Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 10»
Обобщающая беседа по теме:
«Моя семья»
во 2ой младшей группе
Выполнила:
Васильева Наталья Викторовна,
воспитатель, высшей
квалификационной категории.
п. Богородское, 2019 г.
Обобщающая беседа «Моя семья»
1 заботу
о
проявлять
Цель: Обобщение и систематизация знаний и представлений детей о семье и её
членах.
Задачи:
Обучающие:
– Закрепить умение детей правильно называть членов своей семьи, по именам и
социальному статусу члена семьи.
– Уточнить знания детей о понятии «семья».
– Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, используя в речи
распространенные предложения.
Развивающие:
– Развивать у детей коммуникативные умения.
– Закреплять представления о семье как о людях, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся друг о друге.
Воспитательные: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи,
учить
близких.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально
коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое
развитие», «Художественноэстетическое развитие».
Участники беседы: дети 2ой младшей группы № 2 (34 года), МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 10», воспитатель.
Форма организации детей: подгрупповая, партнёрская.
Виды и формы проведения беседы:
* коммуникативная (обобщающая беседа, рассказ детей по фотографиям,
речевые ситуации: «Ребята, а, что нужно делать, если…», «Да, правильно, а
теперь скажите мне, пожалуйста…», «Как вы думаете» и др.);
* игровая (дидактическая игра, подвижные игры);
* чтение и восприятие художественной литературы (стихотворений);
* музыкальная (выполнение движений под музыку);
* самообслуживание и элементарный бытовой труд ( помощь в расстановке
стульчиков до и после беседы).
Методы и приёмы:
* словесный метод (беседа, прослушивание и восприятие рассказываемых
педагогом стихотворений, рассказ детей о своих семьях из жизненного опыта с
опорой на фотографии);
(вопросы, требующие
констатации и побуждающие к мыслительной деятельности; указание;
уточнения, напоминание);
* наглядные (демонстрация и рассматривание стенгазеты и фотоальбома);
* практический метод − игровой метод (игровая мотивация, игровое
упражнение: «Покажи семью: большую, маленькую, дружную», П/И:
«Потопаемпохлопаем»).
Предварительная работа:
словесные приёмы
2 1. Рассматривание фотографий, семейных альбомов, иллюстраций, картинок о
семье.
2. Заучивание фамилии, имени родителей. Отрабатывание родственных связей:
мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, сын, дочка.
3. Сюжетноролевые игры: «Дочкиматери», «Семья», «Семейный обед».
4. Игрыситуации: «Бабушка приехала», «Мама пришла с работы», «Папа –
хороший хозяин».
5. Чтение стихотворений о маме, папе, семье: Я.Аким «Мама», Л. Квитко
«Бабушкины руки», А. Барто «Младший брат» и др. худ. литры по теме.
6. Беседы: «Я и моя мама», «Я и мой папа», «Где работает папа/ мама», «Вот
какая мама, золотая прямо», «Кто покупает тебе игрушки?», «Кто приводит
их в порядок?», «Есть ли у тебя бабушка и дедушка?», «Кто и как заботится о
тебе в семье?», «О ком и как ты заботишься в семье?».
7. Подготовка к беседе: совместная с родителями работа по выпуску
стенгазеты «Моя семья» и оформлению семейного фотоальбома.
Материал и оборудование:
1. Стенгазета «Моя семья».
2. Альбом с семейными фотографиями детей, фиксирующие какието важные
для ребенка события и на которых есть члены его семьи.
Ход обобщающей беседы:
1. Организационный момент.
Дети сидят полукругом на стульчике, воспитатель перед ними, на
маленьком стульчике. Воспитатель показывает детям стенгазету (она
может быть прикреплена к мольберту, так же она может быть сделана
в рамке, возможен любой другой вариант, но демонстрация стенгазеты,
должна быть на уровне глаз детей).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую для вас стенгазету мы
приготовили с вашими родителями. Скажите что вы на ней видите?
(Ответы детей).
Воспитатель: А как вы думаете, что объединяет все эти фотографии?
Подскажите мне, пожалуйста, кто изображен на них?
Почему вы решили, что на фотографиях изображены семьи?
Ребята, как вы думаете, для чего я вам показала эту стенгазету? (Почему
задавала такие вопросы? Как вы считаете, о чём мы с вами будем сейчас
беседовать?)
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно! Сегодня, мы поговорим о самом главном в
жизни человека – о семье:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
3 2. Основной этап:
Давайте вместе вспомним: что такое семья? Как ты думаешь Саша, что
такое семья? Вероника, как ты считаешь, что такое семья?
Дети: Семья – это мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка. (Другие
ответы).
Воспитатель: Действительно, мы, с вами знаем, что семья – это самые
близкие, самые любимые и любящие нас, родные нам люди.
Мы так же знаем, что семьи бывают большие и маленькие.
Про какую семью мы говорим – большая семья? (Ответы детей).
Большая семья, это когда в одной семье живут дети, родители, дедушка
и бабушка, то говорят, что это большая семья.
Про какую, мы говорим – маленькая семья? (Ответы детей).
Маленькая семья – это папа, мама и ребёнок или только мама и
ребёнок, но, если они любят друг друга, то, это настоящая семья.
Посмотрите на нашу стенгазету, вы уже все нашли свои семьи?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вы можете сказать про вашу семью? Какая она?
