Обобщающий урок по разделу "Страна детства" 4 класс литературное чтение
Оценка 4.7

Обобщающий урок по разделу "Страна детства" 4 класс литературное чтение

Оценка 4.7
doc
19.02.2020
Обобщающий урок по разделу "Страна детства" 4 класс литературное чтение
открытый урок Страна детства.doc

Обобщающий  урок по разделу  «Страна детства»

  Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного материала.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знать произведения и их авторов из раздела «Страна детства».

2. Умение ориентироваться в содержании раздела.

3. Читать выразительно вслух, про себя, увеличивать темп чтения вслух.

4. Воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:

 1. Формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности.

2. Планирование вместе с учителем деятельности по теме урока.

3. Оценивание своей работы на уроке.

4. Анализ художественного текста.

5. Поиск необходимой информации в книге.

6. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника.

7. Осмысление правил взаимодействия в группе.

Цели урока:

1. Повторить и обобщить изученный материал.

2. Развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.

3. Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать.

4. Формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ожидаемые результаты:

- повышение активности учащихся на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- развитие коммуникативной активности детей.

                                              ХОД УРОКА.

1.Орг. момент.

- Ребята, начинаем урок литературного чтения. Сегодня к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с гостями. Надеюсь, сегодня на уроке все будут активными участниками

и внимательными слушателями.

 

2. Сообщение темы урока.

-Предлагаю послушать стихотворение С.В,Михалкова  «Мой секрет».

 

В той удивительной стране, где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне и пять, и десять лет.

В стране фантазий и проказ  и озорных затей

Когда-то каждый был из нас одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной и набирал года,

Однажды с этою страной простились навсегда.

 

-О какой стране идёт речь? (О Стране Детства.)

-Как понимаете выражение «Однажды с этою страной простились навсегда»? (Стали взрослыми.)

-Почему я начала урок с этого стихотворения?

       -Сегодня мы проведём урок обобщения по разделу Страна детства».

-Какими будут цели нашего урока? Прочитайте на доске:

    ПОВТОРИТЬ    ИЗУЧИТЬ   ОЗНАКОМИТЬСЯ   ОБОБЩИТЬ   ВСПОМНИТЬ

-Все ли действия будем выполнять на этом уроке?

-Выберите те цели, которые подходят к нашему уроку. (Повторить    обобщить      вспомнить)

-Что обозначает «обобщить»? (сделать вывод, подвести итог, из частей собрать целое).

- Сегодня мы разделились с вами на две команды – ЭРУДИТЫ и ЗНАТОКИ.

 -Сегодня мы будем вспоминать, повторять, обобщать то, что учили, и немного играть. А играть одному скучно, поэтому многие задания вы будете выполнять в группах. Помогайте друг другу, работайте сообща и получите хорошую оценку в конце урока.

 

3. Упражнение на развитие внимания и памяти. (слайд 5-6)

 - Первое задание выполните самостоятельно. Откройте тетради и запишите число, тему и слова, которые у вас получатся.

   Бушкаба, корья, батру, такаю, фетакон, тамач, лубапа. (бабушка, якорь, труба, каюта, конфета, мачта, палуба)

-Прочитайте слова, которые у вас получились. Из какого они произведения? Кто его

автор?

4.Задание «Узнай автора и произведение». (Слайд 7-9)

   - На уроках чтения, изучая раздел «Страна детства», мы познакомились с несколькими авторами. Назовите их.

 -Следующее задание выполняем в паре. Возьмите карточку №1 и заполните таблицу

 

          Автор

   произведения

        Главные

         герои

           Тема

       произведения

Паустовский К. Г. «Корзина с еловыми шишками»

Дагни, Григ

 Как рождается музыка.

 Житков Б. С. «Как я ловил человечков»

 

 Бабушка, Боря     

 

Не нарушай данное слово, никогда не обманывай старших.

М. М. Зощенко «Ёлка»

  Минька и Лёля

Новогодний праздник в кругу семьи, а идея - если ссориться и жадничать, то тебе будет трудно жить одному.

 

-Как вы заполнили таблицу?

5. «Знаешь ли ты произведения раздела?»

-Я задаю вопросы по очереди каждой команде

—  Какое произведение открывает раздел? («Как я ловил чело­вечков».)

—  Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. (Минька и Леля.)

—  Эта девочка вдохновила великого композитора. (Дагни Педерсен.)

—  Обиженная тетя предсказала Миньке, что он будет... (раз­бойником).

—  Мальчик положил кусок от него на пароходик, около бу­дочки. (Леденец.)

—  Этот инструмент мог петь обо всем. (Рояль.)

6.Задание «Где это было?». (слайд 10-11)

Каждая группа отвечает по очереди

—  Где проводил осень Эдвард Григ? (Около Бергена.)

—  Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? (К бабушке.)

—  В каком городе родился К.Г. Паустовский? (В Москве.)

—  Где провел детство Б. Житков? (В Одессе.)

—  В Санкт-Петербурге, в семье художника родился... (Михаил Михайлович Зощенко).

—  Чьим школьным другом был К.И. Чуковский? (Б.С. Жит­кова.)

