О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл
30.03.2018
Как известно, к методическим средствам обучения русскому
языку относятся:
а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал;
б) методы (приемы) усвоения материала;
в) организация обучения.
В данной главе осветим вопрос о дидактическом материале.
Нельзя не согласиться с мнением Приступы Г.Н., который ут-
верждает, что "...дидактический материал - основа основ учебного
процесса по языку. От качества этого материала и эффективности
его использования зависит успех обучения..."
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.doc
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ПО ОРФОГРАФИИ"
Как известно, к методическим средствам обучения русскому
языку относятся:
а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал;
б) методы (приемы) усвоения материала;
в) организация обучения.
В данной главе осветим вопрос о дидактическом материале.
Нельзя не согласиться с мнением Приступы Г.Н., который ут
верждает, что "...дидактический материал основа основ учебного
процесса по языку. От качества этого материала и эффективности
его использования зависит успех обучения..."
Прежде всего важно отметить, что для учащихся слова, на ко
торые распространяется одно и то же правило, различны по труднос
ти.
М.В.Ушаков в одной из своих статей отмечает, что "... разно
образные условия синтаксического, словарного, морфологического
характера, сталкиваясь и переплетаясь, образуют внутри каждого
правила своеобразные узлы трудностей...". 29
Очень хорошо об этом же сказал Н.С.Рождественский: "В каждом
частном правиле имеются случаи или варианты разного характера.
Они создают в пределах орфограммы разные трудности. Например, ус
тановлено, что из четырех слов в одной и той же грамматической
форме: по дороге, по деревне, по улице, по аллее четвертое сло
во собирает большее количество ошибок, меньшее по деревне, и по
улице, еще меньшее по дороге. Объясняется это в данном случае,
очевидно, разными фонетическими условиями: наличием разных звуков
перед конечным Е, имеется также ввиду и степень употребительности
слова".
Отсюда вывод: необходимо учитывать трудности в пределах
каждой орфограммы, то есть производить отбор трудных случаев при
изучении орфографических тем, включенных в программу.
Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о так назы
ваемых вариантах орфограмм.
Что же такое вариант орфограммы ?
Работой над вариантами орфограмм занималась Н.Н.Алгазина.
Изучив орфографические ошибки и причины, порождающие эти ошибки,
она наметила семантические, фонетические и грамматические особен
ности слов с соответствующими орфограммам, при этом учитывая те
трудности, которые испытывают учащиеся при овладении программным
орфографическим материалом в силу этих особенностей.
Как видим, при определении вариантов одной и той же ор
фограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особеннос
ти слов (объективно существующие в языке), с др. стороны, те
затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу этих
лингвистических особенностей. Указанные два способа определения
вариантов орфограмм взаимосвязаны. 30
Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетичес
кая или грамматическая особенность. Рассматриваемые особенности
вариантов орфограммы являются несущественными, точнее сказать,
лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и до
пускают орфографические ошибки.
Н.Н.Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограм
мы помогает нам выяснить суть затруднений учащихся (затруднений
лингвистического характера). В таком случае затруднения учащихся
получают точную и конкретную характеристику. Она делает вывод о
том, что вариант орфограммы это разновидность одной и той же
орфограммы, находящейся в своеобразных семантических, фонетичес
ких или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испы
тывают трудности в применении соответствующего орфографического
правила.
Для того, чтобы выяснить семантические, фонетические и грам
матические особенности слов, которые затрудняют применение учащи
мися орфографических правил, было организовано наблюдение за раз
витием орфографических навыков у одних и тех же учащихся в тече
ние шести лет. В частности, были подвергнуты анализу все орфогра
фические ошибки, допущенные учащимися в течение 6 лет в домашних,
классных, контрольных и экспериментальных работах, и по поводу
каждой ошибки со всеми учащимися были проведены индивидуальные
беседы.
Домашние, классные, контрольные или экспериментальные рабо
ты, выполненные учащимися в течение шести лет, могли, вопервых,
содержать не все варианты орфограммы, вовторых, отдельные вари
анты орфограммы могли быть представлены однимдвумя словами. В
последнем случае по одному "представителю" варианта орфограммы 31
легко были установлены все остальные употребительные слова, отно
сящиеся к данному варианту орфограммы.
