Чтобы грамотно подойти к процессу продвижения музыкального материала, необходимо знать основные моменты российского авторского права, а также договоров, которые вам могут предложить звукозаписывающие компании. Кто и какими правами обладает?
Постсоветская история российского официального шоу-бизнеса, начинается с момента возникновения независимых фирм грамзаписи. В самом конце восьмидесятых у монополиста "Мелодии" появись конкуренты.
Об авторском праве и договорах
Чтобы грамотно подойти к процессу продвижения
музыкального материала, необходимо знать основные моменты
российского авторского права, а также договоров, которые вам
могут предложить звукозаписывающие компании. Кто и какими
правами обладает?
Постсоветская история российского официального шоу
бизнеса, начинается с момента возникновения независимых
фирм грамзаписи. В самом конце восьмидесятых у монополиста
"Мелодии" появись конкуренты. До сих пор на почетное место
издателя первой "независимой" виниловой пластинки
претендуют прекратившая ныне музыкальную деятельность
фирма "Апрель" (позже "Эрио"), почти прекратившая
деятельность корпорация "SNC" и ставшая зарубежной
литовская "Zona" (позже разделившаяся на "Zona" и "Бомбу", :
порадившую, в свою очередь, "БомбуПитер", "БомбуМ" и
пр...). Как бы то ни было, разница в сроках первых релизов
указанных компаний около месяца. И тогда же, весной 1989
года, в нашей стране, появились прецеденты первых реальных
договоров фирм грамзаписей с музыкантами. Закон же
Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
был принят лишь в 1993 году. Но эти "беззаконные" четыре года
оказались самым активным издательским временем, когда
возникло большинство музыкальных структур, которыеостаются на рынке и сегодня. В те времена еще иногда
договаривались устно, но конкуренция между фирмами
грамзаписи заставляла их "привязывать" артиста к себе
официально составлять и подписывать договоры, даже не имея
для этого законной базы. Принятия документа, способного
регламентировать их отношения, ждали с нетерпением обе
стороны. Крупные фирмы грамзаписи заказали крупным (чаще
западным) юристам типовые контракты. Это аккуратные
документы, написанные исключительно лояльно в отношении
фирмы и максимально жестко в отношении артиста. Но
подобные документы форма, бланк. Менять ее очень дорого,
да и нет нужды гораздо важнее то, что вы вписываете в рамки,
установленные законом. Что же может служить предметом
договора с фирмой грамзаписи, что такое авторский и
издательский договоры, смежные; права, как получать
вознаграждение за использование произведении (на радио и
телевидении, как заключить соглашения внутри стоит за
значками (с) и (р) на обложке пластинки это только часть
вопросов, которые должны встать перед человеком, серьезно
размышляющим о музыкальной карьере.
Итак, вы держите в руках фонограмму, которая, на ваш взгляд,
должна потрясти мир. Или хотя бы фирму грамзаписи (студию
звукозаписи,"рекордз", рекордкомпанию, "лэйбл" обратите
внимание, это синонимы, отличающиеся друг от друга только
качеством перевода, хотя "лэйбл" и может оказатьсяподразделением "рекордза", например, "Отделение Выход"
"BSA Records"), которая немедленно предложит вам контракт
(он же порусски договор). Предположим, что запись сделана
профессионально (годится к изданию) и включает в себя
несколько песен. Вы держите ее в руках, но кто же является ее
реальным владельцем, согласно российскому Закону об
авторском праве и смежных правах? Ответ прост: все те, кто
вложил в нее свой творческий труд.
Автор текста. Он может быть членом вашего музыкального
коллектива, может быть просто одноклассником, или Ильёй
Кормильцевым, или Агнией Барто, как в случае с МАШЕЙ И
МЕДВЕДЯМИ, или французским поэтом Жаном Тардье, как в
случае со СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Но кем бы он ни был, если
он жив или умер менее 50и лет назад (а это максимальный срок
охраны авторского права в нашей стране, после его истечения
любое произведение переходит в категорию "народное
достояние" вот почему песни на стихи А. С. Пушкина,
например, можно исполнять безвозмездно) он совладелец
вашей фонограммы. И вы должны заключить с ним авторский
договор и заплатить деньги за использование его творческого
труда.
Автор музыки. Зачастую автор музыки и исполнитель одно и
то же лицо. Это, безусловно, удобно со всех точек зрения Б.
Гребенщикову не надо спрашивать разрешения у Б.
Гребенщикова и заключать дополнительный договор с ним обисполнении его песен.
