Негармоническое периодическое воздействие с периодом Т равносильно одновременному действию гармонических сил с различными частотами, а именно с частотами, кратными наиболее низкой частоте n=1/T.
Это заключение является частным случаем общей математической теоремы, которую доказал в 1822 г. Жан Батист Фурье. Теорема Фурье гласит: всякое периодическое колебание периода Т может быть представлено в виде суммы гармонических колебаний с периодами, равными Т, T/2, T/3, T/4 и т.д., т.е. с частотами n=(1/T), 2n, 3n, 4n и т.д. Наиболее низкая частота n называется основной частотой. Колебание с основной частотой n называется первой гармоникой или основным тоном (тоном), а колебания с частотами 2n, 3n, 4n и т.д. называются высшими гармониками или обертонами (первым - 2n, вторым - 3n и т.д.).
Каждый звук, издаваемый различными музыкальными инструментами, голосами различных людей и т.п., имеет свои характерные особенности - своеобразную окраску или оттенок. Эти особенности звука называют тембром. На рис. 1 показаны осциллограммы звуковых колебаний, создаваемых роялем и кларнетом для одной и той же ноты. Осциллограммы показывают, что период у обоих колебаний одинаков, но они сильно отличаются друг от друга по своей форме и, следовательно, различаются своим гармоническим составом. Оба звука состоят из одних и тех же тонов, но в каждом из них эти тоны - основной и его обертоны - представлены с разными амплитудами и фазами.
1.docx
Негармоническое периодическое воздействие с периодом Т
равносильно одновременному действию гармонических сил с
различными частотами, а именно с частотами, кратными
наиболее низкой частоте n=1/T.
Это заключение является частным случаем общей
математической теоремы, которую доказал в 1822 г. Жан
Батист Фурье. Теорема Фурье гласит: всякое периодическое
колебание периода Т может быть представлено в виде суммы
гармонических колебаний с периодами, равными Т, T/2, T/3, T/4
и т.д., т.е. с частотами n=(1/T), 2n, 3n, 4n и т.д. Наиболее низкая
частота n называется основной частотой. Колебание с основной
частотой n называется первой гармоникой или основным тоном
(тоном), а колебания с частотами 2n, 3n, 4n и т.д. называются
высшими гармониками или обертонами (первым 2n, вторым
3n и т.д.).
Каждый звук, издаваемый различными музыкальнымиинструментами, голосами различных людей и т.п., имеет свои
характерные особенности своеобразную окраску или оттенок.
Эти особенности звука называют тембром. На рис. 1 показаны
осциллограммы звуковых колебаний, создаваемых роялем и
кларнетом для одной и той же ноты. Осциллограммы
показывают, что период у обоих колебаний одинаков, но они
сильно отличаются друг от друга по своей форме и,
следовательно, различаются своим гармоническим составом.
Оба звука состоят из одних и тех же тонов, но в каждом из них
эти тоны основной и его обертоны представлены с разными
амплитудами и фазами.
Рис. 1. Осциллограммы звуков рояля и кларнета
Для нашего уха существенны только частоты и амплитуды
тонов, входящих в состав звука, т.е. тембр звука определяется
его гармоническим спектром. Сдвиги отдельных тонов по
времени никак не воспринимаются на слух, хотя и могут очень
сильно менять форму результирующего колебания.
На рис. 2 изображены спектры тех звуков, осциллограммы
которых показаны на рис. 1. Так как высоты звуков одинаковы,
то и частоты тонов основного и обертонов одни и те же.
Однако амплитуды отдельных гармоник в каждом спектре
сильно различаются.Рис. 2. Спектры звуков рояля и кларнета
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.