Обмен опытом для начинающих руководителей детских объединений при библиотеках "Творческое развитие читателей"

  • Культурные мероприятия
  • doc
  • 04.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

\ Главная задача, которую я выполняю - это привить детям интерес и уважительное отношение к искусству, создать атмосферу взаимопонимания и радости коллективного творческого труда. На первых занятиях стараюсь сформировать интерес к театру. Не стремлюсь сразу получить результаты. Постепенно выявляю наклонности и способности каждого участника. Первые занятия проходят в игровой форме. Например, предлагаю ребятам «оживить» куклы, животных, т.е. путём «подражания» изобразить голоса, характер и даже походку. Можно придумать про них несколько коротких историй.
Иконка файла материала Творческое развитие читателе1.doc
Творческое развитие читателей  (в помощь библиотекарю по созданию творческого кружка ) Обмен опытом. Библиотекарь МКОУ» Уйская начальная общеобразовательная школа» Самые творческие люди на земле­это дети. В ребёнке изначально заложено стремление к игре, к творчеству: спеть песенку, прочесть  стихи, нарядиться во всё мамино и выступать перед домашними, чтобы смеялись и  хлопали, ­какое это счастье! Вы, наверное, замечали, что с куклой в руках или в маскарадном костюме дети смелее  читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство. Это начало «домашнего театра»         Надо помочь этот театр организовать, это будет не просто забава, а интересное  полезное дело. И вот таким полезным делом являются театральные кружки при школах. Более 20 лет, я как библиотекарь, вела и веду детский творческий коллектив под разными  названиями. За эти годы у меня накопился неплохой творческий багаж, И я с  удовольствием поделюсь с вами.          А в самом начале  хотела бы рассказать о том, какие же предпосыли предшествовали  тому, чтобы родился такой коллектив.           Хотелось бы заглянуть в своё детство.Родилась я в Свердловской области. Школьные годы и юность прошли в таком же райцентре, как с. Уйское. С младшего возраста была в числе лучших чтецов, часто принимала участие в разных  литературных приветствиях на учительских конференциях, митингах памяти, посвящённых Дню Победы, была участницей областных конкурсов чтецов в г. Екатеринбурге. До сих пор в моей душе звучат стихи Р. Рождественского, С. Острового, Д. Бедного С, Есенина. В  Уйском районе в молодые годы была участницей агитбригад, которые действовали в  период посевной и уборочной компаний. В сельских клубах, на полевых станах читала  стихи, участвовала в разных сценках и интермедиях.       С помощью  агитбригады я незаметно приобщилась к театру и два года  занималась в  театральном коллективе,  сыграла две роли: революционерку и гимназистку. Здесь я многому научилась, как работать с текстом, умению сопереживать судьбе своих героев, актёрскому партнёрству, сценическому движению         С первых же лет работы в библиотеках мне показались скучноватыми библиотечные  формы работы с книгой. Меня всегда мучил вопрос, как приобщить детей к чтению  какими­то нетрадиционными формами работы с книгой, как научить ребёнка сложному  искусству чтения и глубокому пониманию прочитанного. С. Я. Маршак говорил:» Что есть  талант писателя, а есть талант читателя( а он спрятан в каждом), его надо открыть и  воспитать». Именно дети имеют способность ярко. Эмоционально откликаться на  прочитанное, видеть изображённые события, страстно переживать их. Именно дети легко  входят в содержание прочитанного, «проживают его»          И вот так стихийно, в юбилейные дни писателей и поэтов в программе детских  праздников появились первые сценки, инсценированные главы из книг: А Линдгрен»Пеппи Длинныйчулок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» Г. Андерсен»Гадкий утёнок» «Три поросёнка» С Маршак»Кошкин дом» и.т. д.После первых мини­спектаклей я поняла, что дети легко входят в коллективное  творчество, которое приносит большую радость и читателям, и библиотекарям. Так и появились разные театральные коллективы.С 1988 года по инициативе педагога музыкальной школы  Ковалёвой Н. А.и  завуча  начальной школы  Стихиной Т. Н. В Уйской начальной школе начался эксперимент по  эстетическому развитию младших школьников. Кроме основных предметов в школьное  расписание были введены новые предметы: хор, ритмика живопись, искусство слова.  Предмет «Искусство слова» было предложено вести библиотекарям детской библиотеки .  Мною была составлена программа по этому предмету, который охватывал учащихся 1­2  классов. В основе программы  была методическая разработка «Путешествие в страну Читалию», разработанная ЧГИК. С помощью таких уроков ребята знакомились со словами  «искусство», «виды искусства», « театр», изучали творчество известных детских писателей и поэтов. Часто на уроках и дома делали творческие задания: «О чём бы я написал  книгу?» О чём бы я создал фильм?» «Создай куклу для домашнего театра», а порой придумывали диалоги н темы: «Это случилось в каникулы,,,» «В библиотеке» «На рыбалке» и. т .д. А в завершении каждого учебного года создавали книжку­малышку со своим текстом и  рисунками.  