Технология обобщающего повторения по физике – система деятельности, направ-ленная на успешную систематизацию знаний учащихся. Необходимо более целе-направленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды дея-тельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики от умения воспринимать информацию до умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека.
Педсовет.Апрель 2019..docx
1
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
Технология обобщающего повторения по физике – система деятельности,
направленная на успешную систематизацию знаний учащихся. Необходимо более
целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды
деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики от
умения воспринимать информацию до умения использовать физические понятия,
связанные с жизнедеятельностью человека. Необходимость в получении всѐ
возрастающего объѐма знаний, давно в противоречии с ограниченным временем,
которое отводится на овладение учебным материалом. Без уплотнения учебной
информации обучение трудно вообразить. Уплотнение знаний – это
структурирование учебного материала более укрупнѐнными блоками,
обобщающими дидактические единицы единовременного изучения. В мой учебно
методический комплекс входят такие единицы учебной информации по всем
разделам курса физики, ко всем программным обобщающим урокам. Они
представлены в виде обобщающих таблиц.Учащиеся могут использовать опорные
конспекты при выполнении домашних заданий, решении физических задач, для
самообразования, а также как справочник. Они служат организации памяти
учащихся, лучшему усвоению, систематизации и обобщению основ элементарной
физики с минимальной затратой сил и времени. Особое значение они имеют для
самостоятельного восстановления забытых знаний. Повторение учебного
материала происходит крупным блоком, с логикой развития раздела, темы, с
наличием всех внешних и внутренних связей. Каждая тема состоит из структурных
единиц, связанных логически между собой.
С целью ориентации учащихся на успешное повторение в процессе преподавания
курса физики и проведения тематического контроля знаний необходимо
целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды
деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики: от
1 2
умения воспринимать информацию, представленную им в разных видах, до умения
использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека.
Регулярно использовать тестовые задания, в частности, направленные на проверку
понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно
следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций
этих зависимостей. Методика преподавания должна быть связана с включением
учеников в процесс планирования повторения и отличаться открытостью
требований к усвоению знаний,
которые должны сопровождаться
соответствующими КИМ(ми). Изучение физики в 912 классах целесообразно
строить с учетом того, что курс основной школы является замкнутым, и,
следовательно ее выпускники имеют представление о большом числе понятий,
физических величин и законов, изучаемых на старшей ступени. В начале изучения
каждой из тем в 1012классах целесообразно выявлять степень усвоения тех
опорных знаний по данной теме, которые должны были быть отражены в основной
школе. После изучения каждого раздела необходима организация обобщающего
повторения. Но не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы,
которые являясь частью тематических разделов курса средней школы, как правило
не повторяются в учебнометодических материалах для старших классов. В
рамках обобщающего повторения в конце 12 класса рекомендуется предусмотреть
повторение следующих элементов из курса основной школы: «Давление твердых
тел», «Гидростатическое и атмосферное давление», «Закон Архимеда и условия
плавания тел», «Простые механизмы».
Необходимость повторения обусловлена задачами обучения, требующими
прочного и сознательного овладения ими. Указывая на важность процесса
повторения изученного материала, современные исследователи показали
значительную роль при этом таких дидактических приѐмов, как сравнение,
классификация, анализ, синтез, обобщение, содействующее интенсивному
протеканию процесса запоминания. При этом вырабатывается гибкость,
2 3
подвижность ума, обобщѐнность знаний. Повторение учебного материала по
физике осуществляется во всей системе учебного процесса: при актуализации
знаний — на этапе подготовки и изучения нового материала, при формировании
учителем новых понятий, при закреплении изученного ранее, при организации
самостоятельных работ различных видов, при проверке знаний учащихся.
Школьная программа устроена так, что, не повторяя ранее изученного материала,
трудно понять новый. Поэтому повторение пройденного материала необходимо
учащимся. На практике чувствуется важность и полезность обобщающего
повторения. Обобщающие уроки являются итогом большой работы учащихся по
повторению, оказывают им практическую помощь в подготовке к экзаменам.
