Обновление содержания и форм работы с обучающимися на основе
литературного краеведения на уроках филологии и во внеурочной деятельности
В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для формирования социокультурных компетентностей. Сложно не оценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.
Чем раньше ребенок начнет знакомиться с бытом, традициями своего народа, с прошлым родного края, процессом его развития, тем быстрее будет занесен в души маленьких граждан «вирус» сопричастности любви к Родине и гордость за принадлежность к великому, мудрому, трудолюбивому русскому народу, а без этого невозможно воспитание патриота, защитника и созидателя. Необходимо развивать патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность, углублять знания и представления об окружающем мире через практическую краеведческую деятельность.
Одной из главных целей духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области.
Изучение краеведения является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданской позиции и исследовательских компетенций. Оно играет существенную педагогическую роль в духовно-нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире, природе, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети знали истоки, и гордились историей и культурой своего края.
В 2021 года принята Программа воспитания, предназначенная для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определенных ФГОС. Данная программа реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Школьное литературное краеведение – важный фактор патриотического, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания, оно расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.
Современного преподавателя филологии постоянно волнует проблема: как вернуть молодых людей к литературе, сформировать желание читать книги, научить рассуждать о прочитанном. Именно литература формирует уровень духовной культуры, интеллекта, помогает прикоснуться к истории и традициям нашего народа. Этому, на наш взгляд, способствует проведение нетрадиционных занятий на основе жизненно знакомого или личностно значимого материала.
Использование нестандартных форм и приемов смешанного обучения (реального и дистанционного) – одно из важных средств обучения поколения цифрового XX века, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы.
При проведении нетрадиционных уроков особое место занимают не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся, но и участие обучающихся в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Подобные уроки помогают обучающимся разбираться в проблемах человеческого характера и жизни в целом, не понижая их интереса к предмету и развивая творческий подход к учению, позволяют развивать память учащихся, способности к логическому мышлению, аналитическую деятельность, формируют поведенческие навыки, имеют широкий воспитательный аспект.
Эффективной формой познания и творчества школьника являются образовательные игры, которые активно используют в практической работе педагоги школы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Современные интерактивы:
- вовлекают каждого учащегося в активный познавательный процесс,
- способствуют формированию универсальных учебных действий, воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию ФГОС,
- активизируют познавательную деятельность учащихся,
- развивают способность к самообучению и самоорганизации,
- совершенствуют умение нахождения способа решения проблемной ситуации,
- развивают навыки работы с информацией.
Для создания электронных интерактивных упражнений применяем конструктор интерактивных заданий LearningApps.org.
При изучении повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца», написанной в военные годы, ученикам предлагаем совершить необычное путешествие с Настей и Митрашей. Ресурс предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы в начале урока с целью проверки знания текста учащимися, а также подготовки к восприятию нового материала. Более того, произведение воспринимается по-другому, когда ученики узнают, что Пришвин недалеко от Переславля, где и познакомился с будущими прототипами героев известного произведения.
На уроках родной литературы знакомство с повестью М.А. Рапова «Зимогоры» осуществляем через виртуальную экскурсию. Обучающиеся, путешествуя по интерактивной карте, узнают знаковые объекты Рыбинска девятнадцатого века, отмеченные Николкой, главным героем произведения. Работа с текстом представлена через сопоставление художественного описания из повести М.А. Рапова «Зимогоры» с историческими фактами. Открыв каждый объект на карте, обучающиеся видят фоторяд, узнают о происхождении улиц своего родного города.
Интеграция учебной, внеурочной и конкурсной деятельности позволяют привлекать учеников к совместной разработке краеведческих игр.
В сентябре 2019 года на муниципальном празднике «День купца» для команд школьников города была проведена интерактивная квест-игра «Богатство рыбинских купцов или приключения в старом доме», которая в увлекательной форме предлагала познакомиться с произведением нашего земляка М.А. Рапова «Зимогоры», узнать, почему Рыбинск был знатным купеческим городом.
Квест-игра и виртуальная экскурсия, созданные в период участия команды наших школьников в муниципальной игре «Вслед за зимогорами», теперь используются учителями на уроках родной литературы.
Установлено, что игровые формы занятий стимулируют школьников к изучению краеведческой литературы. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
Новый предмет образовательной области «Родной язык и родная литература», введенные для обязательного изучения, носят культурологический характер, их содержание опирается на основной курс русского языка и литературы, сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер.
Изучение «Родного языка (русского)», «Родной литературы (русской)» обеспечивает:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров;
- приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Ключевым критерием содержания регионального компонента образования является опора на выделение социально значимых приоритетов регионального уровня. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся. Таким образом, особую роль приобретает краеведческая работа.
Краеведческая работа предоставляет возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.
Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников.
На уроках родного языка и родной литературы можно использовать различные формы работы: лекции; практические занятия с игровыми элементами; анализ текстов краеведческой направленности; самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов; проведение литературных гостиных; интерактивных экскурсий; исследовательских работ.
Особенно эффективен в организации исследовательской деятельности метод проектной технологии, так как он способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий, регламентируемых ФГОС.
Таким образом, изменение содержания и форм работы на уроках филологии и во внеурочной деятельности на основе краеведческого материала, является одним из источников обогащения знаний учащихся о крае, понимания своих исторических корней и прошлого малой родины.
Нельзя не согласиться с известным ученым, публицистом, краеведом Д.С. Лихачевым: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень».
Литература:
1. Голубков С.А. Литературное краеведение в школе. – Куйбышев, 1981.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М, 2010.
3. Белова Е.М. Страницы биографии М.А. Рапова // Статья из научного архива Рыбинского музея-заповедника для «Ярославской энциклопедии», 2012.
4. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность // Историческое краеведение в СССР. - Киев, 1991.
5. Тужикова, Т.А. Реализация регионального компонента по литературе родного края в школах Томска и Томской области. – Томск, 2002.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.