Об изменении климата — младшим школьникам
Подготовка к участию в конкурсе «Энергия и среда обитания»
(применение технологий: проблемного и развивающего обучения, сотрудничества)
Птюшкина Г.Н.,
педагог дополнительного образования ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Цель занятия: продолжение работы с младшими школьниками в рамках года охраны окружающей среды; повышение осведомленности младших школьников о проблеме изменения климата; формирование навыков и умений передачи личного практического опыта школьниками среднего звена.
Задачи: учить младших школьников видеть взаимосвязь между причинами и последствиями глобального потепления; подвести учащихся к пониманию того, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных способов справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии; формировать представление о том, что каждый из нас может лично сделать для решения данной проблемы; воспитывать бережное отношение к невозобновляемым энергоисточникам, умение работать в команде, сообща выполнять поставленную задачу; стимулировать учащихся среднего звена к передаче личного опыта по теме «Изменение климата»; расширять кругозор, развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать и делать выводы.
Оборудование и материалы: мяч, литература по теме (Приложение 3); презентация на тему «Последствия глобального потепления»; «Ромашка» из бумаги; лист ватмана и маркеры; разноцветные флажки (красный, зеленый, желтый); магнитные карточки для задания «Причины изменения климата» (Приложение 2); буклеты, плакаты и журналы по теме; игра «Наведем порядок в Доме» (Приложение 4); разноцветные листы с экологическими задачами (Приложение 5); презентация с экологическими задачами.
Методические рекомендации:
данное занятие является продолжением ранее начатой работы по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий с учащимися 7 класса (Приложение 1).
Педагог готовит заранее троих учащихся 7-го класса к проведению занятия с учащимися младших классов (12 учащихся).
Ход занятия: Вводная часть.
Ребята, сегодня я хочу напомнить вам о том, что в соответствие с Указом президента В. В. Путина за номером 1157, 2013 год, объявлен годом охраны окружающей среды. Конечно такой год нужен России, нужен всей земле и как можно чаще, не зависимо от того объявлен год, годом охраны окружающей среды или нет. Возможно, за 2013 год как-то решатся, или хотя бы сдвинутся с мертвой точки вопросы, связанные с контролем за вырубающимся лесом и экспортом его за границу, вопрос о загрязнении окружающей среды различными предприятиями, вопрос с захоронением ядерных отходов и другие глобальные вопросы по защите окружающей среды.
Давайте вспомним, какие мероприятия провели мы в год окружающей среды:
Изменение климата затрагивает не только окружающую среду, но и жизни людей. Ребята, наверное, многие из вас слышали о проблеме глобального изменения климата и последствиях этого изменения для многих регионов. Сегодня на занятии учащиеся 7-го класса расскажут вам, к каким последствиям может привести глобальное потепление.
Учащиеся 7-го класса предлагают младшим школьникам познакомиться друг с другом. Участники становятся в круг. Один участник объясняет игру, называет свое имя и перебрасывает кому-нибудь мяч. Этот участник называет свое имя и снова перебрасывает мяч следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника, или пока все участники не посчитают, что они уже знают все имена. При игре по второму кругу участник называет имя того, кому перебрасывает мяч.
Основная часть.
Учащиеся 7-го класса с помощью направляющих вопросов, совместного обсуждения с младшими школьниками выясняют, к каким последствиям может привести глобальное потепление (презентация «Последствия глобального потепления»): увеличение числа природных катаклизмов: ураганов, штормов, наводнений; снижение продуктивности сельского хозяйства: засухи, наводнения, град; засухи и нехватка воды: уже сейчас 30 % жителей Земли испытывает дефицит воды; уменьшение биологического разнообразия – снижение многообразия сред обитания, исчезновение некоторых видов животных и растений; повышение уровня мирового океана – значительная часть суши может исчезнуть под водой.
Итак, мы выяснили последствия изменения климата. Но является ли все это проблемой лично для нас? Мы выясняли этот вопрос в 2009 году: подсчитали среднегодовую температуру за год — она оказалась в два раза выше среднестатистической. Следовательно, глобальное изменение климата касается и нас лично. Мы не можем быть равнодушны к этой проблеме. Чтобы выяснить, что мы может сделать для ее решения, давайте попробуем найти причины, приводящие к глобальному изменению климата. Мы будем работать в трех подгруппах. Предлагаем вам разделиться на подгруппы с помощью «Ромашки». Каждый из вас оторвет по одному лепестку. На нижней части лепестка есть кружок определенного цвета. Семиклассники держат в руках флажки разного цвета (с 4 младшими школьниками работает 1 учащийся 7-го класса), команды занимают места за столами.
