Физические упражнения в режиме дня школьника имеют очень важное значение: своевременное чередование умственной нагрузки и физической обеспечивает правильное развитие ребенка, позволяет школьнику более длительный период времени воспринимать учебный материал на более высоком физиологическом уровне.Этого можно добиться с помощью физкультминуток и физкультпауз, которые можно проводить как в течение учебного времени, так и после его окончания.
Подготовил: Селютина О.Ю.,
учитель физической культуры
г.о. Балашиха
О важности физических упражнений
в режиме дня школьника
Разнообразные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня детей
школьников способствуют укреплению здоровья, гармоническому развитию и
разносторонней физической подготовке учеников разных классов. Учитывая то, что
важнейшей задачей современного общества является подготовка физически совершенного,
всесторонне и гармонически развитого будущего поколения, то в решении этого вопроса
значительная роль отводится правильно организованным занятиям физической культурой и
спортом, которые должны сопровождать ребенка уже с самого раннего возраста.
Дефицит движений, которые являются единственным средством удовлетворения
естественной потребности в проявлении двигательной активности, приводят к статическим
перенапряжениям групп мышц, обеспечивающих сохранение правильной осанки, создают
эмоциональнопсихологические перегрузки и ведут к умственному и физическому
переутомлению. Все это крайне негативно сказывается на состоянии здоровья, физическом
развитии и физической подготовленности школьников.
Полноценное физическое воспитание детей школьного возраста закладывает базу для
физического совершенствования человека на все последующие годы жизни.
Улучшение физического развития и укрепление здоровья приводит к улучшению
работоспособности школьников.
Ученые доказали, что дети, которые занимаются в достаточном объёме правильно
организованными физическими упражнениями лучше справляются с учебными нагрузками.
Школьники могут работать качественнее и напряженнее, они меньше устают на школьных
занятиях в течение учебного дня и, в большинстве своем, добиваются лучшей
успеваемости.
В результате использования способности к обучению двигательным действиям в
школьном возрасте возникают оптимальные условия для всестороннего развития всех
двигательных качеств.
Не последнюю роль играет вклад школьного физического образования в развитие
личности детей, в развитие мировоззрения и жизненной позиции, морального облика,
интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности.
Ведущей направленностью физического воспитания в школьном возрасте является
общеподготовительная.
Составными в системе организации физического воспитания детей в школе и в семье
являются различные формы работы, включающие: классноурочные занятия,
физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, ежедневные занятия
физическими упражнениями в группах продленного дня, внеклассная работа,
физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме дня, такие как: утренняягимнастика, физкультминутки, процедуры закаливания, а также самостоятельные занятия
физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних
заданий по физическому воспитанию, самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные
развлечения, в том числе с участием взрослых, в выходные и каникулярные дни, участие
семей в соревнованиях, проводимых по месту жительства ( Ашмарин Б.А. Теория и
методики физического воспитания. М.: Просвещение, 1990.)
Из всей совокупности представленных форм Б.А. Ашмарин выделяет в качестве
основной классноурочную систему занятий по предмету "Физическая культура". Другие
формы организации физического воспитания дополняют основную разнообразием средств
и методов, увеличивая тем самым объем двигательной активности и создавая предпосылки
воспитании.
Физкультурнооздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают в
себя: гимнастику до учебных занятий, физкультминуты (паузы), физические упражнения па
удлиненной перемене. Они используются как элемент рациональной организации учебного
труда школьников. Значение их особенно увеличивается в связи с интенсификацией
учебного процесса и повышением занятости школьников видами деятельности, которая
ведет к ограничению подвижности.
В процессе проведения каждого мероприятия решаются следующие задачи:
активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической
культуры в повседневный быт детей школьного возраста; укрепление их здоровья и
совершенствование культуры движений; обеспечение гигиены умственного труда и
поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности:
формирование навыков организованности и сознательной дисциплины.
При определении содержания, способов организации учащихся и методики
проведения мероприятий важно учитывать, в первую очередь, возрастные особенности
различных контингентов учащихся и уровень их физической подготовленности; во вторую
очередь, характер влияний учебного труда и рабочей позы детей школьного возраста на
функциональное состояние организма; в третью очередь, динамику работоспособности в
течение дня; в четвертую очередь, особенности условий проведения занятий (место, лимит
времени), характер одежды и обуви занимающихся.
Рассмотрим такую форму занятий, как физкультминутка и физкультпауза.
Термином "физкультминутка" принято обозначать кратковременные серии
физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.
Задачи физкультминутки на уроках: а) уменьшить утомление и снять отрицательные
влияния однообразного вынужденного положения тела (рабочей позы); б) активизировать
внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала Ашмарин
Б.А. Теория и методики физического воспитания. М.: Просвещение, 1990..
Физкультурная минута в режиме дня школьника проводится во второй половине
урока, когда заметно утомление детей и появляется необходимость поднятия
работоспособности.
Упражнение выполняется 34 раза в 12 классах и 56 раз в 34 классах. Таким же
образом выполняется второе и последующие упражнения.
Гигиеническая ценность физкультурной минуты в том, что она снижает статическое
напряжение, появившееся в результате длительного сидения за партой, способствует
выпрямлению позвоночника. Она проводится не более двух минут и состоит из трех
четырех простых упражнений.Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям и быть на
"потягивание", "выпрямление" и выгибание позвоночника, на "развертывание" грудной
клетки и умеренное расслабление мускулатуры тела. Повторяется каждое упражнение 46
раз.
Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать в себя
двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны
усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих
статическую нагрузку.
Такие упражнения являются профилактическими от возможных искривлений
позвоночника. Непременно нужно проводить упражнения на осанку, например, ходьба на
носках с высокими подниманиями коленей. Упражнения для ног значимы на любых уроках,
потому что они снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением.
Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы не мешать своим одноклассникам
слева и справа
Пример физкультминутки "Дети вышли по порядку", описанный В.И. Ковалько.
Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М.:
Эксмо, 2006..
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь,
(Подняться на носочки, руки вверх).
Между парт не потеряйтесь.
(Опуститесь на всю стопу, руки вниз).
Потянулись, наклонились
И обратно возвратились,
(Наклон назад, руки в стороны. Выпрямиться, руки вниз).
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно.
(Повороты направоналево, руки на пояс).
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай.
(Повороты направоналево, руки в стороны, ладони кверху).
Поднимай колено выше
На прогулку цапля вышла.
(Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку.
(Приседание с выпрыгиванием вверх). Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора.
(Сесть за парту).
Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 23
недели.
Если физкультминутка длится 13 мин, то физкультурная пауза проводится
продолжительностью 510 мин.
Физкультпаузы необходимо проводить со школьниками и во время продленного дня,
и дома. Они длятся примерно 1015 мин через каждые 3545 мин учебной работы. Кроме
общеразвивающих упражнений, в перерывы включаются бег на месте, прыжки, подвижные
игры. Физкультпаузы могут проводиться самостоятельно небольшими группами или
индивидуально в зависимости от обстоятельств в зале, на площадке, в домашних условиях.
Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:
* режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;
* упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на
мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;
* чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в
комплексе должны занимать упражнения на расслабление;
* при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно
динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении
упражнения на расслабление работающих мышц;
* темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся.
Физкультурные паузы и физкультурные минутки оказывают на учеников большее
положительное воздействие, если проводятся под музыку.
Литература:
Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. М.: Просвещение,
1990..
В.И. Ковалько. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений,
физкультминуток. М.: Эксмо, 2006..