7.Физминутка.

  Я направо повернусь, а потом налево.

Вниз к коленям наклонюсь и подпрыгну смело.

Я  возьму себя за нос,  а потом за уши,  

 Я дотронусь до волос, хлопну раз в ладоши.

Опущу я руки вниз и пожму плечами,

 Я соседу улыбнусь и начну сначала.

8.Модернизирование пословицы и поговорки. (слайд 12)

Нужно усовершенствовать пословицы и поговорки к нашим произведениям.

Каждая группа отвечает по очереди

По лесу надо с корзиной ходить.

      По лесу надо с умом ходить.

Скучен день до вечера, коли делать уроки.

   Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Испокон века телевизор растит человека.

        Испокон века книга растит человека.

             На шпаргалке далеко не уедешь.

                      На обмане далеко не уедешь

10. Выразительное чтение.

- Думаю, нашим гостям интересно послушать, как вы читаете.

- Сейчас каждая группа возьмет себе конверт и подготовить выразительно чтение отрывка. Вам предстоит прочитать отрывок по ролям

1 конверт – с. 48-49 (чтение по ролям)

2 конверт – с. 62-63 (чтение по ролям)

11. Тест.  У вас на партах есть тест, предлагаю его пройти и после проверки я поставлю вам оценки за урок

Вариант 1

А1. Из какого произведения эти строки?

Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтож­ную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

1) «Елка»

2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Мальчики»

А2. Как зовут Житкова?

1) Борис Степанович                     3) Константин Георгиевич

2) Степан Борисович                   4) Михаил Михайлович

A3. Какое произведение написал Б.С. Житков?

1) «Елка»

2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»

А4. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

1) Б.С. Житков                             3) КГ. Паустовский

2) М.М. Зощенко                         4) В.В. Голявкин

А5. Определите жанр произведения «Елка».

1) повесть                                     3) басня

2) рассказ                                      4) сказка

В1. Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они являются.

Висеть, бездельничать, ходить.

1) наслаждаться                            3) болтаться

2) смотреть                                   4) сидеть

В2. Определите героев произведения «Как я ловил человечков».

1) Дагни                                        3) Леля

2) бабушка                                     4) внук

Вариант 2

А1. Из какого произведения эти строки?

А я был удивительно маленького роста и мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

1) «Корзина с еловыми шишками»

2) «Как я ловил человечков»

3) «Елка»

4) «Мальчики»

А2. Как зовут Паустовского?

1) Георгий Константинович

2) Константин Георгиевич

3) Борис Степанович

4) Михаил Михайлович

A3. Какое произведение написал М.М. Зощенко?

1) «Елка»

2) «Как я ловил человечков»

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»

А4. Кто написал произведение «Елка»?  

1) Б.С. Житков                             3) М.М. Зощенко

2) В.В. Голявкин                          4) К.Г. Паустовский

А5. Определите жанр произведения «Как я ловил человечков».

1) рассказ                                   3) басня

2) повесть                                  4) сказка

В1. Прочитайте группу слов и определите, синонимами какого слова они являются.

Глядеть, взирать, таращиться, глазеть.

1) ходить                                   3) болтаться

2) смотреть                               4) гулять

В2. Выберите антонимы к слову «добродушный».

1)злой                                       3) дурной

2) жестокий                              4) ласковый

 

12. «Каверзные вопросы»

—  Подготовьте три вопроса для другой команды. Задайте их. (Команды обмениваются вопросами.)

13. Рефлексия

Составьте синквейн со словом «Детство».

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

 

13. Итог урока.

- Как вы думаете, каждый ли человек вспоминает свое детство? (Да.)

-А что чаще всего вспоминается и запоминается на всю жизнь? (Яркие моменты.)

- Мы прочитали в разделе «Страна детства» только 3 произведения. Произведений о детях в литературе очень много. Эти книги вы можете прочитать в наших библиотеках.

          

-Спасибо всем за работу на уроке.

После проверки теста вы все получите оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №1

          Автор

   произведения

        Главные

         герои

           Тема

       произведения

 

 

          

 

         

 

       

 

          

 

         

 

       

 

          

 

 

 

 

Карточка №1

          Автор

   произведения

        Главные

         герои

           Тема

       произведения

 

 

           

 

         

 

       

 

          

 

         

 

       

 

          

 

 

 

 

Карточка №1

          Автор

   произведения

        Главные

         герои

           Тема

       произведения

 

 

          

 

         

 

       

 

          

 

          

 

       

 

          

 

 

 

 

Карточка №1

          Автор

   произведения

        Главные

         герои

           Тема

       произведения

 

 

          

 

         

 

       

 

          

 

         

 

       

 

          

 

 


Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

Обобщающий урок по разделу «Страна детства»

Упражнение на развитие внимания и памяти

Упражнение на развитие внимания и памяти

Испокон века телевизор растит человека

Испокон века телевизор растит человека

Как я ловил человечков» 3) «Корзина с еловыми шишками» 4) «Главные реки»

Как я ловил человечков» 3) «Корзина с еловыми шишками» 4) «Главные реки»

Автор произведения

Автор произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2020