Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики
Консультация
для педагогов на тему:
«Обеспечение психоэмоционального благополучия у дошкольников»
Разработала: педагог-психолог
Ануфриева Вера Юрьевна
г. Шумерля, 2017 г.
Детский сад - особое место в жизни большинства из нас. Сад - место "сияния", взращивания, ухода. Место, где из крошечного зерна вырастает сильное, прекрасное растение, приносящее полезные плоды, или прекрасный цветок, радующий глаз.
В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор - дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу.
Понимая это, педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей.
Одним из направлений в работе педагогического коллектива является создание для детей комфортного психологического климата.
Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в наш сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские проблемы». Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.
Для обеспечения психоэмоционального благополучия детей необходимо:
- Безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
- Позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней домашней атмосферы в группах);
- Равенство в отношениях между взрослым и ребенком
- Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
- Тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующей его темы (часто негативных) с целью повышения его самооценки.
На развитие психоэмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах таких уголков как:
- для малышей «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по настоящему приближает обстановку детского сада к семейной и разрешает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувство одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
- для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром может разместить свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течении дня по своему желанию он может внести изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.
Старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками.
Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения психоэмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей.
Каждый взрослый, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности и готов помочь развитию ребёнка.
В дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые — родители, педагоги.
Основное условие, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, - это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники детского сада должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых строятся на основе сотрудничества и уважения. Воспитатели должны увидеть индивидуальность каждого ребёнка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребёнка, вызывать доверие к себе. Именно педагоги формируют у ребёнка чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.
Что для этого нужно уметь сделать педагогу?
Учить детей заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит воспитателю. Можно предложить слушать с детьми пластинки, диски с разными музыкальными произведениями, рассматривать репродукции картин, фотографий. Дать детям музыкальный фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту, вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.
В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций от увиденного.
Например,
1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая,
теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
3. "Способы повышения настроения". Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
4."Волшебный мешочек". Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагается ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Игры и упражнения из серии "Я и мой язык", которые направлены на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых, существуют и другие средства общения.
1. "Через стекло". Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.
2. "Иностранец". Детям можно сказать, что в гости к ним приехал иностранец, который не знает русского языка, а они не знают того языка, на котором он говорит. Нужно предложить ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.
3. "Изобрази сказку". Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.
4. "Зоопарк". Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу; прыгают, бегают, кричат, рычат.
Развитие эмоционально опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого можно представлять детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Нужно помочь детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагается типичный пример; "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А
как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице? Или по сказке "Заюшкина избушка". А как бы вы поступили на месте лисы? Как обернулось бы действие сказки, если бы лиса поступила иначе?
Большое внимание необходимо уделять обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объяснять, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты должны становиться объектом обсуждения. Можно спросить у детей в группе, как они считают, почему другие воспитанники так поступили? Необходимо объяснять на понятном детям языке, что, пока отрицательные эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами.
Первая ступенька, на которую ступает большинство детей, - ступенька яслей. При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Ребёнка окружают новые люди, обстановка, меняются приёмы воспитания.
В этот период очень важно создать условия, способствующие укреплению резервных возможностей организма. Необходима тесная связь с родителями, которую нужно осуществлять через:
v создание комфортных условий организации режимных моментов;
v осуществление дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
v осуществление учёта индивидуальных особенностей;
Для успешной адаптации ребёнка в современных условиях, развития его способностей, творчества, эмоционального благополучия, необходима комфортная и гармоничная развивающая среда в ДОУ.
Созданная предметно-развивающая среда стимулирует творческое воображение дошкольников, вызывает эмоциональный отклик, создаёт психологический комфорт для каждого из них.
При оформлении помещений в детском саду создаётся цветовой комфорт: "охлаждение" солнечных, жарких помещений цветами холодных оттенков (например, музыкальный зал), использование палитры пастельных тонов в группах раннего возраста.
Создаётся визуальный психологический комфорт:
лоскутные картины;
пейзажи, эпизоды сказок (в раздевалках и групповых комнатах);
украшение интерьера продуктами детской деятельности - галерея рисунков, аппликации.
Экологический уголок приобщает к природе, способствует наполнению жизненной, природной энергией.
Для создания психологического комфорта у нас в детском саду используются такие формы работы:
физкультурные и оздоровительные мероприятия;
музыкально-спортивные досуги;
музыкальные праздники, народные и т.д.
Родители и педагоги детского сада - единомышленники, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями.
Из вышесказанного можно сделать вывод: необходимо осуществлять комплексный подход к обеспечению здоровьесберегающего образовательного процесса, создавать условия для максимальной комфортности пребывания детей в детском саду, создавать развивающую среду с учётом красоты и пользы, обеспечивая психологический комфорт.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.