О чем мы размышляем?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 21.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Эта удивительно простая структура имеет большую си лу. Продолжительность совещаний сокращается вчетверо, а то и в десятеро против обычного. Самое важное здесь то, что от каждого думающего тре буется пустить в ход весь свой опыт, знания и «силу ума». Что очень сильно отличается от «доказывания правоты». У работников крупной нефтяной компании была про блема с буровым оборудованием, стоившая им сто тысяч долларов в день. Они довольно долго размышляли над ней. Затем Дженс Эрап, дипломированный инструктор, предложила метод Шести Шляп. И они за двенадцать ми нут приняли решение, которое сэкономило им десять мил лионовдолларов.
Иконка файла материала О чем мы размышляем.doc

О чем мы размышляем?

  • Чего мы хотим достичь?

  • Каковы будут последствия?

  • Можем ли мы принять решение?

  • Каков следующий шаг?

  Эта удивительно простая структура имеет большую си

  лу. Продолжительностьсовещаний сокращается вчетверо,

  атоивдесятеропротивобычного.

  Самое важное здесь то, что от каждого думающего тре

  буется пустить в ход весь свой опыт, знания и «силу ума».

  Что очень сильно отличается от «доказывания правоты».

  У работников крупной нефтяной компании была про

  блема с буровым оборудованием, стоившая им сто тысяч

  долларов в день. Они довольно долго размышляли над

  ней. Затем Дженс Эрап, дипломированный инструктор,

  предложила метод Шести Шляп. И они за двенадцать ми

  нут приняли решение, которое сэкономило им десять мил

  лионовдолларов.

  В Таиланде Расми Таньяторн предложил использовать

  метод Шести Шляп на совещании строительной фирмы,

  которой угрожали штрафные санкции. За пять часов они

  выработали план действий, который сэкономил им два

  дцать миллионов бат.

  Шляпами можно пользоваться самостоятельно, чтобы

  настроить себя на определенный тип мышления.

  Когда Рон Барбаро был президентом страховой компа

  нииPrudential Insurance,онпредлагалидеи.Окружающие

  указывали на их недостатки и объясняли, почему они не

  годятся. Он выслушивал и говорил: «Это великое мышле

  ние Черной Шляпы. Но сейчас мне хотелось бы услышать

  Желтую».

  Обычно, когда человек против какой-то идеи, он не со

  бирается искать в ней достоинства. Но мышление Желтой

  Шляпы — это требование именно так и поступать.

  Допустим, вы против идеи. Вам предлагают надеть Чер

  ную Шляпу и высказать все, что вас беспокоит и настора

  живает. После чего наступает черед Желтой Шляпы. Вас

  просят сосредоточиться на ценности идеи. Если вы скаже

  те, что никакой ценности не видите, в то время как все ос

  тальные что-то да находят, вы можете показаться глупцом.

  Если ценность существует, почему вы ее не видите? Тогда

  вы начинаете ее искать и в процессе порой удивляете сами

  себя.

  ПараллельноемышлениеШестиШляп—оченьмощный

  процесс.Использоватьего,однако,следуетправильно,ина

  че сила теряется. Об инструктаже и получении инструктор

  ского диплома можно договориться через организацию

  АРТТ в Айове.

  Шляпами можно пользоваться индивидуально, чтобы

  предложить определенный тип мышления: «Дайте мне

  дляобсуждения этого вопроса Красную Шляпу».

  Шляпами можно пользоваться и в предлагаемой прави

  лами последовательности. Последовательность устанавли

  вается в соответствии с указаниями, которые входят в курс

  обучения.

  Практикующие этот процесс люди находят его очень

  раскрепощающим. Они не скованы больше одними рамка

  ми (за идею или против нее).

  Методом пользуются равным образом четырехлетние

  дети и главы крупнейших мировых корпораций.

  Опыт многих лет показал, что процессу легко научиться

  и пользоваться им тоже легко, если делать это правильным

  образом. Он весьма эффективен и приводит к полной от

  даче во время совещаний.

  В таком случае встает вопрос, почему должны были

  пройти две тысячи четыреста лет, прежде чем появилась

  столь простая структура.

  Ответ: со времен великой троицы мы считали спор иде

  альной формой обсуждения. Уже упоминалось также, что

  религиозные мыслители эпохи Возрождения были заинте

  ресованы не в исследовании вопроса, а в доказательстве

  всего лишь неправоты еретиков. Представьте себе парла

  мент, который использовал бы Шесть Шляп, вместо того

  чтобы пререкаться и подсчитывать голоса за и против!

  Что особенно интересно относительно метода Шести

  Шляп — когда тема совещания исследована до конца,

  «путь вперед» обычно становится очевидным для каждого

  из присутствующих. Уже не приходится спорить или голо

  совать за одно предложение против другого. Когда «до

  рожная карта» вычерчена четко, правильную дорогу найти

  легко.

  Есть и другая, физиологическая причина, по которой

  нам могут быть необходимы Шесть Шляп.

  Африканская зебра слышит шорох в траве неподалеку.

  В тот же миг все группы нервных клеток в ее мозге, связан

  ные с опасностью, приводятся в состояние готовности

  (стимулируются), и когда появляется лев, зебра реагирует

  мгновенно.

  Исследования показывают, что в соответствии с эмо

  циональной потребностью мозговые химические препара

  ты повышают чувствительность определенных зон. Поэто

  му, когда мы боимся, мы видим больше опасного; когда

  настроены позитивно, видим больше ценного и т. д. По

  скольку мы не можем быть одинаково чувствительны во

  всех отношениях одновременно, требуется разделять типы

  мышления — что и дает нам метод Шести Шляп, где каж

  дый тип используется отдельно и все внимание направле

  но на него.

  Рассмотрим беспорядочность обычного мышления или

  спора. В эту секунду мы критикуем. В следующую — ищем

  информацию. В третью — пытаемся проявить творческую

  инициативу. Все это перемешивается. И похоже на попыт

  кужонглироватьодновременношестьюмячамивместото

  го, чтобы подбрасывать их по одному за раз.

  Откуда взялась одержимость историей?

  Университеты и западная интеллектуальная культура одер

  жимы историей.

  Эта одержимость означает, что для планирования путей в бу

  дущее прилагается слишком мало усилий.

  «Есливы не изучаете ошибок истории, вы обречены их по

  вторять»(Сантаяна).

  «Есливы изучаете успехи истории, вы обречены пойматься

  на их удочку» (де Боно).

  В эпоху Возрождения грамотные люди, творцы и уче

  ные, понимали, что можно было очень многому научиться

  у прошлого — цивилизации, культуры и мышления греков

  и римлян.

  На самом деле прошлое могло научить гораздо больше

  му, чем настоящее или будущее.

  Для тех времен это была весьма разумная позиция. К не

  счастью, университеты не отошли от нее до сих пор. Слиш

  ком много времени тратится на изучение истории в почти

  каждой тематической области.

  Есть еще одна, и даже более серьезная причина, почему

  мы так одержимы историей.

  Ученые — это люди, которые знают, ученики — люди,

  которые учатся. Что нужно знать? Чему нужно учиться?