Об авторском праве и договорах

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Чтобы грамотно подойти к процессу продвижения музыкального материала, необходимо знать основные моменты российского авторского права, а также договоров, которые вам могут предложить звукозаписывающие компании. Кто и какими правами обладает? Постсоветская история российского официального шоу-бизнеса, начинается с момента возникновения независимых фирм грамзаписи. В самом конце восьмидесятых у монополиста "Мелодии" появись конкуренты.
Иконка файла материала 1.docx
Об авторском праве и договорах Чтобы грамотно подойти к процессу продвижения  музыкального материала, необходимо знать основные моменты  российского авторского права, а также договоров, которые вам  могут предложить звукозаписывающие компании. Кто и какими правами обладает?  Постсоветская история российского официального шоу­ бизнеса, начинается с момента возникновения независимых  фирм грамзаписи. В самом конце восьмидесятых у монополиста "Мелодии" появись конкуренты. До сих пор на почетное место  издателя первой "независимой" виниловой пластинки  претендуют прекратившая ныне музыкальную деятельность  фирма "Апрель" (позже ­ "Эрио"), почти прекратившая  деятельность корпорация "SNC" и ставшая зарубежной  литовская "Zona" (позже разделившаяся на "Zona" и "Бомбу", :  порадившую, в свою очередь, "Бомбу­Питер", "Бомбу­М" и  пр...). Как бы то ни было, разница в сроках первых релизов  указанных компаний ­ около месяца. И тогда же, весной 1989  года, в нашей стране, появились прецеденты первых реальных  договоров фирм грамзаписей с музыкантами. Закон же  Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" был принят лишь в 1993 году. Но эти "беззаконные" четыре года оказались самым активным издательским временем, когда  возникло большинство музыкальных структур, которыеостаются на рынке и сегодня. В те времена еще иногда  договаривались устно, но конкуренция между фирмами  грамзаписи заставляла их "привязывать" артиста к себе  официально ­ составлять и подписывать договоры, даже не имея для этого законной базы. Принятия документа, способного  регламентировать их отношения, ждали с нетерпением обе  стороны. Крупные фирмы грамзаписи заказали крупным (чаще  западным) юристам типовые контракты. Это аккуратные  документы, написанные исключительно лояльно в отношении  фирмы и максимально жестко в отношении артиста. Но  подобные документы ­ форма, бланк. Менять ее очень дорого,  да и нет нужды ­ гораздо важнее то, что вы вписываете в рамки,  установленные законом. Что же может служить предметом  договора с фирмой грамзаписи, что такое авторский и  издательский договоры, смежные; права, как получать  вознаграждение за использование произведении (на радио и  телевидении, как заключить соглашения внутри стоит за  значками (с) и (р) на обложке пластинки ­ это только часть  вопросов, которые должны встать перед человеком, серьезно  размышляющим о музыкальной карьере.  Итак, вы держите в руках фонограмму, которая, на ваш взгляд,  должна потрясти мир. Или хотя бы фирму грамзаписи (студию  звукозаписи,"рекордз", рекорд­компанию, "лэйбл" ­ обратите  внимание, это синонимы, отличающиеся друг от друга только  качеством перевода, хотя "лэйбл" и может оказатьсяподразделением "рекордза", например, "Отделение Выход"  "BSA Records"), которая немедленно предложит вам контракт  (он же ­ по­русски ­ договор). Предположим, что запись сделана профессионально (годится к изданию) и включает в себя  несколько песен. Вы держите ее в руках, но кто же является ее  реальным владельцем, согласно российскому Закону об  авторском праве и смежных правах? Ответ прост: все те, кто  вложил в нее свой творческий труд.  Автор текста. Он может быть членом вашего музыкального  коллектива, может быть просто одноклассником, или Ильёй  Кормильцевым, или Агнией Барто, как в случае с МАШЕЙ И  МЕДВЕДЯМИ, или французским поэтом Жаном Тардье, как в  случае со СТРАННЫМИ ИГРАМИ. Но кем бы он ни был, если  он жив или умер менее 50­и лет назад (а это максимальный срок охраны авторского права в нашей стране, после его истечения  любое произведение переходит в категорию "народное  достояние" ­ вот почему песни на стихи А. С. Пушкина,  например, можно исполнять безвозмездно) ­ он совладелец  вашей фонограммы. И вы должны заключить с ним авторский  договор и заплатить деньги за использование его творческого  труда.  Автор музыки. Зачастую автор музыки и исполнитель ­ одно и  то же лицо. Это, безусловно, удобно со всех точек зрения ­ Б.  