Тематическое планирование воспитательно - образовательной деятельности с детьми старшей возрастной группы компенсирующей направленности. Материал представлен в виде таблиц (текстовый редактор word).
Цели и задачи: расширение знаний и умений; обогащение словарного запаса по лексической теме; освоение общепринятых норм и правил поведения, развитие связной речи, звуковой культуры; творческой деятельности детей.
ТЕМА НЕДЕЛИ: О хороших привычках и манерах поведения Дата: 16 сентября, понедельник
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
1 ПОЛОВИНА ДНЯ
Познавательная беседа
«Давайте говорить друг другу комплименты!» учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в
друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей
в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться
самим, когда они делают другим приятное (см.стр.130 Волчкова В.Н.)
Рассматривание
«Энциклопедия хороших манер» рассматривание иллюстраций, обсуждение и оценка ситуаций. Учить
детей хорошим привычкам, развивать связную речь.
Логоритмика
«Вежливый Зайка»
Дайте капусты кочанчикдругой! (махать двумя руками к себе)
Разве так просят? Подумай, косой. (повороты в сторону)
Дайте, пожалуйста, вспомнил Зайчишка, (наклоны вперед руки вперед)
И, если можно, с большой кочерыжкой. (показать большой круг)
Вот, молодец, ему лапу пожали (пожать ладошки)
И самых вкусных кочанчиков дали… (погладить живот)
Дидактическая игра
«Поступи правильно» формировать представления о положительных и отрицательных поступках
человека в повседневной жизни.
Непосредственная организованная образовательная деятельность (НООД):
1) Развитие речи (по планам логопеда)
2) Рисование. «Цветные ладошки» познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых
элементов. Формировать умение обводить, вырезать и тонировать изображение по сложному контуру (кисть руки). Вызвать интерес
к собственной руке, развивать воображение. (см. стр. 24 Лыкова И.А.).
3) Физкультура (на воздухе) – прохождение полосы препятствий на спортивной площадке, эстафета по командам.
ПРОГУЛКА:1) Наблюдение: деревьями и кустарниками. Расширять и углублять знания о растениях. Чем деревья отличаются от кустарников? Как
называют деревья, которые сбрасывают листья? Какую пользу приносят деревья и кустарники?
2) Трудовая деятельность: помощь в уборке участка от листьев, подмести веранду – приучать следить за порядком.
3) Подвижная игра: «Пустое место», «День и ночь» развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть
внимательным.
4) Индивидуальная работа: развитие меткости и глазомера – игры с кольцебросом, учить бросать кольца в цель, целенаправленно.
5) Самостоятельная деятельность с выносным материалом в песочнице и на участке.
2 ПОЛОВИНА ДНЯ \ 2 ПРОГУЛКА:
Чтение художественной
литературы
Чтение книги Панфиловой М.А. «Лесная школа» прививать интерес к чтению больших
произведений (по главам). Развивать познавательный интерес детей, интерес к школе.
Индивидуальная работа
с детьми
Групповая деятельность
Подгрупповая
деятельность
Речевое развитие
Работа по КГН в течение дня – содержать в порядке свой внешний вид. Учить правильно
пользоваться ножом. Следить за посадкой за столом: осанка и постановка ног.
С Аленой и Максимом Ш. – по развитию речи – составление описательного рассказа по
ситуативным картинкам «Этикет».
С Алешей и Егором – по ФЭМП – сравнение величин и ориентир в пространстве.С
Повторение слов песен к осеннему утреннику «Осенняя ярмарка»
Просмотр серии анимационных, короткометражных мультфильмов «Смешарики» «Азбука
доброжелательности»
Разыгрывание ситуаций по телефону: Катя звонит маме на работу. К телефону подходит
незнакомый человек. Как в этом случае начать разговор?
Обыгрывание проблемных ситуаций о правилах поведения в семье, в детском саду, на улице, в
транспорте, в общественных местах
Уход за растениями в уголке природы – моем с девочками поддоны и опрыскиваем листья.
