О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ
Оценка 4.9

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
классное руководство
3 кл
30.03.2018
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ
Как известно, к методическим средствам обучения русскому языку относятся: а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал; б) методы (приемы) усвоения материала; в) организация обучения. В данной главе осветим вопрос о дидактическом материале. Нельзя не согласиться с мнением Приступы Г.Н., который ут- верждает, что "...дидактический материал - основа основ учебного процесса по языку. От качества этого материала и эффективности его использования зависит успех обучения..."
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.doc
О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ"      Как известно,  к методическим  средствам  обучения  русскому языку относятся:      а) дидактические (т.е. учебный) языковой материал;      б) методы (приемы) усвоения материала;      в) организация обучения.      В данной главе осветим вопрос  о дидактическом материале.      Нельзя не  согласиться с мнением Приступы Г.Н.,  который ут­ верждает,  что "...дидактический материал ­ основа основ учебного процесса  по  языку.  От качества этого материала и эффективности его использования зависит успех обучения..."      Прежде всего важно отметить,  что для учащихся слова, на ко­ торые распространяется одно и то же правило, различны по труднос­ ти.      М.В.Ушаков в одной из своих статей отмечает, что "... разно­ образные условия  синтаксического,  словарного,  морфологического характера, сталкиваясь  и  переплетаясь,  образуют внутри каждого правила своеобразные узлы трудностей...". ­ 29 ­      Очень хорошо об этом же сказал Н.С.Рождественский: "В каждом частном правиле имеются случаи или  варианты  разного  характера. Они создают в пределах орфограммы разные трудности. Например, ус­ тановлено, что из четырех слов в одной и  той  же  грамматической форме: по дороге, по деревне, по улице, по аллее ­ четвертое сло­ во собирает большее количество ошибок, меньшее ­ по деревне, и по улице, еще меньшее ­ по дороге.  Объясняется это в данном случае, очевидно, разными фонетическими условиями: наличием разных звуков перед конечным Е, имеется также ввиду и степень употребительности слова".      Отсюда вывод:  необходимо  учитывать  трудности  в  пределах каждой орфограммы,  то есть производить отбор трудных случаев при изучении орфографических  тем, включенных в программу.      Вот почему возникла необходимость изучить вопрос о так назы­ ваемых вариантах орфограмм.      Что же такое вариант орфограммы ?      Работой над  вариантами  орфограмм  занималась Н.Н.Алгазина. Изучив орфографические ошибки и причины,  порождающие эти ошибки, она наметила семантические, фонетические и грамматические особен­ ности слов с соответствующими орфограммам,  при этом учитывая  те трудности, которые  испытывают учащиеся при овладении программным орфографическим материалом в силу этих особенностей.      Как  видим,  при  определении  вариантов  одной и той же ор­ фограммы учитываются, с одной стороны, лингвистические особеннос­ ти слов  (объективно  существующие в языке),  с др.  стороны,  те затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся именно в силу  этих лингвистических особенностей.  Указанные  два способа определения вариантов орфограмм взаимосвязаны. ­ 30 ­      Каждому варианту орфограммы присуща семантическая фонетичес­ кая или грамматическая особенность.  Рассматриваемые  особенности вариантов орфограммы  являются  несущественными,  точнее сказать, лишними признаками орфограммы, но учащиеся берут их на учет и до­ пускают орфографические ошибки.      Н.Н.Алгазина говорит о том, что изучение вариантов орфограм­ мы помогает  нам  выяснить суть затруднений учащихся (затруднений лингвистического характера).  В таком случае затруднения учащихся получают точную  и конкретную характеристику.  Она делает вывод о том, что вариант орфограммы ­ это разновидность одной  и  той  же орфограммы, находящейся в своеобразных семантических,  фонетичес­ ких или грамматических условиях, в результате чего учащиеся испы­ тывают трудности  в  применении соответствующего орфографического правила.      Для того, чтобы выяснить семантические, фонетические и грам­ матические особенности слов, которые затрудняют применение учащи­ мися орфографических правил, было организовано наблюдение за раз­ витием орфографических навыков у одних и тех же учащихся в  тече­ ние шести лет. В частности, были подвергнуты анализу все орфогра­ фические ошибки,  допущенные учащимися в течение 6 лет в домашних, классных, контрольных и экспериментальных работах,  и  по  поводу каждой ошибки  со  всеми  учащимися были проведены индивидуальные беседы.      Домашние, классные,  контрольные или экспериментальные рабо­ ты, выполненные учащимися в течение шести лет,  могли, во­первых, содержать не все варианты орфограммы,  во­вторых, отдельные вари­ анты орфограммы могли быть представлены  одним­двумя  словами.  В последнем случае  по  одному  "представителю" варианта орфограммы ­ 31 ­ легко были установлены все остальные употребительные слова, отно­ сящиеся к данному варианту  орфограммы.      В том случае,  если вариант орфограммы не был представлен  в домашних, классных, контрольных или экспериментальных работах, он определялся путем анализа смысловых,  фонетических или  граммати­ ческих  особенностей слов,  на которые распространяется соответс­ твующее правило,  или путем анализа  грамматических  особенностей предложений,  в  которых  употребляются  подлежащие анализу слова (такие слова и предложения выписывались на отдельные карточки  из словарей,  учебников,  сборников  упражнений и других пособий для учителей и учащихся).  