Одним из важнейших вопросов, способствующих дальнейшему повышению
успеваемости, достижению глубоких и прочных знаний у учеников является
вопрос о повторении ранее пройденного материала. Без прочного сохранения
приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее
пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с
большими трудностями и не дает надлежащего эффекта. "Обучение нельзя
довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно
поставленных повторений и упражнений", — говорил Каменский. Преподавать
физику, не повторяя повседневно на каждом уроке ранее пройденный материал,
это значит — передать, пересказать учащимся определенную сумму различных
законов, формул и т. п., совершенно не заботясь о том, насколько прочно и
сознательно освоили этот материал ученики; это значит не дать им глубоких и
прочных знаний. Ранее пройденный материал должен служить фундаментом, на
который опирается изучение нового материала, который в свою очередь, должен
обогащать и расширять ранее изученные понятия. "Старое должно подпирать
новое, а новое обогащать старое". Правильно организованное повторение помогает
ученику увидеть в старом нечто новое; помогает установить логические связи
между вновь изучаемым материалом и ранее изученным; обогащает память
3 4
ученика; расширяет его кругозор; приводит знания ученика в систему;
дисциплинирует ученика; приучает в нем уменье находить необходимого для
ответа на поставленный вопрос материал; воспитывает в ученике чувство
ответственности. В связи с этим различаются следующие виды повторения ранее
пройденного материала:
1. Повторение в начале учебного года.
2. Текущее повторение всего, ранее пройденного:
• повторение пройденного в связи с изучением нового материала (сопутствующие
повторению);
• повторение пройденного вне связи с новым материалом.
3. Tематичеcкoе повторение (обобщающее и систематизирующее повторение
законченных тем и разделов программы)
4. Заключительное повторение (организуемое при окончании прохождения
большого раздела программы или в конце учебного года. В процессе организации
обобщающего повторения и уплотнения изучаемого материала и весь курс физики
разбит на разделы, каждый из которых представлен тематическими блоками.
Каждый блок состоит из завершѐнных модулей (обобщающих таблиц ).В каждом
модуле приведены основные формулы с расшифровкой физических величин,
входящих в них. В завершении каждого блока, для активизации самостоятельной
работы учащегося и обеспечения глубокого и сознательного изучения предмета,
даются вопросы для самоконтроля и сдачи зачѐта по каждому модулю. Отработка
навыков самостоятельной работы.. Для каждой из тем необходимо выделить
следующие этапы:
повторение теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых
заданий;
4 самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из
5
выделенных подтем
решение тестовых задач;
решение графических заданий;
тренировочная контрольная работа по решению задач
обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;
самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста
Самое трудное в повторении — это, научиться решать физические задачи.
Особенно сложным для понимания учащихся являются задания, построенные на
контексте описания опытов. В процессе обучения необходимо использовать
больше заданий на построение графиков по результатам исследований (с учетом
абсолютных погрешностей измерений), на определение по результатам
эксперимента значения физических величин (косвенные измерения), на оценку
соответствия выводов имеющимся экспериментальным данным, на объяснение
результатов опытов и наблюдений на основе известных физических явлений,
законов, теорий. Все это возможно только при использовании в преподавании
предмета лабораторных работ исследовательского характера, при выполнении
которых формируется необходимая взаимосвязь всех перечисленных выше
методологических умений в целом. Использование же теоретических заданий не
может являться инструментом для формирования таких умений. По всему видно,
что при подготовке к итоговой аттестации следует сосредоточить внимание на
обсуждении подходов к решению тех или иных типов задач, а также на выборе
способов их решения и сопоставлению этих способов, проверке получаемых
результатов на правдоподобие. Следует сосредоточить особое внимание на
формировании умения применять полученные знания в повседневной жизни и
практической деятельности, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
5 6
Для качественных задач по физике используется обобщенная система оценивания,
которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное
решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что
будет наблюдаться, как изменяться показания приборов, вид построенного
графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и
отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием
наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых
формул). Каждый ученик должен помнить слова известного американца Джорджа
Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их».