Артикуляционная гимнастика по назначению логопеда со всеми детьми; контроль над
поставленными звуками в речи детей в течении дня.
Индивидуальная работа: автоматизация звука «Ж» с Даней Т., дифференциация звуков «СШ» с
Дашей и Варей и Матвеем, звуков «ПБ» с Катей. С Гошей – автоматизация звука «Ц» в словах. ССамостоятельная
деятельность детей
Физическая активность
Обогащение РППС в
группе
Ярославом – автоматизация звука «Ж» в словах, Даня Б. – автоматизация звука «Р». С Максимом
В. и Егором – автоматизация «Ш»
Игры и занятия в уголках активности по выбору детей – учить самостоятельно находить занятие по
душе, договариваться с ребятами о совместной деятельности.
Лазание по шведской стенке, тренировка мышц ног на велотренажоре. Самомассаж кистей рук
«Ежик». Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
«Моталочки».
Внести в группу «Энциклопедию хороших манер»ТЕМА НЕДЕЛИ: О хороших привычках и манерах поведения Дата: 17 сентября, вторник
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
1 ПОЛОВИНА ДНЯ
Познавательная
беседа
Чтение +
упражнение
Просмотр ИКТ
презентации
«Волшебные слова» воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним; формировать у детей
понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; формировать у детей
понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать
детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности (см. стр.132 Волчкова В.Н.)
«Движение по заданной инструкции» усвоение частей, левой и правой стороны (см. стр. 43 Веракса Н.Е.)
«Что такое хорошо, а что такое плохо» учить основам социальнонравственного воспитания.
Дидактическая игра
Дидактическая игра «Ласковые имена» закреплять умение образовывать уменьшительноласкательные
производные от имен, составлять речевые конструкции с полученными словами; формировать дружеские
взаимоотношения.
Непосредственная организованная образовательная деятельность (НООД):
1. ФЭМП. Напомнить детям способы образования чисел 3 и 4; закрепить навыки счета и отсчета предметов. При отсчете запоминать
число, брать предметы по одному, уметь отчитаться о выполненном задании; упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и
толщине. (см. стр. 89 Метлина Л.С.).
2. Конструирование из различных материалов по представлению «Вот какие разные у нас дорожки» уточнить представление о дороге как
сооружении, созданном для перемещения в пространстве. Расширить опыт конструирования дорожек. Помочь детям установить
ассоциативные связи между реальными дорожками и конструкциями. Создать условия для свободного выбора материалов. Развивать
ассоциативное восприятие, нагляднообразное мышление, воображение. Воспитывать интерес к конструированию и обыгрыванию
построек. (см. Лыкова И.А. «Умные пальчики»)
3. Физкультура. По планам руководителя по физическому воспитанию.
1 ПРОГУЛКА:
1) Наблюдение: за продолжительность дня. Расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение
устанавливать связи между изменениями в природе и положением солнца.2) Трудовая деятельность: приведение в порядок территории участка, работая слаженно, доводя начатое дело до конца
3) Подвижные игры: «Летает не летает» развивать слуховое внимание, воспитывать выдержку. «Совушка» продолжать учить
неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать. (см. стр. 9 Кобзева Т.Г.)
4) Индивидуальная работа: развитие движений – закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь – вместе; одна вперед – другая
назад)
5) Самостоятельная деятельность с выносным материалом в песочнице и на участке.
2 ПОЛОВИНА ДНЯ \ 2 ПРОГУЛКА:
Чтение художественной
литературы
Продолжаем чтение книги Панфиловой М.А. «Лесная школа» прививать интерес к чтению
больших произведений (по главам). Развивать познавательный интерес детей, интерес к школе.
Индивидуальная работа
с детьми
Групповая деятельность
Подгрупповая
деятельность
Речевое развитие
С Матвеем, Гошей, Егором – обводить трафареты геометрических фигур – развиваем моторику.
