«Обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных уроков с обучающимися на уровне НОО»Составила Латышева Г.А., учитель начальных классов Озерки – 2024 г.
«Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги».
В.А.Сухомлинский: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”.
Коррекционно-развивающая цель урока должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
3. Развитие основных мыслительных операций
4 Развитие различных видов мышления
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
6. Развитие речи, овладение техникой речи
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Коррекционно- развивающие задачи урока в классе:
Развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря
Преодоление трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания
Коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения
Развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук
Увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти
Создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики
Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ
Особенности организации коррекционно-развивающей работы в начальных классах.
Оказание индивидуально - ориентированной помощи детям с ЗПР, осуществление психолого- педагогического сопровождения, построение УВП на основе здоровьесберегающих технологий позволит:
решить задачи своевременной и активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;
обеспечить коррекцию индивидуальных недостатков в развитии и речи;
способствовать их личностному развитию;
обеспечить выполнение детьми требований Федерального образовательного стандарта.
Особенности «коррекционного» урока:
включение мыслительных операций в процесс усвоения учебного содержания;
корректировка содержания учебного материала стандартных учебников по предметам;
подбирается необходимый дидактический материал с учетом диагностики детей и поставленных в соответствии с нею задач;
коммуникативный подход, как смысловой аспект социального взаимодействия учитывается на всех уроках;
значительное внимание уделяется формированию у учащихся навыков самостоятельности;
использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ;
восполнение пробелов развития детей путем организации предметно- практической деятельности;
пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем;
дифференцированный подход к детям;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
формирование интереса к учебному предмету;
формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Коррекционная работа с детьми должна вестись по следующим направлениям:
Осуществление индивидуального подхода к детям;
Предотвращение наступления утомления;
Использование методов, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
Проявление особого педагогического такта. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности;
Обеспечивать обогащение детей предметными знаниями
(использование развивающих игр, упражнений с конкретными примерами и т. д.) при изучении материала.
Одним из важных этапов урока коррекционной работы является фонетическая зарядка, целью которой является: - формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;-развитие фонематического слуха и восприятия;-количественное и качественное обогащение словаря;-закрепление различных способов словоизменения и словообразования;-тренировка зрительной памяти.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений.
Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков.
«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора игрушек по словесной инструкции», «Размещение набора игрушек на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю»
ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ:«Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»ЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ:
«Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам»
ЦЕЛЬ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д.
ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ:
«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений (праксис позы), «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры» ( с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней; поочерёдная смена положений рук; без речевого сопровождения), «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений).
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики, скоординированности движений обеих рук.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ:
« Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты)
ЦЕЛЬ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения.
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ:
«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ:
«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».
ЦЕЛЬ: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
ЦЕЛЬ: коррекция словесно-логического и наглядно-образного мышления, формирование приёмов анализирующего наблюдения, временной последовательности, навыков связной речи.
ЦЕЛЬ: формирование пространственных представлений, целостного восприятия объекта, наглядно-образного мышления, объёма внимания.
ЦЕЛЬ: формирование представлений о положении предмета в пространстве, восприятия пространства, развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия.
ЦЕЛЬ: развитие образного, абстрактно-логического мышления, способности устанавливать логические связи, сравнивать, находить сходства и различия предметов по ряду признаков, коррекция внимания, целостного восприятия.
ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета.
ЦЕЛЬ: формирование основных свойств внимания: объёма, распределения, концентрации, устойчивости и переключения; развитие образного, абстрактно- логического мышления, способности устанавливать логические связи, обобщать, анализировать; восприятие целостного предмета.
Цель: обучение умению определять эмоциональное состояние и настроение героя по выражению его лица; знакомство с разными настроениями, формирование умственного приёма синтезирования, восприятия объекта как целого.
Назовите по порядку, какие настроения у гномов. Почему вы так думаете? Что характеризует настроение? Как художник передал настроение?
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ, ПРОСТРАНСТВЕННОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ, СЕНСОМОТОРИКИ
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, СЕНСОРИКИ, МОТОРИКИ
«Ералаш»
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА формирование приёмов выделения признаков объекта и определения изменяющихся признаков, формирование умения располагать предметы (объекты) в ряд по какому-либо признаку.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, учителя-дефектолога в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.