Большая или маленькая? Дружная или нет? (Ответы детей).
Игровое упражнение: «Покажи семью: большую, маленькую,
дружную»: Показали большую семью взялись за руки сделали большой
круг, маленькую семью сделали маленький круг, дружную семью
обнялись. – Смена деятельности.
Здесь можно оставить стенгазету, но лучше предложить детям
для лучшего восприятия фотоальбом (даже желательно чтобы это были
отдельные фотографии, распечатанные на листе формата Ан).
Воспитатель: Вероника, как ты считаешь, где можно хранить, семейные
фотографии? (Ответ ребёнка). Правильно. Вероника, скажи, пожалуйста,
откуда ты знаешь, что фотографии хранятся в семейном альбоме? (Ответ
ребёнка).
Ребята, послушайте отрывок из стихотворения Н. Голя и Г. Григорьева
«Семейная фотография»:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много – и старых и новых –
У нас, у семейства… (Семейная фамилия детей: Ивановых,
Петровых).
Воспитатель: Кто нам хочет рассказать о своей семье? (23 ребёнка).
Кто на фотографии?
4 Как зовут маму (папу)?
Расскажи о своей маме (папе), кто она (он)?
Что любит твоя мама (твой папа)?
А как ласково она (он) тебя называет?
А как ты ласково называешь маму (папу)?
У тебя есть брат или сестра?
Как его (её) зовут?
Кто ещё живёт в месте с вами?
А как зовут бабушку (дедушку)?
Кто ты для бабушки (дедушки)?
Что умет делать бабушка (дедушка)?
Кто самый старший в вашей семье?
Кто самый младший?
Ты любишь своих близких? Почему? Как вы заботитесь друг о друге
(Как вы это делаете? Как о тебе заботятся твои родители (мама, папа, другие
родственники)? Что делает дома мама (папа)? Как ты помогаешь своей маме,
своему папе, другим родственникам)?
Вопросы можно задавать разным детям. Можно сократить
количество вопросов, чтобы не утомлять ребёнка. Воспитатель
ориентируется на индивидуальные особенности, речевое развитие, каждого
ребёнка, а так же на запланированное время обобщающей беседы 15
минут.
(Ответы детей).
Воспитатель: Хорошо, когда семья большая, где есть взрослые и дети,
которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
3. Заключительный этап:
Воспитатель: Ксюша, скажи, что вы в вашей семье любите делать все
вместе?
Ксюша: рисовать, гулять, играть и т.п.
Воспитатель: Ксюша, скажи: Мы любим.... Илюша, скажи правильно:
Мы все вместе любим... (Закончи предложение: ..., играть). Дети повторяют
или заканчивают предложение самостоятельно.
Ребята, мы с вами в саду тоже любим играть. Давайте с вами поиграем,
если вы считаете, что в семье нужно вести себя так, то вы захлопаете в
ладоши, если вы со мной не согласны, то затопаете ногами.
Выполнять движения можно под негромко включенную музыку, в
данном случае будет прослеживаться интеграция с музыкальным
развитием (ХЭР), где хлопки и топот, могут выполнятся в соответствии с
темпом,
При этом следует не допускать
перевозбуждения детей, к тому же необходимо учитывать, каким видом
деятельности будут заниматься дети в следующий режимный момент.
– В семье все должны ругаться. – В семье все должны дружить.
ритмом музыки.
5 – В семье все должны любить друг друга. – В семье все должны драться.
– В семье все должны жадничать. – В семье все должны делиться друг с
другом.
Воспитатель: Молодцы! Спасибо! На этом мы закончим с вами нашу
беседу. Вы можете пока поиграть в с/р игру «Моя семья» или взять настольно
печатную игру «Чей малыш?», а можете придумать себе игру сами и
предложить в неё поиграть детям.
Список интернет источников:
1. Н. Голь и Г. Григорьев «Семейная фотография» // Для родителей
дошкольников. Стихи для детей // [Электронный ресурс] // Воспитание детей
дошкольного
семье.
детском
URL: http://obuchency.ru/roditeli/roditelistihi11.htm
возраста
саду
и
в
2. Тараданова Дарья. Что может быть семьи дороже? [Электронный
ресурс] // Стихи.ру. URL: https://www.stihi.ru/2010/07/10/5997
6 Стенгазета “Моя семья”.
Приложение 1
7 Расскажи и покажи, кто на этой фотографии?
Д/И: «Покажи, где твой дедушка?» И т.д.
8 Знакомство с семьёй матрёшек: художественное слово (загадки, потешки),
игровое упражнение «Красивые слова для матрешки», дидактические игры
«Кто быстрее соберет матрешку», «Найди отличия», подвижные игры
«Большая и маленькая матрешки», «Мы веселые матрешки» и мн. др.
9 Чтение и обсуждение детской художественной литературы.
Пересказ сказки по картинкам, иллюстрациям.
10 Пересказ сказки «Теремок» с использованием фланелеграфа.
Д/и: «Найди и исправь ошибку(и)».
Рассматривание иллюстраций и составление описательных рассказов...
11 С/р. игра «Семья», в свободной игровой деятельности.
Д/И: «Позвони папе/ маме».
12 Обыгрывание конструктивной постройки «Гараж».
ХЭР. Изодеятельность: «Цветы для мамы».
Д/и: «Бусы для мамы».
13
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Обобщающая беседа по теме: "Моя семья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.