С Ярославом и Максимом В. по ФЭМП– упражнять в счете и отсчете предметов.
С Катей, Даней Т., Виталиком – по развитию речи – (см. стр. 18 «Логопедические игры. Скворцова
И.В.)
Слушание песни о вежливости и доброте: «Улыбка» (из мультфильма «Крошка Енот», слова М.
Пляцковского)
Повторение слов песен к осеннему утреннику «Осенняя ярмарка»
Игра «Телефон» следить, чтобы при проведении игры дети передавали слова шепотом.
Д/и «Чей детеныш?» повторить и четко знать животных и их детенышей.
С девочками – подготовка атрибутики к утреннику «Осенняя ярмарка» обводим трафарет и
вырезаем чашки.
С мальчиками – предложить обыграть конструкцию «Дорога», построенную в первой половине дня.
С/р игра «Мыавтолюбители», вспомнить ПДД и дорожные знаки.
Артикуляционный комплекс по назначению логопеда – со всеми детьми. Контроль над
поставленными звуками в речи у всех детей в течении дня.
С Даней Т. – автоматизация звука «Ж», Егор – шипим на «вертушку», произношение
изолированного звука «Ш», Гоша – автоматизация звука «Ц» в речи, Катя – дифференциация звуков
«БП» в речи.Самостоятельная
деятельность детей
Физическая активность
Обогащение РППС в
группе
Заинтересовать игровой деятельностью по интересам. Развивать самостоятельность, активность,
коммуникативноличностные качества.
П/и «Удав и зайцы» упражнять в прыжках в высоту с места.
Обновить материалы в уголке ИЗО, дополнить трафаретами геометрических фигур.ТЕМА НЕДЕЛИ: О хороших привычках и манерах поведения Дата: 18 сентября, среда
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
1 ПОЛОВИНА ДНЯ
Беседа
«Как вести себя в цирке?» закрепить знания о поведении в общественных местах (театре, кино и т.п.; объяснить
правила поведения в цирке: до начала представления, во время представления, в антракте; сформировать
понимание того, что основной принцип поведения в театре, цирке, кино и в любом общественном месте – это
вести себя скромно, не привлекать к себе излишнего внимания окружающих, никому не причинять беспокойства,
не мешать; закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи, скромность в поведении, умение
выразить одобрение с помощью аплодисментов, сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений,
недопустимость шалостей в зале, громких криков.
Логоритмика
«Эхо» повторение несложного ритма, прохлопывая его в ладоши (за бубном, маракасом)
Воспитание КГН
Дидактическая игра
«Подскажи другу» учимся следить за своим внешним видом, помогать советом товарищу при необходимости.
«Найди себе пару» учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании
слов и четком произношении звуков в них (см. стр. 11 Кобзева Т.Г.)
Непосредственная организованная образовательная деятельность (НООД):
1) Логопедическое (по планам логопеда)
2) Лепка. «Наши любимые игрушки» учить детей лепить игрушки, передавая характерные особенности их внешнего вида
(форму, цвет и соотношение частей). Учить планировать работу – отбирать нужное количество материала, определять
способ лепки. Инициировать свободные высказывания детей на темы из личного опыта (описывать игрушки) (см. стр.22
Лыкова И.А.)
3) Музыка (по планам музыкального руководителя)
1 ПРОГУЛКА:
1) Наблюдение: за погодой, за изменениями температуры в течение дня. Развивать умение самостоятельно находить признаки
осени, устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; воспитывать способность эмоционально
воспринимать красоту родной природы.
2) Трудовая деятельность: сбор сухих веточек и листьев. Опыт: солнце высушивает предметы (см. стр 11 Кобзева Т.Г.)3) Подвижная игра: «Меняемся местами» учить детей действовать в команде; развивать внимание и ловкость.
4) Индивидуальная работа: упражнение «С кочки на кочку» развитие основных движений – прыжки в длину с места.
5) Самостоятельная деятельность с выносным материалом в песочнице и на участке.
