\ Главная задача, которую я выполняю - это привить детям интерес и уважительное отношение к искусству, создать атмосферу взаимопонимания и радости коллективного творческого труда.
На первых занятиях стараюсь сформировать интерес к театру. Не стремлюсь сразу получить результаты. Постепенно выявляю наклонности и способности каждого участника. Первые занятия проходят в игровой форме. Например, предлагаю ребятам «оживить» куклы, животных, т.е. путём «подражания» изобразить голоса, характер и даже походку. Можно придумать про них несколько коротких историй.
Творческое развитие читателей
(в помощь библиотекарю по созданию творческого кружка )
Обмен опытом.
Библиотекарь МКОУ» Уйская начальная
общеобразовательная школа»
Самые творческие люди на землеэто дети.
В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству: спеть песенку, прочесть
стихи, нарядиться во всё мамино и выступать перед домашними, чтобы смеялись и
хлопали, какое это счастье!
Вы, наверное, замечали, что с куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее
читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство. Это начало «домашнего театра»
Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное
полезное дело. И вот таким полезным делом являются театральные кружки при школах.
Более 20 лет, я как библиотекарь, вела и веду детский творческий коллектив под разными
названиями. За эти годы у меня накопился неплохой творческий багаж, И я с
удовольствием поделюсь с вами.
А в самом начале хотела бы рассказать о том, какие же предпосыли предшествовали
тому, чтобы родился такой коллектив.
Хотелось бы заглянуть в своё детство.Родилась я в Свердловской области. Школьные
годы и юность прошли в таком же райцентре, как с. Уйское.
С младшего возраста была в числе лучших чтецов, часто принимала участие в разных
литературных приветствиях на учительских конференциях, митингах памяти, посвящённых
Дню Победы, была участницей областных конкурсов чтецов в г. Екатеринбурге. До сих пор
в моей душе звучат стихи Р. Рождественского, С. Острового, Д. Бедного С, Есенина. В
Уйском районе в молодые годы была участницей агитбригад, которые действовали в
период посевной и уборочной компаний. В сельских клубах, на полевых станах читала
стихи, участвовала в разных сценках и интермедиях.
С помощью агитбригады я незаметно приобщилась к театру и два года занималась в
театральном коллективе, сыграла две роли: революционерку и гимназистку.
Здесь я многому научилась, как работать с текстом, умению сопереживать судьбе своих
героев, актёрскому партнёрству, сценическому движению
С первых же лет работы в библиотеках мне показались скучноватыми библиотечные
формы работы с книгой. Меня всегда мучил вопрос, как приобщить детей к чтению
какимито нетрадиционными формами работы с книгой, как научить ребёнка сложному
искусству чтения и глубокому пониманию прочитанного. С. Я. Маршак говорил:» Что есть
талант писателя, а есть талант читателя( а он спрятан в каждом), его надо открыть и
воспитать». Именно дети имеют способность ярко. Эмоционально откликаться на
прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Именно дети легко
входят в содержание прочитанного, «проживают его»
И вот так стихийно, в юбилейные дни писателей и поэтов в программе детских
праздников появились первые сценки, инсценированные главы из книг:
А Линдгрен»Пеппи Длинныйчулок»
С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»
Г. Андерсен»Гадкий утёнок»
«Три поросёнка»
С Маршак»Кошкин дом» и.т. д.После первых миниспектаклей я поняла, что дети легко входят в коллективное
творчество, которое приносит большую радость и читателям, и библиотекарям.
Так и появились разные театральные коллективы.С 1988 года по инициативе педагога музыкальной школы Ковалёвой Н. А.и завуча
начальной школы Стихиной Т. Н. В Уйской начальной школе начался эксперимент по
эстетическому развитию младших школьников. Кроме основных предметов в школьное
расписание были введены новые предметы: хор, ритмика живопись, искусство слова.
Предмет «Искусство слова» было предложено вести библиотекарям детской библиотеки .
Мною была составлена программа по этому предмету, который охватывал учащихся 12
классов.
В основе программы была методическая разработка «Путешествие в страну Читалию»,
разработанная ЧГИК. С помощью таких уроков ребята знакомились со словами
«искусство», «виды искусства», « театр», изучали творчество известных детских писателей
и поэтов. Часто на уроках и дома делали творческие задания:
«О чём бы я написал книгу?»
О чём бы я создал фильм?»
«Создай куклу для домашнего театра», а порой придумывали диалоги н темы:
«Это случилось в каникулы,,,»
«В библиотеке»
«На рыбалке» и. т .д.
