Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обобщение по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»
Цели урока: обобщение и систематизация сведений об обособленных членах предложения; проверка знаний теоретического материала по теме; формирование умений находить обособленные члены в предложениях; формирование умений расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами и использовать указанные конструкции в связной речи; в детях любовь к родному краю.
Ход урока
I.Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока.
1) Фронтальный опрос по теме.
–
Какие члены предложения называются обособленными?
– В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.
– Расскажите о знаках препинания при одиночных приложениях. Приведите примеры.
– Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастиями и
деепричастными оборотами. Приведите примеры.
– Расскажите об обособлении существительных с предлогами. Приведите примеры.
– Для чего служат уточняющие члены предложения?
– Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?
– Для каких стилей речи характерны обособленные члены предложения?
2) Расставить знаки препинания и графически их объяснить.
Над поймой реки ветры. Уже давно они вымыли и высушили син.. небо а все веют (не) зная устали морщ..т чело широкой Мокши заставляя ее вскипать волною. Синь неба дробит(?)ся колыш..тся на воде расплавляясь в солнечных зайчиках.
(Над поймой реки ветры. Уже давно они вымыли и высушили синее небо, а все веют, не зная устали, морщат чело широкой Мокши, заставляя ее вскипать волною. Синь неба дробится, колышется на воде, расплавляясь в солнечных зайчиках.)
3) Синтаксический разбор последнего предложения текста.
4) Графический диктант.
5) Самостоятельная работа с последующей проверкой.
– Прочитайте предложения. Определите, в каких из них знаки препинания расставлены верно, в каких – нет.
Выпишите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены:
I-й
вариант – верно,
II-й вариант – неверно.
1. Выбрав чистое ровное место, мы стали развязывать мешки.
2. Усаживаясь в кресло я, готовился увидеть зеркальную гладь озера.
3 .Перед нашим взором предстало бескрайнее желтое море, мертвое и однообразное.
4. Накануне Нового года в последний день перед каникулами, Виталька сообщил мне, что дедушку вызвали в Москву.
5. Распустившись, у корня большого дерева цветок достигал не менее метра в диаметре.
6. Охваченный любопытством я бросился в чащу.
7. У Витальки были забавные игрушки, сделанные дедушкой.
8. Появляясь из черноты неба, снежинки медленно спускаются вниз и садятся на землю.
9. Следуя за дедушкой, мы перешли в смежную комнату, служившую спальней.
10. Удивленные и напуганные мы некоторое время молчали.
(Ключ:
I – 1, 3, 7, 8, 9
II – 2, 4, 5, 6, 10.)
6) Исправление грамматических ошибок.
– Исправьте предложения, сохранив, где возможно, деепричастия и деепричастные обороты.
7) Творческое задание.
Солнечные лучи поглотили ночную свежесть. Вместе с тенью исчезали темно-зеленые тропинки.
Тонкий печальный аромат травы разлился над опушкой. Свежая горечь полыни примешивалась к нему. Один за другим поднимали к солнцу из травы бусы своих переливчатых трелей жаворонки. Где-то совсем рядом перепел чисто и громко позвал: "Подь-полоть, подь-полоть!" Я не сразу разглядел перепелку с выводком перепелят. Перепелка направилась в нашу сторону. Пушистые комочки покатились за ней.
– Данный текст сделайте более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.
Солнечные лучи поглотили ночную свежесть. Вместе с тенью, отбрасываемой стеной леса, исчезали темно-зеленые тропинки, оставленные нами на серебристой седине росной травы.
Тонкий печальный аромат травы, скошенной еще вчера, разлился над опушкой. Свежая горечь полыни примешивалась к нему. Один за другим поднимали к солнцу из нетронутой пока травы бусы своих переливчатых трелей жаворонки. Где-то совсем рядом перепел чисто и громко позвал: "Подь-полоть, подь-полоть!" Я не сразу разглядел перепелку с выводком перепелят, покрытых серым пухом. Постояв минуту на месте, перепелка направилась в нашу сторону. Пушистые комочки покатились за ней.
– Сравните данный текст с текстом, из
которого исключены обособленные члены предложения.
– С какой целью используются в тексте обособленные определения и
обстоятельства?
– Как изменился текст? Почему?
IV. Итоги урока.
–
Какова была тема нашего урока?
– Какие цели мы ставили перед собой?
– Достигли ли мы этих целей?
– С какими новыми словами познакомились вы сегодня?
VI. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.