2 ПОЛОВИНА ДНЯ \ 2 ПРОГУЛКА:
Чтение
художественной
литературы
Индивидуальная
работа
с детьми
Групповая
деятельность
Продолжаем чтение книги Панфиловой М.А. «Лесная школа. Коррекционные сказки» прививать интерес
к чтению больших произведений (по главам). Развивать познавательный интерес детей, интерес к школе.
Учиться характеризовать героев и анализировать их поступки.
С Ярославом, Матвеем, Алешей – работа с пластилином, отщипываем маленькие кусочки и точечно прикрепляем
на картон – развитие мелкой моторики.
С Егором, Виталиком, Даней Б. – ориентир на листе бумаги – выложи по образцу (фланелеграф + раздаточный
материал)
С Даней Т., Катей и Гошей – работа на сенсорной доске, онлайн игры «Четвертый лишний, найди и объясни»
упражнять в умении группировать предметы по свойствам и общим признакам, назначению т.д.; «Чей детеныш»,
«Найди пары» игры на обобщение знаний и развитие зрительной памяти.
Игра в слова: «Стоп! Палочка, остановись!» продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять
их в самостоятельном назывании слов и четком произнесении звуков (см. стр. 75 Максаков А.И.)
Настольная игра «Составь узор» комплект «Математика в детском саду» (схемыобразцы, цветные
геометрические фигуры)
Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы», серия «Уроки хорошего поведения» закреплять знания о хороших
манерах, расширять навыки этикета, учить вежливому общению со взрослыми и сверстниками.
Подгрупповая
деятельность
Напомнить детям правила работы в книжном уголке, объяснить, как пользоваться книгой, показать книги которые
имеются в уголке. Вызвать чувство радости от восприятия, обилия ярких обложек, красочных иллюстраций.
Речевое развитие
Самостоятельная
Артикуляционная гимнастика по назначению логопеда. Контроль произношения звуков в речи детей в течение
всего дня. Повтор упражнений индивидуально от 17.09.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Настольные игрыпазлы, разрезные картинки
развитие логического мышления, воображения.деятельность детей
Физическая
активность
Обогащение РППС
в группе
П/и «Веселые ребята» учить детей соблюдать правила игры, следить за соответствием своих действий правилам;
развивать ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Добавить в книжный уголок книги по теме: «Правила поведения воспитанных детей», В. Маяковский «Что такое
хорошо и что такое плохо? Устроить выставку сюжетных картин «Плохой хороший поступок» развитие
мышления и диалогической речи.
ТЕМА НЕДЕЛИ: О хороших привычках и манерах поведения Дата: 19 сентября, четверг
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
1 ПОЛОВИНА ДНЯ
Развивающая беседа
Индивидуальная работа
по КГН
Ситуативный разговор «Что надо сделать, если ты толкнул друга» закрепить с детьми
представление о культуре общения;. Напомнить детям о том, что толкаться плохо. Вспомнить
необходимые в данной ситуации слова (прости, я нечаянно, я больше так не буду и т.п.).
Инсценировка проблемной ситуации – отработка модели и закрепление правил поведения.
Упражнение «Мойдодыр» учить самостоятельно умываться, мыть руки, правильно и тщательно
выполнять эти действия; формировать требовательное отношение к своему внешнему виду,
Заучивание наизусть
Знакомство с пословицами о вежливости: «Доброе слово согревает, дурное огорчает», «Где слова
привета, там улыбка для ответа», «Доброе слово слаще меда».
Дидактическая игра
«Кто знает больше вежливых слов», «Лото вежливости» закрепить существующие правила и
представления об этикете; воспитывать умение быть внимательным, думать, проявлять активность
мысли, сообразительность.
Непосредственная организованная образовательная деятельность (НООД):
1) Развитие речи. Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Хвосты» учить осмысливать
характеры персонажей, замечать изобразительновыразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки;обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умения подбирать синонимы (см. стр. 9 Ушакова О.С.)
