюри отметило в целом удовлетворительный уровень подготовки студентов и качество их защиты (презентационных выступлений). Студенты, участники конференции, продемонстрировали умение работать с профессиональной литературой, обобщать, систематизировать информацию, логически выстраивать текст /речь/ в полном соответствии с заявленной темой, выявлять наиболее значимые факты, события и явления музыкальной жизни.
На основании обсуждения жюри было вынесено решение о соответствии положению и тематике XXII Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги» (г.Чебоксары), работ следующих студентов, которые рекомендованы к участию в ней:
- Михайлова Диана Николаевна, 4 курс, с исследовательской работой «Костюм верховых чувашей Аликовского района», научный руководитель Яковлевой Ирина Федоровна;
- Романова Марина Юрьевна, 4 курс, с исследовательской работой «Сохрание семейно-бытового обряда «Салтака ăсатни» Козловского района ЧР (на примере музыкально-этнографических записей)», научный руководитель Петухова Людмила Валерьевна;
- Жесткова Александра Олеговна, 4 курс, с исследовательской работой «Русская свадьба села Кушниково Мариинско-Посадского района ЧР» (сравнение и анализ на примере музыкально-этнографических записей), научный руководитель Салюков Григорий Валерьевич;
- Высоцкая Анна Владимировна, 2 курс, с исследовательской работой «О новаторстве в жанре хоровой музыки советских композиторов конца XX столетия», научный руководитель Винокурова Татьяна Борисовна.
практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт –2020»
В рамках студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт –2020» был проведен конкурс студенческих статей. На основании обсуждения жюри было вынесено решение о соответствии заявленным критериям и присуждении призовых мест на конкурсе статей студентов по итогам учебных исследований 2019 – 2020 учебного года, прошедшего в рамках Студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт –2020» БПОУ «Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии:
место |
ФИО |
Куратор / отделение |
I |
Климшина Елена Владимировна 4 курс, ОНИ |
Г.В. Киселева /ОНИ |
II |
Кравченко Евдокия Александровна 3 курс, ОНИ |
Г.В. Киселева /ОНИ |
II |
Ненюков Илья Владимирович 3 курс, ОНИ |
Г.В. Киселева /ОНИ |
III |
Смоленцева Екатерина Сергеевна |
Ю.Г. Кузнецова /ФО |
|
3 курс, ФО |
|
III |
Григорьева Анастасия Алексеевна 3 курс, ФО |
Ю.Г. Кузнецова /ФО |
IV |
Романова Марина Юрьевна 4 курс, СХНП |
Л.В. Петухова /СХНП |
IV |
Михайлова Диана Николаевна 4 курс, СХНП |
И.Ф. Яковлева / СХНП |
V |
Ляушкина Анастасия Юрьевна 4 курс, ВО |
Н.Н. Данилова /ВО |
VI |
Федорова Виктория Владимировна 4 курс, ВО |
С.Г. Лаврентьева /СХНП |
VI |
Осташкова Мария Юрьевна 3 курс, ВО |
Н.Н. Данилова /ВО |
VI |
Моисеев Евгений Юрьевич 4 курс, ОНИ |
А.Н. Белянкин / ОНИ |
Студенты, занявшие 1,2 и 3 места получили Диплом лауреата конкурса, соответственно 1,2 и 3 степени. Студенты, занявшие 4,5 и 6 места стали дипломантами конкурса. Решением жюри исследовательские работы (статьи) студентов-победителей рекомендованы к печати в сборнике «Павловский вестник» Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии.
Все участники студенческой научно-практической конференции «Вопросы современной музыкальной педагогики и исполнительства: направления, перспективы, опыт –2020» получили Сертификаты участников с указанием выполненной исследовательской учебной работы
Руководитель студенческого научного общества БПОУ «Чебоксарское музыкальное училище им. Ф.П. Павлова» Минкультуры Чувашии Г.В. Киселева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.