Команда «красного» стола составляет схему «Основные причины, приводящие к изменению климата». Дети работают с плакатами, буклетами по теме. На магнитной доске прикреплены карточки с надписями: «производство электроэнергии», «промышленность», «строительство и утилизация отходов», «ошибки в проектировании зданий», «транспорт». С помощью дополнительных карточек (Приложение 2) дети должны пояснить, для чего расходуется электроэнергия в этих сферах, и откуда берутся вредные выбросы в атмосферу. Учащийся 7-го класса помогает работать с дополнительной литературой, помогает младшим правильно составить схему.
Команда «желтого» стола работает над «Схемой парникового эффекта». Участники команды должны объяснить схематично, что такое парниковый эффект и рассказать о его «плюсах» и «минусах». На столе лежат энциклопедии (1; 2). Необходимо найти понятие «парниковый эффект» с помощью «Содержания» и «Алфавитного указателя энциклопедий, внимательно прочитать нужную информацию, обсудить полученные знания и начертить схему парникового эффекта, доказав его «плюсы» (углекислый газ создает парниковый эффект; он, словно полиэтиленовая пленка или стекло в парниках и теплицах сохраняет тепло на Земле; если бы углекислый газ не задерживал инфракрасное излучение у Земли, то все тепло от Земли ушло бы в космос и на Земле наступил бы ледяной холод, как на многих других планетах) и «минусы» (в последние годы возросло количество углекислого газа в атмосфере, что может привести к увеличению парникового эффекта: на Земле станет теплее, начнут таять полярные льды …). Педагог следит, чтобы учащийся 7-го помогал малышам правильно искать информацию, помог нарисовать схему.
Команда «зеленого» стола работает с игрой «Наведем порядок в Доме» (Приложение 4). С помощью игры старший школьник объясняет малышам, что в связи со сложившейся экологической ситуацией энергию надо экономить, предлагает малышам подумать о нашем привычном отношении к мусору, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Малыши знакомятся с правилами игры, учатся играть, чтобы потом научить своих товарищей.
Затем участники команд по очереди объясняют своим товарищам из других команд о причинах, приводящих к глобальному изменению климата.
Итог занятия.
Ребята, сегодня мы с вами говорили о проблеме глобального изменения климата. Давайте подумаем, что может сделать каждый из нас для решения данной проблемы. Чтобы помочь детям сформулировать выводы, педагог предлагает решить каждому ребенку по экологической задаче. Задачи написаны на листках бумаги разного цвета, дети по очереди берут по одному или по два листочка и решают каждый свою задачу. Затем несколько задач решаем все вместе на доске (презентация с экологическими задачами); остальные задачи можно будет решить в классе на уроке математики) (Приложение 5).
По результатам решенных задач дети делают собственные выводы, на основе которых формулируется общий вывод: каждый из нас может помочь изменить мир к лучшему, сократив потребление энергии!
Предлагаем вам назвать правила, по которым каждый из нас может жить, чтобы сократить потребление энергии.
Малыши называют правила, старшие записывают на листе ватмана маркерами:
Давайте жить по этим правилам!
Приложение 1. «Работа по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий»
Приложение 2. Схема: «Причины изменения климата»
Магнитные карточки, поясняющие для чего расходуется электроэнергия, и откуда берутся вредные выбросы в атмосферу: «Освещение домов», «освещение промышленных предприятий и улиц», «обогрев помещений», «приготовления пищи», «производство товаров», «производство упаковки», «хранения и транспортировки товаров», «переработка бытового мусора», «переработка отходов», «плохая изоляция», «неэффективное использование бытовых приборов», «резкое увеличение количества автомобилей», «изготовление из дерева различных изделий», «вырубка леса для строительства домов», «вырубка леса для развития сельского хозяйства».
Приложение 3. Список литературы
1. Большая энциклопедия почемучек. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.
2. Грэм, Иан. Все обо всем: энциклопедия / И. Грэм, П. Стерн. – М.: Астрель, 2001.
3. Об изменении климата – малышам и младшим школьникам: сборник конспектов занятий / сост. Э. В. Подгайский. – СПб., 2009.
4. Буклеты на тему «Изменение климата».
Приложение 4. Игра: «Наведем порядок в доме».
Правила игры:
Играть могут от двух до шести участников. Ведущим может быть как педагог, так и любой из учащихся. Для игры потребуются: карточки с изображением разных видов мусора и таблица с обозначениями для раздельного сбора мусора.