А в завершении каждого учебного года создавали книжкумалышку со своим текстом и
рисунками. Самые творческие дети принимали участие в итоговом празднике искусства в
сценках, миниспектаклях по таким литературным произведениям:
Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»
Б, Заходер «Птичья школа»
С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке», Сказка про козла»
В такой творческой связке мы проработали лет 56, затем предмет «Искусство слова» был
перенесён в детскую библиотеку и стал называться «Школа Мальвины и Буратино»
Первокласснии приходили в библиотеку по желанию. Программа Школы развития по
прежнему включала много творческих заданий и элементов театрализации. А желающие
учащиеся 24 кл. объединились в клуб «Театр книги» В эти годы успешными стали
музыкальные сказки «Заяцхохотей», «Медной горы хозяйка»
В связи с переходом меня на работу в Уйскую начальную школу я продолжила ведение
театрального кружка. Занимаются в нём ребята 24 классов. За эти годы в репертуаре
кружка были р. н. сказки, шуточные сценки, школьные интермедии, музыкальные и
кукольные сказки.
\ Главная задача, которую я выполняю это привить детям интерес и уважительное
отношение к искусству, создать атмосферу взаимопонимания и радости коллективного
творческого труда.
На первых занятиях стараюсь сформировать интерес к театру. Не стремлюсь сразу
получить результаты. Постепенно выявляю наклонности и способности каждого участника.
Первые занятия проходят в игровой форме. Например, предлагаю ребятам «оживить»
куклы, животных, т.е. путём «подражания» изобразить голоса, характер и даже походку.
Можно придумать про них несколько коротких историй.
В программе кружка есть занятия, на которых с помощью различного материала:
бумаги, картона, ткани, ниток предлагаю сделать маски или элементы к костюмам,
т.е. ребята бывают художниками, костюмерами, декораторами.
Подбор репертуара и работа с текстом.В начале творческого сезона предлагаю им сказки, сценки или инсценированные главы из
книг, затем читаю им вслух и у нас начинается обсуждение. Всегда обращаю внимание на
общую реакцию детей и отбираем тот материал, который получил одобрение большинства
и, на мой взгляд, наиболее прост. Идёт чтение текста по ролям, причём многократное и
после этого снова устраиваем совместное обсуждение и только после этого принимаем
решение по утверждению ролей.
Репертуар года обязательно связан с общешкольным планом, юбилейными датами
писателей, поэтов, возможностями руководителя, участников кружка.
Поиск и выбор репертуара для занятий дело не только ответственное, но и трудное.
В отборе репертуара существует общий принцип: выбранное произведение должно носить
воспитательный характер.
Прежде чем приступить к постановке произведения, идёт подготовительная работа.
Несколько занятий мы посвящаем образному мышлению у ребят, тренировке фантази и
воображения. Для таких занятий можно взять игры:
Называется литературный герой/ Буратино/ и предлагаю ребятам по кругу
быстро и весело придумать его приключения. Героев можно предлагать разных,
Истории получаются разные, но все они смогут стать исходным материалом коротких
этюдов.
Игры могут быть такими: говорится фраза: «Шёл он много дней и ночей и пришёл,
наконец…» Далее они придумывают, мимо чего шёл герой, что это была за дорога,
какие приключения случились с ним.
Или: «Жилибыли»
Такие упражнения очень полезны для детей, но во время их мысль детей необходимо
направлять на идейное содержание этих историй. Можно предлагать домашние задания:
проиллюстрировать историю, нарисовать героев, места действия.
С помощью таких занятий ребята накапливают знания, актёрские умения и только
после этого можно приступить к постановке.
Работу над сценическим воплощением произведения строим на основе углублённого
анализа (выявление темы, идеи, основного конфликта, актёров, действующих лиц)
Он включает в себя: предварительный разбор произведения, беседы.
Работа над постановкой произведения начинается с отдельных эпизодов, затем целых
картин и. наконец, всего произведения..
Все названные этапы стараюсь связать между собой.
Условно можно отметить такие главные этапы:
Первое знакомство детей с произведением, его разбор;
Анализ отдельных эпизодов;
Работа с текстом/объяснение непонятных слов, логические ударения/
Работа над характерами героев, применение метода «имитирования»;
Репетиции отдельных картин, сценическое движение;
Репетиции всего произведения;
Показ литературного произведения;Выводы:
Положительное
Дети любят театр, она с удовольствием играют в театр;
Коллективное творчество хорошо воспитывает их и развивает;
Такой кружок придаёт школьной библиотеке авторитет;
Все участники кружка являются активом библиотеки;
Отрицательное
У детей неустойчивый интерес;
Иногда проявляется безответственность;
Дисциплина;
Не очень легко бывает с репертуарными костюмами и декорациями;
Литература:
1 Джежелей О. В. Читаем и играем. М., «Просвещение»,1994.
2 Захав Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра. М.,»Искусство»,1989.
3 Немировский В. Сценическое движение. М.,»Наука»,1982.
4 Агапова И. А. Школьный театр. М., 2006.