Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
8а |
8б |
____________З.И.Яндиева |
Обмен веществ . Питание .Пищеварение
Цель:
· Формировать умение работать в группах и индивидуально
Средства обучения: модель торса человека, таблица «Питание и пищеварение», рисунки по данной теме, фотографии, презентация, видеофрагменты, пустые упаковки.
Методы: дискуссия, мозговой штурм, просмотр видеофильма.
Термины: Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, аминокислоты, глицерин и жирные кислоты, глюкоза, простые сахара, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, брыжейка, перистальтика, рацион, балластные вещества.
Ход урока
I. Организационный момент 1 мин.
Знакомство с классом, приветствие, проверка готовности к уроку, психологический настрой.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Каждый хочет получать только лишь,
Оценку пять!
II. Изучение нового материала 15 минут
- Подведение к теме («Яркое пятно») 1 – 2 мин.
Учитель. А теперь.. .
Представьте на мгновение, что мы с вами перенеслись на берега туманного Альбиона и за окном не морозный денек, а промозглое утро улиц Лондона. Мы находимся в полицейском участке перед кабинетом комиссара полиции мистера Бортоломью. Итак, слушайте!
Вы читали сегодняшние газеты? В них сообщение о смерти мистера Бабингтона, известного человека в нашем городе.
Мистер Бабингтон третий муж миссис Синтии. До этого она уже дважды была замужем. Все ее мужья были очень состоятельными людьми. И все они умерли с теми же симптомами, как и бедный мистер Бабингтон.
Синтия
Когда он приходил домой, я накрывала стол всякими вкусными блюдами. Представьте, на большом блюде - жареная курица, фаршированная черносливом, с плавающими в масле профитролями, по бокам блюда печеный рулет из свинины... Сначала он ел с неохотой, но ему было неудобно мне отказать, ведь все это я делала только для него. В конце концов ему это даже понравилось. Он торопился домой, а там его ждали новые вкусные блюда. Причем каждый день что-то новое. После ужина, когда он усаживался перед телевизором, я ставила перед ним большое блюдо с печеными булочками, пирожными, печеньем. Вы знаете, когда человек смотрит телевизор, он незаметно для себя может съесть столько всего, что сам не поверит.
В больнице, куда он пошел по моей просьбе, у него что только не признали: и сахарный диабет, и ожирение, и гастрит и еще кучу всяких медицинских непонятных болезней.
Вы знаете, еще греки говорили "Обжора роет себе могилу собственными зубами".
Учитель. Вряд ли автор этого рассказа Артур Хейли думал, что он будет играться на нашем уроке, но, тем не менее, именно в этой истории, которую Вы сейчас услышали, ответ на мой вопрос: о чем мы с вами сегодня будем говорить на нашем уроке? Выскажите свои предположения.
Учащиеся высказывают свои предположения. У кого еще какие мнения?
Итак, тема урока: «Питание и пищеварение» запись темы на доске и в тетради.
Совместное открытие знаний
1. Органы пищеварения
Когда-то средневековые ученые и врачеватели, следуя примеру древних римлян, разделили внутренние органы человека на благородные и неблагородные. К первым они отнесли печень, сердце и легкие. Ко вторым — некоторые органы пищеварения, в частности желудок и кишечник. Возможно, для такой классификации были свои причины, тем не менее, все без исключения органы пищеварения играют огромную роль в организме.
(Рассказ учителя с использованием рис. 106 учебника с. 156, запись на доске и в тетради) 1 – 2 мин
Органы пищеварения состоят из пищеварительного канала и пищеварительных желез.
(Записи в рабочих листах с использованием текста учебника с. 155 – 159) 2 – 3 мин.
Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа (рис. 156).
Снаружи органы пищеварительного канала покрыты соединительной тканью, изнутри — эпителиальной. Средняя же, наиболее мощная, часть канала состоит из гладкой мышечной ткани. Исключение составляют начальная часть пищевода и прямая кишка, где гладкая мускулатура уступает место поперечнополосатой.
В ротовой полости пищу размельчают и перетирают зубы, смачивает слюна. Затем пища проглатывается и по пищеводу поступает в желудок, где частично расщепляется ферментами слюны и желудочного сока.
Из желудка пища попадает в первый отдел тонкой кишки — двенадцатиперстную кишку. Сюда впадают протоки печени и поджелудочной железы. Здесь происходит обработка пищевой массы желчью и соком поджелудочной железы. Затем пищевая масса переходит в другие отделы тонкой кишки, где переваривание завершается и происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Из тонкого кишечника пищевая масса переходит в толстый кишечник, где завершается всасывание воды, минеральных солей и водорастворимых витаминов. Остатки непереваренной пищи удаляются из организма.
Кишечник образует ряд петель. Он как бы подвешен на выростах задней стенки брюшины — брыжейке. Она состоит из двух листков соединительной ткани и охватывает кишку с двух сторон, образуя ее соединительнотканную наружную оболочку. По брыжейке к кишечнику подходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.
Гладкая мускулатура кишечника работает по заложенной в наследственном аппарате программе. Благодаря сокращениям мышц происходит перистальтика — последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки, вызывающие перемещение пищевой массы.
В толстой кишке формируются каловые массы, всасываются остатки воды. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма.
Пищеварение — это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химического расщепления питательных веществ ферментами на их составные части.
Домашнее задание:
П. 38 – учить, пересказывать, стр. 92 – 93.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.