Наличие у человека двух ушей, разнесенных друг от друга на расстояние порядка 21 см, позволяет определять направления на источники звука, их удаленность, размеры. В обычных условиях слух способен определять угловое перемещение источника звука в горизонтальной плоскости с точностью около 3...4 градусов. При неподвижном источнике звука слух способен определить направление на него не точнее 12 градусов, а по вертикали - 17...20 градусов.
Наличие у человека двух ушей, разнесенных друг от друга на
расстояние порядка 21 см, позволяет определять направления
на источники звука, их удаленность, размеры. В обычных
условиях слух способен определять угловое перемещение
источника звука в горизонтальной плоскости с точностью около
3...4 градусов. При неподвижном источнике звука слух
способен определить направление на него не точнее 12
градусов, а по вертикали 17...20 градусов.
Такие локационные способности слуха называют бинауральным
эффектом и объясняют неодновременностью достижения
звуковыми волнами каждого уха, неодинаковым уровнем
звуковых давлений в слуховых проходах, особенностями
тембров знакомых источников звуков и их изменений.
На самых низких частотах, ниже 300 Гц, бинауральный эффект
практически отсутствует и ухо не фиксирует направление
звука. На частотах от 300 до 1000 Гц становится заметным
сдвиг фаз звуковых волн, попадающих в правое и левое ухо.
Мозг мгновенно вычисляет, какому направлению может
соответствовать эта разность, и таким образом определяет,
откуда идет звук. На частотах более 1000 Гц сдвиг фаз
становится очень небольшим (длина волны уменьшается) и
поиск направления осуществляется за счет сравнения силы
звука, приходящего с разных сторон.Рис. 1. Акустическая система для создания эффекта
интегральной локализации (локализации суммы)
На рис. 1 показаны два одинаковых громкоговорителя (АС) 1 и
2, расположенные на расстоянии 2L один от другого. На
расстоянии Х от базы АС на оси симметрии расположен
слушатель, уши которого находятся на расстоянии r1 и r2 от
соответствующих АС.
Если на обе АС подать одинаковый сигнал, то звук от каждой
АС достигнет ушей одновременно: правого от АС1, а левого
от АС2. Идентичность звуков не позволит слуху разделить их в
пространстве на левый и правый. Так создается слуховая
иллюзия: визуальный (кажущийся) источник звука как бы
находится в середине базы между АС.
Если уменьшить громкость АС1, то это будет воспринято
слухом как перемещение КИЗ в сторону АС2 и наоборот.
Таким образом, варьируя громкость звучания левой и правой
АС, можно вызывать и поддерживать иллюзию перемещения
виртуального источника звука (КИЗ). Это явление называют
интегральной локализацией (или локализацией суммы).Рис. 2. Зависимость локализации от: а) разных уровней звуковой
энергии сигналов в каналах; б) от временного сдвига сигналов в
каналах
Аналогичную иллюзию перемещения КИЗ можно получить,
создавая запаздывание звука в одной из АС. При этом
виртуальный источник звука перемещается в сторону АС,
излучающей звук с опережением по времени Dt>1,1 мс. На рис.
2 показаны зависимости локализации КИЗ соответственно от
разности уровней и временного сдвига сигналов в каналах. Оба
эти эффекта широко используются при записи музыки.
Рис. 3. Влияние запаздывающего повторения сигнала на
локализацию виртуального источника звука
При одинаковых уровнях основного и задержанного сигналоввиртуальный источник звука ощущается на месте физически
существующего источника, излучающего опережающий сигнал.
Источник звука, излучающий задержанный сигнал, не
ощущается вовсе, но его присутствие проявляется в виде
повышения общей гулкости звучания. При задержках одного из
сигналов на время более 50 мс наличие запаздывающего сигнала
ощущается как помеха в виде эха, хотя положение КИЗ
остается неизменным. Отсюда следует, что опережающий
сигнал при одинаковом уровне с задержанным полностью
подавляет (маскирует) последний. Повышая уровень
запаздывающего сигнала, можно добиться того, что оба
источника звука будут восприниматься раздельно даже при
запаздывании менее 50 мс. На рис. 3 показано необходимое
превышение уровня (DL) запаздывающего сигнала в
зависимости от временной задержки. При t = 15...20 мс уровень
задержанного сигнала должен быть повышен на 11 дБ, чтобы
оба источника звука воспринимались раздельно. При t < 50 мс
для этого эффекта достаточно превышение уровня всего на 6
дБ. При t = 65 мс запаздывающий сигнал ощущается как эхо.
При t < 5 мс наблюдается неустойчивый режим: виртуальный
источник звука как бы перепрыгивает из одной АС в другую,
совпадая то с источником опережающего, то с источником
задержанного сигнала.
Если источники звука резко различаются по тембру, это может
привести к раздельному ощущению двух звуковых объектов
даже при равных уровнях интенсивности обоих сигналов.