Гребенщикову не надо спрашивать разрешения у Б.  Гребенщикова и заключать дополнительный договор с ним обисполнении его песен.  Но если Б. Гребенщиков захочет исполнить, записать и издать,  скажем, песню Б. Дилана или Р. Паулса, он должен подписать с  ними соответствующие бумаги. Известно, например, что право  исполнять песню "За Пивом" кабаре­дуэт АКАДЕМИЯ купил у  Алексея Вишни, а группа PEP­SEE исполняет песни,  написанные Кириллом Спичинским.  Кроме того, существует масса талантливых музыкантов,  которые по тем или иным причинам не хотят или не могут  исполнять собственные произведения. Они с удовольствием  уступят это право вам. Но если вы как­либо использовали их  произведения, то до заключения договора с вами они тоже  имеют право претендовать на ту самую фонограмму, которая  должна потрясти мир.  Исполнитель. Это тот (или те), кто сыграл и спел. Это может  быть сложившийся творческий коллектив. Может быть  коллектив плюс приглашенные музыканты(БРИГАДА С и  Камерный оркестр г. Калининграда, АУКЦЫОН и Алексей  Хвостенко) Может быть целый коллектив, собранный для одной записи или одного выступления (ПОП­МЕХАНИКА). Как бы то ни было, и эти люди ­ сколь много бы их ни было ­ вложили в  фонограмму свой труд, а значит, передавая ее кому­либо,  издавая и проч., вы намерены этот труд использовать. А всякий  труд должен быть оплачен. Следовательно, и с исполнителями  должны быть заключены договоры.Изготовитель фонограммы ­ это, грубо говоря, "тот, кто дал  денег". Или тот, кто вложил деньги. Возможно, его цель ­ всего  лишь быть причастным к творчеству, тогда он называется  "меценат". Поверьте, это очень редкая птица. Чаще ­ и это  вполне нормально ­ человек, вкладывающий деньги в запись  фонограммы, надеется их вернуть и, возможно, заработать.  Если он профессионал в мире шоу­бизнеса или хочет им стать ­  он будет эксплуатировать (издавать и проч.) ее сам. Если же он  в обычной жизни, скажем, торгует цветными металлами, он  будет рад ее просто продать ­ то есть заключить договор с тем,  кто сможет ее эксплуатировать профессионально.  Но вернемся к кашей (вашей) фонограмме. Мы уточнили, "то  существует несколько лиц, которые вложили в нее свой  творческий труд или деньги как результат этого труда: автор  музыки, автор текстов, исполнитель, изготовитель фонограммы. С кем же заключает договор фирма грамзаписи?  Вариант первый (идеальный) ­ вы сами (ваша группа, состоящая  из нескольких человек) ­ сочинили тексты, музыку, сами  сыграли на всех музыкальных инструментах, сами накопили  денег и оплатили студийное время ­ тогда вы единственный  хозяин фонограммы (именно так было с альбомом "Морская"  группы МУМИЙ ТРОЛЛЬ ­ работу сессионных английских  музыкантов МТ тоже оплатили сами). И любые договоры  заключаются только с вами.Второй вариант ­ вы самостоятельно договариваетесь с  авторами текстов и музыки, исполнителями, изготовителем  фонограммы, и всю ответственность перед ними несете тоже  сами ­ сами платите им деньги (разовые выплаты, проценты или  и то и другое), сами следите за соблюдением их прав...  Например, фирма грамзаписи "Фили" подписывает соглашение  с Б. Гребенщиковым об издании альбома ремиксов "БГ и  DЕАDУШКИ". А Б. Гребенщиков, в свою очередь, подписывает соглашение с группой DEADУШKИ, определяя их прибыли  согласно доле участия в создании записи. Это достаточно  непросто, но зато вы сами контролируете и устанавливаете  денежные отчисления тому или иному компаньону.  Третий вариант ­ фирма грамзаписи заключает отдельно и  самостоятельно все авторские и проч. договоры. С одной  стороны, для нее это хлопотнее, с другой ­ надежнее: приятно  знать, что никто в ближайшее время не предъявит требований  компенсировать моральный и финансовый ущерб. В качестве  иллюстрации приведу (одну из немногих, дошедших до суда)  историю о том, как Павел Кузин (барабанщик группы БРАВО)  продал раннюю фонограмму группы. Евгений Хавтан подал в  суд, и Кузину назначили довольно большой штраф. Я не знаю,  выплатил его Кузин или просто поделился полученными ранее  деньгами, радует лишь то, что эти разборки не смогли  разрушить настоящую мужскую дружбу ­ Павел и по сей день  играет в БРАВО.Итак, перед заключением договора с фирмой грамзаписи  следует определить всех лиц, претендующих на какое­либо  вознаграждение за ее использование (например, издание и  тиражирование на компакт­диске), и заручиться их согласием  на заключение подобного договора.