2) Рисование. «Веселые неваляшки» учить оценивать работу товарища, использовать выразительные характеристики
игрушек. Учить передавать в рисунке характер игрушек, упражнять в закрашивании карандашом в одном направлении,
украшении декоративными элементами (см. стр. 26 Голицына Н.С.)
3) Физкультура. По планам руководителя по физическому воспитанию.
1 ПРОГУЛКА:
1) Экскурсия в библиотеку – закреплять умение хорошо себя вести в общественных местах, обогащать знания о родном крае,
городе, способствовать расширению кругозора и познавательному интересу.
2) Подвижные игры: «Замри!», «С кочки на кочку» развитие внимания, тренировка в прыжках.
3) Трудовая деятельность: обрезка и сбор засохших цветоносов и веток растений. Опыт «Свойства мокрого песка»
познакомить со свойствами песка (песок, формочки) (см. стр. 17 Кобзева Т.Г.)
4) Индивидуальная деятельность: «Попади в корзину» спортивная игра с элементами баскетбола.
5) Самостоятельные игры с выносным материалом на участке, веранде и в песочнице.
2 ПОЛОВИНА ДНЯ \ 2 ПРОГУЛКА:
Чтение художественной
литературы
Продолжаем чтение книги Панфиловой М.А. «Лесная школа. Коррекционные сказки» прививать
интерес к чтению больших произведений (по главам). Развивать познавательный интерес детей,
интерес к школе. Учиться характеризовать героев и анализировать их поступки.
Индивидуальная работа
с детьми
С Матвеем, Алешей, Ярославом по лепке – раскатываем шар, овал в ладошках и на доске.
С Гошей и Максимом В. – по развитию речи – разгадывание загадок.
С Варей и Ксюшей – настольная игра «Выложи по образцу» набор «Математика в д/с»Групповая деятельность
Подгрупповая
деятельность
Речевое развитие
Самостоятельная
деятельность детей
Ситуативный разговор «Если вещи лежат не на своем месте (на полу, на стуле, на столе с книгами)».
Д/и «У каждой вещи есть свой домик» приучать детей к труду: класть вещи на свои места; наводить
и сохранять порядок в группе.
Игразабава «Где звук?» учить находить звук в слове.
Мальчики игры со строительным материалом: конструирование по замыслу формировать умение
реализовать замысел, подбирать необходимые детали, вносить различные изменения, обыгрывать их
впоследствии.
Девочки работа в уголке природы: моем растения предложить детям рассказать о том, для чего
необходимо мыть комнатные растения; совершенствовать трудовые умения и навыки.
Артикуляционная гимнастика по назначению логопеда со всеми детьми. Дыхательное упражнение
«Вертушка» развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц; массаж ладоней «Покатай
ежика», контроль над поставленными звуками в течение дня. Индивидуальная работа с Даней Т. –
автоматизация «Ж», с Гошей «Ц», с Ксюшей изолированный звук «Ш». с Максимом В. Автоматизация «Ш» в
слогах. С Дашей и Варей дифференциация «СШ», Даня Б. – автоматизация «Р», с Катей дифференциация
«ПБ».
Самостоятельная игровая деятельность: настольнопечатные игры формировать у детей умение
самостоятельно выбирать игру, развивать сюжет.
Физическая активность Лазание по шведской стенке, тренировка ног на велотренажоре.
Обогащение РППС в
группе
Подточить и разобрать цветные карандаши, пополнить изоуголок раскрасками. Выложить буклет
«Лепим животных»ТЕМА НЕДЕЛИ: О хороших привычках и манерах поведения Дата: 20 сентября, пятница
Совместная деятельность взрослого и детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная)
1 ПОЛОВИНА ДНЯ
Чтение тематической
сказки, беседа
«Вежливое слово» Мошковской Э. – закрепление навыков употребления в речи вежливых слов.
Обобщение темы, повторить и запомнить правила хорошего поведения.