. В настоящие время в арсенале современных методов познания, в методику
научных исследований прочно вошѐл графический метод. Он, наряду с другими
естественнонаучными методами познания, вносит существенный вклад в решение
практических и прикладных задач. Графический метод один из общих методов
познания, включающий работу с графиками и имеющий практическую и
познавательную функцию. В процессе обучения физике и овладения графическим
методом у учащихся развиваются важные операции мышления (синтез, анализ,
обобщение и т.д.), а также его компоненты и качества (сообразительность,
внимание и др.) наличие которых служит необходимой предпосылкой для высокой
творческой деятельности. Одна важная особенность графического метода
заключается в том, что в нѐм потенциально заложены межпредметные связи курса
физики и математики. Следует указать ещѐ и на психологическую сторону
рассматриваемого вопроса. При широком использовании графического метода
привлекаются и развиваются не только мышления и память учащихся, но также
зрение и моторные действия, формируются и развиваются навыки аккуратного и
быстрого выполнения чертежа, пользования координатной сеткой, простейшими
чертѐжными инструментами. Формирование у учащихся понятия функциональной
зависимости величин сложный и длительный процесс, ни в коем случае не
6 7
ограничивающийся периодом изучения темы Функция и еѐ свойства в курсе
―
‖
математики в 7 классе. Это понятие формируется на протяжении всего периода
курса математики основной и средней школы и попутно в процессе изучения
других учебных дисциплин. Уровень владения им во многом определяется тем,
какой вклад вносят другие учебные дисциплины, и прежде всего физика, в
формирования этого понятия, в какой мере скоординированы действия учителей
различных дисциплин в решении этой задачи. Поэтому необходимо для каждой
формулы (а не только для механики и газовых законов) изучать еѐ графическую
интерпретацию. В заданиях такого типа требуется, как правило, умение читать
графики функций (находить значения по оси абсцисс или ординат, коэффициент
пропорциональности для линейных функций и т.п.) или соотносить символическую
запись закона (формулы) с соответствующим графиком.
Учебная деятельность связана с формированием компетентностных свойств
личности, в первую очередь информационной компетентности. Умение найти,
преобразовать, систематизировать информацию становится неотъемлемой частью
работы любого учащегося. Применение ИКТ позволяет: создать положительную
мотивацию и повысить интерес к изучению учебного материала; визуализировать
учебный материал (электронные учебники и пособия, видеофрагменты, анимации,
мультимедийные лекции); осуществить автоматизированный контроль качества
полученных знаний (тесты, контрольные работы, тематические кроссворды.
Возможны следующие варианты применения ИКТ: компьютерные тесты,
предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний обучающихся и
использование на этапе закрепления и повторения; электронные учебники и
электронные конспекты уроков, снабженные гипперссылками, анимацией, речью
диктора, интересными заданиями, мультимедийными эффектами; создание
слайдов с текстовым изображением; работа с использованием Интернетсайтов.
Электронные и цифровые ресурсы : Общую информацию о ЕГЭ, новости, пособия
для подготовки, контрольноизмерительные материалы, демоверсии, методические
7 8
письма и многое другое можно найти на официальных сайтах:
http://www.ege.edu.ru/
– официальный информационный портал ЕГЭ.
http://www.fipi.ru/ – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).
http://www.moeobrazovanie.ru/shpargalka_ege_2012_fizika образовательный центр
«Университетские стандарты» Научнообразовательный портал «поступаю.рф»
Для подготовки к ЕГЭ по физике можно использовать диски, выпускаемые
известными издательскими фирмами. Данные продукты могут быть использованы
для индивидуальной самостоятельной работы учащихся; в качестве тренажера:
Образовательный комплекс (ОК) «1С: Школа. Физика, 10– 11 кл. Подготовка к
ЕГЭ» (издательство «Просвещение»). Курс «Подготовка к ЕГЭ. Физика»
Таким образом, эффективная организация обобщающего повторения даёт
возможность сформировать у учащихся самостоятельность в получении знаний, и
готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни.
8
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ПО ФИЗИКЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.