Но если Б. Гребенщиков захочет исполнить, записать и издать,
скажем, песню Б. Дилана или Р. Паулса, он должен подписать с
ними соответствующие бумаги. Известно, например, что право
исполнять песню "За Пивом" кабаредуэт АКАДЕМИЯ купил у
Алексея Вишни, а группа PEPSEE исполняет песни,
написанные Кириллом Спичинским.
Кроме того, существует масса талантливых музыкантов,
которые по тем или иным причинам не хотят или не могут
исполнять собственные произведения. Они с удовольствием
уступят это право вам. Но если вы каклибо использовали их
произведения, то до заключения договора с вами они тоже
имеют право претендовать на ту самую фонограмму, которая
должна потрясти мир.
Исполнитель. Это тот (или те), кто сыграл и спел. Это может
быть сложившийся творческий коллектив. Может быть
коллектив плюс приглашенные музыканты(БРИГАДА С и
Камерный оркестр г. Калининграда, АУКЦЫОН и Алексей
Хвостенко) Может быть целый коллектив, собранный для одной
записи или одного выступления (ПОПМЕХАНИКА). Как бы то
ни было, и эти люди сколь много бы их ни было вложили в
фонограмму свой труд, а значит, передавая ее комулибо,
издавая и проч., вы намерены этот труд использовать. А всякий
труд должен быть оплачен. Следовательно, и с исполнителями
должны быть заключены договоры.Изготовитель фонограммы это, грубо говоря, "тот, кто дал
денег". Или тот, кто вложил деньги. Возможно, его цель всего
лишь быть причастным к творчеству, тогда он называется
"меценат". Поверьте, это очень редкая птица. Чаще и это
вполне нормально человек, вкладывающий деньги в запись
фонограммы, надеется их вернуть и, возможно, заработать.
Если он профессионал в мире шоубизнеса или хочет им стать
он будет эксплуатировать (издавать и проч.) ее сам. Если же он
в обычной жизни, скажем, торгует цветными металлами, он
будет рад ее просто продать то есть заключить договор с тем,
кто сможет ее эксплуатировать профессионально.
Но вернемся к кашей (вашей) фонограмме. Мы уточнили, "то
существует несколько лиц, которые вложили в нее свой
творческий труд или деньги как результат этого труда: автор
музыки, автор текстов, исполнитель, изготовитель фонограммы.
С кем же заключает договор фирма грамзаписи?
Вариант первый (идеальный) вы сами (ваша группа, состоящая
из нескольких человек) сочинили тексты, музыку, сами
сыграли на всех музыкальных инструментах, сами накопили
денег и оплатили студийное время тогда вы единственный
хозяин фонограммы (именно так было с альбомом "Морская"
группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ работу сессионных английских
музыкантов МТ тоже оплатили сами). И любые договоры
заключаются только с вами.Второй вариант вы самостоятельно договариваетесь с
авторами текстов и музыки, исполнителями, изготовителем
фонограммы, и всю ответственность перед ними несете тоже
сами сами платите им деньги (разовые выплаты, проценты или
и то и другое), сами следите за соблюдением их прав...
Например, фирма грамзаписи "Фили" подписывает соглашение
с Б. Гребенщиковым об издании альбома ремиксов "БГ и
DЕАDУШКИ". А Б. Гребенщиков, в свою очередь, подписывает
соглашение с группой DEADУШKИ, определяя их прибыли
согласно доле участия в создании записи. Это достаточно
непросто, но зато вы сами контролируете и устанавливаете
денежные отчисления тому или иному компаньону.
Третий вариант фирма грамзаписи заключает отдельно и
самостоятельно все авторские и проч. договоры. С одной
стороны, для нее это хлопотнее, с другой надежнее: приятно
знать, что никто в ближайшее время не предъявит требований
компенсировать моральный и финансовый ущерб. В качестве
иллюстрации приведу (одну из немногих, дошедших до суда)
историю о том, как Павел Кузин (барабанщик группы БРАВО)
продал раннюю фонограмму группы. Евгений Хавтан подал в
суд, и Кузину назначили довольно большой штраф. Я не знаю,
выплатил его Кузин или просто поделился полученными ранее
деньгами, радует лишь то, что эти разборки не смогли
разрушить настоящую мужскую дружбу Павел и по сей день
играет в БРАВО.Итак, перед заключением договора с фирмой грамзаписи
следует определить всех лиц, претендующих на какоелибо
вознаграждение за ее использование (например, издание и
тиражирование на компактдиске), и заручиться их согласием
на заключение подобного договора.