Самые творческие дети принимали участие в итоговом празднике искусства в  сценках, мини­спектаклях по таким литературным произведениям: Д. Самойлов «У слонёнка день рождения» Б, Заходер «Птичья школа» С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке», Сказка про козла» В такой творческой связке мы проработали лет 5­6, затем предмет «Искусство слова» был  перенесён в детскую библиотеку и стал называться «Школа Мальвины и Буратино» Первокласснии приходили в библиотеку  по желанию. Программа Школы развития по­  прежнему включала много творческих заданий и элементов театрализации. А желающие  учащиеся 2­4 кл. объединились в клуб «Театр книги»  В эти годы успешными стали  музыкальные сказки «Заяц­хохотей», «Медной горы хозяйка» В связи с переходом меня на работу в Уйскую начальную школу я продолжила ведение  театрального кружка. Занимаются в нём ребята 2­4 классов. За эти годы  в репертуаре  кружка были р. н. сказки, шуточные сценки, школьные интермедии, музыкальные и  кукольные сказки. \        Главная задача, которую я выполняю ­ это привить детям интерес и уважительное  отношение к искусству, создать атмосферу взаимопонимания и радости коллективного  творческого труда. На первых занятиях стараюсь сформировать интерес к театру. Не стремлюсь сразу  получить результаты. Постепенно выявляю наклонности и способности каждого участника. Первые занятия проходят в игровой форме. Например, предлагаю ребятам «оживить»  куклы, животных, т.е. путём «подражания» изобразить голоса, характер и даже походку.  Можно придумать про них несколько коротких историй.         В программе кружка есть занятия, на которых с помощью различного материала:  бумаги, картона, ткани, ниток предлагаю сделать маски или элементы к костюмам, т.е. ребята бывают художниками, костюмерами, декораторами.                     Подбор репертуара и работа с текстом.В начале творческого сезона предлагаю им сказки, сценки или инсценированные главы из  книг, затем читаю им вслух и у нас начинается обсуждение. Всегда обращаю внимание на  общую реакцию детей и отбираем тот материал, который получил одобрение большинства и, на мой взгляд, наиболее прост. Идёт чтение текста по ролям, причём многократное и  после этого снова устраиваем совместное обсуждение и только после этого принимаем  решение по утверждению ролей.          Репертуар года обязательно связан с общешкольным планом, юбилейными датами  писателей, поэтов, возможностями руководителя, участников кружка. Поиск и выбор репертуара для занятий ­ дело не только ответственное, но и трудное. В отборе репертуара существует общий принцип: выбранное произведение должно носить  воспитательный характер.       Прежде чем приступить к постановке произведения, идёт подготовительная работа. Несколько занятий мы посвящаем образному мышлению у ребят, тренировке фантази и  воображения. Для таких занятий можно взять игры:  Называется литературный герой/ Буратино/ и предлагаю ребятам по кругу быстро и весело придумать его приключения. Героев можно предлагать разных, Истории получаются разные, но все они смогут стать исходным материалом коротких  этюдов.  Игры могут быть такими: говорится фраза: «Шёл он много дней и ночей и пришёл, наконец…» Далее они придумывают, мимо чего шёл герой, что это была за дорога,  какие приключения случились с ним.  Или: «Жили­были» Такие упражнения очень полезны для детей, но во время их мысль детей необходимо  направлять на идейное содержание этих историй. Можно предлагать домашние задания: проиллюстрировать историю, нарисовать героев, места действия.  С помощью таких занятий ребята накапливают знания, актёрские умения и только  после этого можно приступить к постановке. Работу над  сценическим воплощением произведения строим на основе углублённого  анализа (выявление темы, идеи, основного конфликта, актёров, действующих лиц) Он включает в себя: предварительный разбор произведения, беседы.  Работа над постановкой произведения начинается с отдельных эпизодов, затем целых  картин и. наконец, всего произведения.. Все названные этапы стараюсь связать между собой.           Условно можно отметить такие главные этапы:  Первое знакомство детей с произведением, его разбор;  Анализ отдельных эпизодов;  Работа с текстом/объяснение непонятных слов, логические ударения/  Работа над характерами героев, применение метода  «имитирования»;  Репетиции отдельных картин, сценическое движение;  Репетиции всего произведения;  Показ литературного произведения;Выводы: Положительное  Дети любят театр, она с удовольствием играют в театр;  Коллективное творчество хорошо воспитывает их и развивает;  Такой кружок придаёт школьной библиотеке авторитет;  Все участники кружка являются активом библиотеки;   Отрицательное  У детей неустойчивый интерес;  Иногда проявляется безответственность;  Дисциплина;  Не очень легко бывает с репертуарными костюмами и декорациями; Литература: 1 Джежелей О. В. Читаем и играем. М., «Просвещение»,­1994. 2 Захав Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра.  М.,»Искусство»,­1989. 3 Немировский В. Сценическое движение. М.,»Наука»,­1982. 4 Агапова И. А. Школьный театр. М., 2006.