Этап № 1 «Мусор и энергия». Ведущий раздает равное количество карточек с изображением мусора, а игроки рассказывают по очереди, как можно более компактно его упаковать в «мусорный пакет» (если тара плохо мнется, можно наполнить ее другими отходами, чтобы она не осталась пустой).
Этап № 2 «Раздельный сбор мусора». Каждый игрок получает таблицу с колонками: металл, стекло, бумага, пластмасса, пищевые отходы, смешанные отходы. Ведущий предлагает игрокам по очереди брать по одной карточке (все карточки перевернуты картинкой вниз), пока не разберут все, затем нужно каждому игроку рассортировать мусор в свою таблицу по принципу: металл, стекло, бумага, пластмасса, пищевые отходы, смешанные отходы (например, бумажные пакеты с внутренним слоем фольги).
Этап № 3 «Топливо». По очереди игроки набирают карточки, затем стараются отсортировать отдельно пластмассы и пленки. Ведущий следит за правильностью исполнения задания.
Этап № 4 «Найди предметы, которые можно использовать повторно». Ведущий предлагает найти предметы, которые можно использовать повторно и объяснить свой выбор.
Приложение 5. Экологические задачи
Дзябашевски, В. Зеленые задания: Задания по математике на тему экологии и охраны окружающей среды для начальной школы / В. Дзябашевски; Пер. с пол.- М.: Просвещение, 1996. – 95 с.
1. В пруду плавало 154 рыбы. Фабрика спустила в пруд неочищенные отходы производства. На следующий день было выловлено 27 погибших рыб. Сколько рыб осталось в пруду?
2. Когда ученики узнали, что деревья выделяют большое количество кислорода, необходимого для дыхания, а также для очистки воздуха от пыли и других загрязнений, они посадили с одной стороны школьной площадки 11 кленов и 4 рябины, а другой стороны площадки 10 лип и 6 берез. Сколько всего деревьев посадили дети? Одинаковое ли количество деревьев теперь растет по обеим сторонам площадки?
3. 24 ученика были на школьной экскурсии. Каждый из них выпил по бутылке яблочного сока. Пустых бутылок из-под сока никто не выбрасывал. Выбрали четырех учеников, которые сдали их в магазин. Сколько бутылок отнес каждый из четырех, если известно, что у каждого из них было одинаковое количество бутылок?
4. Из неисправного крана в течение 4 часов вытекло 12 литров воды. Затем кран починили. Сколько воды вытекло из неисправного крана в течение часа, а сколько в течение 3 часов?
5. Катя ушла из дома на 3 часа к своей подруге. Выходя, она забыла плотно закрыть кран. Уже в течение первого часа из крана вытекло столько воды, сколько помещается в 2 миски. Сколько мисок воды вытекло впустую в течение 3 часов, пока Кати не было дома? Нарисуй нужное количество мисок.
6. Янеку 9 лет, а его брату 6 лет. Находясь в лесу, они оставили там пластмассовые упаковки из-под сахара. Пластмассовые изделия разлагаются в течение 20 лет. Сколько лет будет Янеку и сколько его младшему брату, когда оставленный мусор разложится?
7. В лесу росло 199 красивых дубков. Неосторожный мальчишка оставил на опушке леса бутылку, которая явилась причиной пожара. После того как пожар потушили, выяснилось, что осталось только 73 дуба. Посчитай, сколько дубовых деревьев сгорело во время пожара.
8. Марта мыла посуду под текущей водой, использовав 42 литра воды. Катя же знала, что, моя посуду, следует налить воду в раковину, потому что таким образом расходуется гораздо меньше воды, а также жидкости для мытья посуды. Катя, вымыв то же количество посуды, израсходовала на 17 литров воды меньше. Сколько воды использовала Катя для мытья посуды?
9. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на 2 года дольше. Пластиковый пакет разлагается на 8 лет дольше, чем окурок сигареты. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?
10. Деревья способствуют очищению воздуха от пыли и других загрязнений. Лиственный лес, площадь которого равна квадрату со стороной 100 метров, может в течение года задержать 68 тонн пыли. Еловый лес такой же площади способен за это же время задержать в 2 раза меньше пыли. Сколь тонн пыли задерживает в течение года еловый лес?
