Обеспечение информационной безопасности как государственный приоритет России
Оценка 4.7

Обеспечение информационной безопасности как государственный приоритет России

Оценка 4.7
docx
17.11.2020
Обеспечение информационной безопасности как государственный приоритет России
Обеспечение информационной безопасности как государственный приоритет России.docx

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ РОССИИ

EXTERNAL THREATS TO RUSSIA'S NATIONAL SECURITY AND PROSPECTS FOR COMBATING THEM

А.М. Сафина

Научный руководитель: А.М. Архипов, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения национальной безопасности

Аннотация. В статье рассматриваются внешние угрозы информационной безопасности России в современных условиях, формулируются предложения по снижению уровня данных угроз.

Annotation. The article considers external threats to Russia's information security in modern conditions, and formulates proposals to reduce the level of these threats.

Ключевые слова: информационная безопасность, национальная безопасность,  внешние угрозы, стратегия.

Keywords: information security, national security, external threats, strategy.

 

Самым актуальным на сегодня фактором внешнего воздействия на Россию становятся именно информационно-идеологические и киберугрозы, целью которых является хаос и смятение в сознании людей, подрыв доверия на стыке «власть - общество», разрушение социальной и экономической инфраструктуры, а в итоге - ослабление государства [2].

Для обоснования этой агрессивной антироссийской стратегии развязана информационная война, цель которой - дискредитация России на международной арене, конструирование в её лице у населения зарубежных стран образа врага - страны-агрессора, страны-кибертеррориста [4].

Для достижения этой цели используются все возможные информационные каналы, все существующие классические и цифровые медиа, русскоязычные платформы, базирующиеся в Прибалтике, Грузии и, главным образом, на Украине, а также пятая колонна внутри нашей страны.

Риски нарастают. Мы живём во времена, которые аналитики уже называют «эпохой постправды». По данным ВЦИОМ, лишь каждый второй россиянин в состоянии отличить правду от лжи. На этой базе западными спецслужбами и пятой колонной создаётся глобальная платформа манипулирования общественным мнением – для действия как вне, так и внутри страны. На Западе отработан системный инструментарий обоснования экономических санкций и жёсткой антироссийской риторики в СМИ и политических институтах.

В последнее время в набор стандартных нападок на тему вмешательства РФ в дела стран постсоветского пространства добавился ещё и тезис о причастности «русских хакеров» к любым значимым инцидентам в киберпространстве. Более того, опираясь на сфабрикованное «общественное мнение», Запад переходит к прямым антироссийским действиям, дестабилизирующим инфраструктуру нашего социума и экономики. Вот фрагмент публикации The New York Times: «В соответствии с президентским приказом, изданным в 2018 году, генерал Пол Накасоне, командующий Киберкомандованием США, может действовать самостоятельно в операциях, не связанных с войной, в том числе таких, которые предполагают отпор Москве… Они приступили к операции по внедрению вредоносного программного обеспечения в российские энергосистемы, намекнув на то, какой ответный удар может ожидать Россию в том случае, если Москва попытается атаковать американскую инфраструктуру» [3].

 

Таким образом, если верить этой публикации, элементы прямой киберагрессии против России уже реализуются, что цинично и не скрывая заявлено в одном из ведущих американских СМИ. Это даже не угроза. Это, в общем, определённая воинственная декларация, если не сказать больше.

Итак, ситуация довольно серьёзна. Сегодня Россия должна не только учитывать киберинформационные угрозы, но и работать на опережение. Будущее невозможно предсказать, но можно к нему подготовиться.

России нужна чёткая стратегия противодействия информационной войне Запада, причём наступательного характера. Необходима строжайшая государственная экспертиза безопасности проектов, подразумевающих использование зарубежной элементной базы, IT-технологий на основе искусственного интеллекта, интернета вещей, нейросетей big-date и разного рода «единых/универсальных» баз данных по россиянам. Информационная и кибербезопасность должна обеспечиваться государевыми людьми «под присягой», жёстко и централизованно контролироваться нашими спецслужбами. Это требует синхронизации силовых органов, а также гражданской власти и общества. Без системной политики в области информационной и кибербезопасности мы не обеспечим национальную безопасность даже при сильной военной компоненте. Более того, мы можем постепенно уступить контроль над нами - как уникальным цивилизационным социумом - глобальным коммерческим структурам и зарубежным центрам влияния. Уступим инициативу в этой области - потеряем суверенитет, потеряем страну [5].

На формирование именно такой стратегии национальной безопасности направлены поправки, внесённые Президентом РФ в Конституцию, за которые мы проголосовали 1 июля. Статья 71: «В ведении Российской Федерации находятся:

 

-     федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация, информационные технологии и связь; деятельность в космосе;

-     оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных…» [1].

Ввиду вышесказанного, значимость этих поправок трудно переоценить.

Ключевым фактором национальной безопасности становится единство власти и общества, психологическая устойчивость социума, которая, в свою очередь, обеспечивается его идеологической цельностью. Русский философ Василий Розанов писал: «Единственный порок Российского государства - это его слабость. Слабое государство не есть уже государство, а просто его нет». Это категорически подкрепляет экзистенциальный запрос на суверенность, стратегическую осознанность и комплексность государственного управления, аккумулирующего внутренние и внешние факторы роста России. Поправки в Конституцию - во-многом ответ на этот запрос. Они законодательно оформляют Россию ХХI века - Социальную империю, где граждане обеспечены фундаментальным образованием, лучшей медициной, где крепкая семья и традиционные ценности - основы основ, где старикам почёт и всем обеспечен достойный уровень жизни; империю, обладающую способностью реализовывать уникальные инфраструктурные проекты масштаба Олимпиады 2014, Крымского моста, осваивания Арктики, строительства Северного потока - 2 и т.п.; империю с самой современной, компактной и боеспособной армией - лучшей в мире, оснащённой не имеющим аналогов вооружением; многонациональную империю со славной историей и вдохновляющим будущим, где безопасно, интересно и комфортно жить.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс, 2020.

2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 // СЗ РФ. – 12.12.2016. – № 50.

3. Вострецова, Е.В. Основы информационной безопасности : учеб. пособие / Е.В. Вострецова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 204 с.

4. Семененко, В.А. Информационная безопасность: учеб. пособие / В.А. Семененко. – М.: МГИУ, 2017. – 277 c.

5. Шободоева, А.В. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации. / А.В. Шободоева, Е.А. Муньков / В сборнике: Проблемы обеспечения национальной безопасности в контексте изменения геополитической ситуации. Мат-лы междунар. науч. практич. конф. 2017. С. 244-254.


 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Для достижения этой цели используются все возможные информационные каналы, все существующие классические и цифровые медиа, русскоязычные платформы, базирующиеся в

Для достижения этой цели используются все возможные информационные каналы, все существующие классические и цифровые медиа, русскоязычные платформы, базирующиеся в

Таким образом, если верить этой публикации, элементы прямой киберагрессии против

Таким образом, если верить этой публикации, элементы прямой киберагрессии против

Ввиду вышесказанного, значимость этих поправок трудно переоценить

Ввиду вышесказанного, значимость этих поправок трудно переоценить

Литература 1. Конституция

Литература 1. Конституция
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2020