Рассматривание
Дидактическая игра
Пальчиковая гимнастика
Иллюстрированная энциклопедия хороших манер – рассматриваем, отвечаем на вопросы, обсуждаем
ситуации, развиваем связную речь.
«Хорошоплохо» глядя на иллюстрацию определить и охарактеризовать действие или поступок, ответить
на вопросы «А как бы поступил ты?», «А как правильно?».
«Пальчики в лесу» 1,2,3,4,5. Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел, оттого и потолстел.
Непосредственная организованная образовательная деятельность (НООД):
1) Логопедическое. По планам логопеда.
2) Ознакомление с окружающим миром. «Наступила осень» А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» уточнить признаки
наступления осени в живой и неживой природе. Дать представление о труде в природе осенью. Воспитывать уважение к
сельскохозяйственному труду. Упражнять в подборе эпитетов к осенним явлениям природы. Побуждать сравнивать свои
впечатления с содержанием стихотворения. Способствовать формированию эстетических чувств. Уточнить знание о воможности
простудных заболеваний с наступлением холодной погоды и заботе о своем здоровье.
3) Музыкальное. По планам музыкального руководителя.
1 ПРОГУЛКА:
1) Наблюдение: за облаками. Формировать у детей представление о том, как ветер формирует облака и тучи; развивать умение видеть
красоту неба, творческое воображение; учить рассуждать, делать открытия.
2) Трудовая деятельность: уборка участка от опавшей листвы и сухих веток – приучать работать сообща, добиваться выполнения
задания общими усилиями.
3) Подвижные игры: «Найди, где спрятано» учить ориентироваться в пространстве.
4) Индивидуальная работа: развитие движений (в прыжках, ходьбе по скамейке прямо и боком «С кочки на кочку», «Перейди речку» вырабатывать координацию движений. Р/и «Облако похоже на…» развитие воображения и связной речи, учить выражать свои
мысли.
5) Самостоятельный досуг с настольными играми по выбору детей.
2 ПОЛОВИНА ДНЯ \ 2 ПРОГУЛКА:
Чтение художественной
литературы
Продолжаем чтение книги Панфиловой М.А. «Лесная школа. Коррекционные сказки» прививать
интерес к чтению больших произведений (по главам). Развивать познавательный интерес детей,
интерес к школе. Учиться характеризовать героев и анализировать их поступки.
Индивидуальная работа
с детьми
Групповая деятельность
С Матвеем, Гошей, Даней Т. – учимся рисовать круги, большие и маленькие.
«Пройди лабиринт» с Максимом В. и Егором – развитие внимательности, логического мышления и
пространственного ориентира.
С Варей и Ксюшей – катаем шары разных размеров из пластилина в ладошке и на доске –
закрепляем умение работать с материалом, развиваем моторику.
Речевая игра с мячом «Назови следующий» закрепляем названия детенышей животных.
Просмотр м/ф «Уроки тетушки Совы» серия «Уроки вежливости» (продолжение)
Повторение слов к песням для утренника; отработка движений с детьми согласно текста «Где был
Иванушка»
Подготовка атрибутики к празднику осени.
Подгрупповая
деятельность
С участниками сценок – обыгрываем текст, учить четко, с выражением, эмоционально разыгрывать
сценку к утреннику «Осенняя ярмарка»
Речевое развитие
Артикуляционная гимнастика по назначению логопеда со всей группой. Контроль произношения
поставленных звуков в речи детей в течение всего дня. Повтор индивид. упражнений от 16.09.
Физическая активность
П/и «Капли дождя» (см. стр. 56 Веракса Н.Е.)Самостоятельная
деятельность
Обогащение РППС в
группе
Предложить детям сюжет для ролевых игр, помочь отобрать необходимые предметы для игры –
развитие игровой деятельности, активизация диалогической речи, развитие социально
коммуникативных навыков общения между детьми и взрослыми.
Выложить в уголок ИЗО алгоритм рисования куклыневаляшки, схему лепки мишки по элементам
для самостоятельного повторения детьми.