11. В доме, в котором живет Сильвия, отходы металла, стекла, бумаги, пластмассы, а также пищевые отходы выбрасывают в отдельные емкости. Благодаря этому большинство отходов, выбрасываемых жильцами этого дома, можно переработать и вторично использовать. Ёмкость, предназначенная для металла, содержит 12 кг отходов, а для стекла – 6 кг, для бумаги – 7 кг, но ёмкость для пластмассы вмещает на 3 кг мусора меньше, чем ёмкость для бумаги. Ёмкость для пищевых отходов содержит на 9 кг мусора больше, чем ёмкость для пластмассы. Сколько килограммов мусора содержится в каждой ёмкости?
12. Каждая автомашина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина?
13. Миша знает, что надо экономить воду, поэтому он обычно принимает душ, а не традиционную ванну. На душ расходуется только 20 литров воды, а на ванну – в 5 раз больше. Сколько литров воды расходуется на то, чтобы принять ванну? Во сколько раз меньше требуется воды для душа?
14. Н а даче у Маши экономят воду, используя для поливки клубники дождевую воду. В дождливую погоду удалось собрать 34 литра воды. Маша должна полить 3 грядки клубники. Чтобы полить 1 грядку, потребуется 7 литров воды. Сколько литров собранной воды останется после того, как будет полито 3 грядки?
15. Алюминиевая банка разлагается в течение 80 лет, а сигарета – в течение 4 лет. Во сколько раз быстрее разлагается сигарета по сравнению с банкой?
16. Костя, чистя зубы, не закрывает кран, и в результате напрасно расходуется 3 литра воды. Костя чистит зубы 2 раза в день. Сколько литров воды впустую расходует Костя за один день, а сколько за 5 дней?
17. Во время прогулки Костя с Толиком хотели сорвать по 5 веточек рябины. Через сколько дней деревце, на котором всего 50 веточек, было бы полностью уничтожено и на нём не осталось бы ни одной ветви, если бы с него ежедневно срывали по стольку же веток?
18. Если мы не закроем кран, когда чистим зубы, мы можем впустую израсходовать 3 литра воды. Даша и Саша чистят зубы 2 раза в день. В течение последних 7 дней Даша только 1 раз забыла закрыть кран, когда она чистила зубы, а Саша ежедневно забывал это сделать. Если бы Даши и Саша не были такими забывчивыми, сколько воды они бы сэкономили за последние 7 дней?
19. На производство 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?
20. Машинное масло, слитое в овраг, попадает в подземные воды, питает колодцы, откуда люди черпают воду. Зная, что 2 литра масла могут загрязнить такое количество воды, которое помещается в 5 спортивных бассейнах, посчитай, в скольких плавательных бассейнах поместилась бы вода, загрязненная 34 литрами машинного масла.
21. В лесу нельзя разжигать костер. Боря с Ромой забыли об этом. От разожженного ими костра загорелся лес. Сгорело 96 деревьев. Мальчикам было очень стыдно, и они решили, что исправят зло, которое они причинили, посадив по 4 молодых деревца взамен каждого сгоревшего по их вине. Сколько деревьев собирались посадить мальчики?
22. Ребята решили собрать мусор в лесу. Для этого они разделились на 7 отрядов по 6 человек, которые отправились в разные места. Во время этой акции каждый ученик наполнил мусором 3 мешка. Сколько мешков заполнили мусором все ребята?
23. В квартире Ани было включено 8 ламп, половина из которых была не нужна. Аня выключила ненужные зажженные лампы. Сколько осталось включенных ламп? Саша включил телевизор на полтора часа, а смотрел его только 45 минут. Сколько времени телевизор был включен без необходимости? Какую часть составляет это время от всего времени работы телевизора?
24. Один столетний дуб выделяет в среднем столько кислорода, сколько 1700 молодых дубков. Сколько надо посадить молодых дубов, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных столетних дубов?
25. 22 марта мы празднуем День Воды. В этот день люди задумываются над тем, как сохранить окружающую природу. Посчитай, через сколько дней мы будем праздновать День Воды.
26. Маша знает, что черствый хлеб нельзя выбрасывать, поэтому она всегда хранит остатки хлеба в специальной посуде. В ней помещается 2 кг старого хлеба. Эта посуда наполняется за 4 недели, после чего Маша отдает хлеб соседке, которая кормит им животных. Сколько такого хлеба можно собрать за 84 дня?
27. 12 фабричных труб загрязнило воздух в городе. В результате протестов жителей власти города приняли решение, что в течение 1 года ¾ дымящих труб будет ликвидировано. Через несколько месяцев ¼ труб уже не загрязняла воздух. Посчитай, сколько труб будет ликвидировано за год, а сколько еще труб осталось ликвидировать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.