Чтобы установить,  действительно ли те или иные смысловые,  фонетические или грамматические особенности слов способствуют тому,  что учащиеся затрудняются применять соответс­ твующие  орфографические правила,  были подобраны тексты для дик­ тантов, упражнений типа осложненного списывания и предложены уча­ щимся для выполнения.      По поводу допущенных ошибок с учащимися были проведены инди­ видуальные беседы.      В результате исследовательской работы Н.Н.Алгазина установи­ ла семантические, фонетические и грамматические особенности слов, которые затрудняют применение учащимися орфографических правил, и наметила варианты  орфограмм  по  всем  орфографическим правилам, изучаемым в восьмилетней школе.      Рассмотрим значение понятия вариант орфограммы, применитель­ но к методике орфографии.  По мнению Н.Н.Алагазиной это  значение таково:      Конкретное  решение  получил  вопрос  о содержании наглядных пособий по орфографии:  наглядное пособие того или иного типа  по ­ 32 ­ каждому правилу должно содержать варианты орфограммы. В результа­ те учащиеся получают конкретное представление  о  том,  на  какой круг слов  распространяется то или иное правило (таблица с приме­ рами вариантов).      Конкретное содержание  получил также вопрос о подборе дидак­ тического языкового материала для объяснения нового орфографичес­ кого правила и для обобщающего его повторения. Этот материал так­ же подбирается с учетом вариантов орфограммы с той же самой целью ­ добиться того,  чтобы учащиеся получили наглядное представление о случаях,  на которые распространяется изучаемое  правило.  Если изучается или  повторяется правописание Ь после шипящих на конце существительных, то делается такая наглядная запись (с учетом ва­ риантов орфограммы):  ш1                                                         Таблица ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­¬ ¦       Ь после шипящих на конце существительных                ¦ +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­­­­­­­­­T­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+ ¦   I  склонение     ¦   II склонение    ¦  III склонение       ¦ +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+ ¦     задач          ¦   богач           ¦   картечь            ¦ ¦     рощ            ¦   клещ            ¦   мощь               ¦ ¦                    ¦   пастбищ         ¦                      ¦ +­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+ ¦     крыш           ¦   камыш           ¦   роскошь            ¦ ¦     рогож          ¦   саквояж         ¦   залежь             ¦ L­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­+­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  ш2      Как видим:  в данной таблице представлены все варианты инте­ ресующей нас орфограммы.      Предельно конкретным  стало и такое указание ­ разнообразить тренировочный материал.  Теперь ясно,  что разнообразить трениро­ вочный материал ­ это значит подбирать для упражнений дидактичес­ кий материал с учетом вариантов орфограммы. В этом случае чрезвы­ чайно важны   сведения о степени трудности вариантов орфограммы и ­ 33 ­ о количественном соотношении вариантов орфограммы в упражнениях.           _Обзор учебной литературы применительно к теме.      Проанализируем учебники с  точки  зрения  интересующего  нас вопроса ­  о  вариантности  орфограммы  "Ь после шипящих на конце имени существительных".       _1.Русский язык Т.Г.Рамзаева 4 кл. (1­4) 1993 г. 5­е изд.      речь, мышь, стриж, туч, обруч, молодежь, печь помощь, каран­ даш, луч,  ночь,  рожь,  ландыш, глушь, еж, багаж, скрипач, врач, мяч, мощь, задач, груш, товарищ, ложь,  плащ, шалаш.       _2.Русский язык М.Л.Закожурникова 2 кл. (1­3) 19­е изд.      ночь, дочь,  молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь, мяч, нож,  тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь, камыш, рубеж,  багаж,  богач,  плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь, малыш, борщ, обруч,  лещ.       _3.Русский язык Т.Г.Рамзаева 3 кл. (1­4) 4­е изд.      луч, речь,  вещь, помощь, врач, шалаш, чиж, мышь, ерш, грач, плащ, ночь, мяч, нож, лещ, камыш, овощ, этаж, товарищ, душ, печь, сторож, ландыш, ключ, хвощ.       _4.Русский язык М.Л.Закожурникова 3 кл. (1­3) 19­е изд.      ночь, дочь,  молодежь, рожь, помощь, печь, луч, мышь, дрожь, мяч, нож,  тишь, плач, вещь, товарищ, врач, скрипач, дичь, глушь, камыш, рубеж,  багаж,  богач,  плащ, ключ, пастбищ, сторож, речь, малыш борщ, обруч,  лещ.       _Вывод .: Во всех четырех учебниках полностью представлены 4  и 5 вариант интересующей нас орфограммы, т.е. сущ. 2­го и 3­го скл. (в И.п.  и В.п. Ед.ч.) на мягкий и твердый шипящий. В учебнике N1 ­ 34 ­ представлен 2 вариант, т.е. сущ. 1­го скл. (в Р.п. мн.ч.). В уче­ нике N2 представлен 3­й вариант орфограммы, т.е. сущ 2­го скл. (в Р.п. мн.ч.)      Таким образом в учебниках для 4 (1­4) и 3 (1­3) класса, ког­ да идет  повторение  и закрепление темы "Ь после шипящих на конце существительных", изученной в  предыдущих  классах,  представлены некоторые варианты орфограммы.  Однако эти  слова,  включенные  в учебники (или упражнения) не охватывают всех вариантов, по нашему мнению, необходимых для изучения данной орфограммы.  Что касается учебника 2  класса  М.Л.Закожурниковой  по программа 1­3,  когда учащиеся впервые знакомятся с правилом "Правописание Ь после  ши­ пящих на  конце  существительных",  то здесь представлено  крайне недостаточное количество  вариантов орфограммы.

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ОРФОГРАФИИ

О ВАРИАНТНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА           ПО ОРФОГРАФИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018