В том случае, если вариант орфограммы не был представлен в
домашних, классных, контрольных или экспериментальных работах, он
определялся путем анализа смысловых, фонетических или граммати
ческих особенностей слов, на которые распространяется соответс
твующее правило, или путем анализа грамматических особенностей
предложений, в которых употребляются подлежащие анализу слова
(такие слова и предложения выписывались на отдельные карточки из
словарей, учебников, сборников упражнений и других пособий для
учителей и учащихся). Чтобы установить, действительно ли те или
иные смысловые, фонетические или грамматические особенности слов
способствуют тому, что учащиеся затрудняются применять соответс
твующие орфографические правила, были подобраны тексты для дик
тантов, упражнений типа осложненного списывания и предложены уча
щимся для выполнения.
По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди
видуальные беседы.
В результате исследовательской работы Н.Н.Алгазина установи
ла семантические, фонетические и грамматические особенности слов,
которые затрудняют применение учащимися орфографических правил, и
наметила варианты орфограмм по всем орфографическим правилам,
изучаемым в восьмилетней школе.
Рассмотрим значение понятия вариант орфограммы, применитель
но к методике орфографии. По мнению Н.Н.Алагазиной это значение
таково:
Конкретное решение получил вопрос о содержании наглядных
пособий по орфографии: наглядное пособие того или иного типа по 32
каждому правилу должно содержать варианты орфограммы. В результа
те учащиеся получают конкретное представление о том, на какой
круг слов распространяется то или иное правило (таблица с приме
рами вариантов).
Конкретное содержание получил также вопрос о подборе дидак
тического языкового материала для объяснения нового орфографичес
кого правила и для обобщающего его повторения. Этот материал так
же подбирается с учетом вариантов орфограммы с той же самой целью
добиться того, чтобы учащиеся получили наглядное представление
о случаях, на которые распространяется изучаемое правило. Если
изучается или повторяется правописание Ь после шипящих на конце
существительных, то делается такая наглядная запись (с учетом ва
риантов орфограммы):
ш1
Таблица
¬
¦ Ь после шипящих на конце существительных ¦
+TT+
¦ I склонение ¦ II склонение ¦ III склонение ¦
++++
¦ задач ¦ богач ¦ картечь ¦
¦ рощ ¦ клещ ¦ мощь ¦
¦ ¦ пастбищ ¦ ¦
++++
¦ крыш ¦ камыш ¦ роскошь ¦
¦ рогож ¦ саквояж ¦ залежь ¦
L++
ш2
Как видим: в данной таблице представлены все варианты инте
ресующей нас орфограммы.
Предельно конкретным стало и такое указание разнообразить
тренировочный материал. Теперь ясно, что разнообразить трениро
вочный материал это значит подбирать для упражнений дидактичес
кий материал с учетом вариантов орфограммы. В этом случае чрезвы
чайно важны сведения о степени трудности вариантов орфограммы и 33
о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.
_Обзор учебной литературы применительно к теме.
Проанализируем учебники с точки зрения интересующего нас
вопроса о вариантности орфограммы "Ь после шипящих на конце
имени существительных".
_1.Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (14) 1993 г. 5е изд.
речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь помощь, каран
даш, луч, ночь, рожь, ландыш, глушь, еж, багаж, скрипач, врач,
мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь, плащ, шалаш.
_2.Русский язык М.Л.Закожурникова 2 кл. (13) 19е изд.
ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,
мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,
камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,
малыш, борщ, обруч, лещ.
_3.Русский язык Т.Г.Рамзаева 3 кл. (14) 4е изд.
луч, речь, вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь, ерш, грач,
плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ, душ, печь,
сторож, ландыш, ключ, хвощ.
_4.Русский язык М.Л.Закожурникова 3 кл. (13) 19е изд.
ночь, дочь, молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь,
мяч, нож, тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь,
камыш, рубеж, багаж, богач, плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь,
малыш борщ, обруч, лещ.
_Вывод .: Во всех четырех учебниках полностью представлены 4 и
5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2го и 3го скл.
(в И.п. и В.п. Ед.ч.) на мягкий и твердый шипящий. В учебнике N1 34
представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1го скл. (в Р.п. мн.ч.). В уче
нике N2 представлен 3й вариант орфограммы, т.е. сущ 2го скл. (в
Р.п. мн.ч.)
Таким образом в учебниках для 4 (14) и 3 (13) класса, ког
да идет повторение и закрепление темы "Ь после шипящих на конце
существительных", изученной в предыдущих классах, представлены
некоторые варианты орфограммы. Однако эти слова, включенные в
учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов, по нашему
мнению, необходимых для изучения данной орфограммы. Что касается
учебника 2 класса М.Л.Закожурниковой по программа 13, когда
учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание Ь после ши
пящих на конце существительных", то здесь представлено крайне
недостаточное количество вариантов орфограммы.
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.