О кларнете (Кларнет)
Если гобой, флейта и фагот пребывают уже более четырех столетий в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18 веке. Предком кларнета был средневековый народный инструмент - свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать. Верхний регистр инструмента поразил современников своим резким и пронзительным тембром - он сразу напомнил им звук трубы, которая называлась в то время "кларино". Новый инстумент назвали clarinetto, что означает "маленькая труба".
Внешним видом кларнет напоминает гобой. Это цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным раструбом на одном конце и тростью-наконечником на другом.
Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета сделали его звук одним из самых богатых по выразительности голосов в оркестре. Любопытно, что два русских композитора, имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно одинаково: в обеих "Снегурочках" - Римского-Корсакова и Чайковского - пастушеские наигрыши Леля поручены кларнету.
Нередко тембр кларнета связывают с мрачными драматическими ситуациями. Эту область выразительности "открыл" Вебер. В сцене "Волчьей долины" из "Волшебного стрелка" он впервые угадал, какие трагические эффекты скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский использовал жуткое звучание низких кларнетов в "Пиковой даме" в момент, когда появляется призрак графини.
Малый кларнет
Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно-духового. Впервые егоиспользовал Берлиоз, поручив ему искаженную "тему возлюбленной" в последней части"Фантастической симфонии". К малому кларнету нередко обращались Вагнер, Римский-Корсаков, Р. Штраус, Шостакович.
1.docx
Малый кларнет
Если гобой, флейта и фагот пребывают уже более четырех
столетий в оркестре, то кларнет прочно вошел в него лишь в 18
веке. Предком кларнета был средневековый народный
инструмент свирель "шалюмо". Считается, что в 1690 году
немецкому мастеру Деннеру удалось его усовершенствовать.
Верхний регистр инструмента поразил современников своим
резким и пронзительным тембром он сразу напомнил им звук
трубы, которая называлась в то время "кларино". Новый
инстумент назвали clarinetto, что означает "маленькая труба".
Внешним видом кларнет напоминает гобой. Это
цилиндрическая деревянная трубка с венчикообразным
раструбом на одном конце и тростьюнаконечником на другом.
Из всех деревянных духовых только кларнету доступно гибкое
изменение силы звука. Это и многие другие качества кларнета
сделали его звук одним из самых богатых по выразительности
голосов в оркестре. Любопытно, что два русских композитора,
имея дело с одним и тем же сюжетом, поступили совершенно
одинаково: в обеих "Снегурочках" РимскогоКорсакова и
Чайковского пастушеские наигрыши Леля поручены
кларнету.
Нередко тембр кларнета связывают с мрачными
драматическими ситуациями. Эту область выразительности"открыл" Вебер. В сцене "Волчьей долины" из "Волшебного
стрелка" он впервые угадал, какие трагические эффекты
скрыты в низком регистре инструмента. Позже Чайковский
использовал жуткое звучание низких кларнетов в "Пиковой
даме" в момент, когда появляется призрак графини.
Малый кларнет
Малый кларнет пришел в симфонический оркестр из военно
духового. Впервые егоиспользовал Берлиоз, поручив ему
искаженную "тему возлюбленной" в последней
части"Фантастической симфонии". К малому кларнету нередко
обращались Вагнер, РимскийКорсаков, Р. Штраус,
Шостакович.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.