Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»
Обобщающий урок по сказкам АС. Пушкина.
Эпиграф к уроку: «Что за прелесть, эти сказки! Какая есть поэма!» Цель урока.
1 Обобщить знания учащихся по теме «Сказки АС. Пушкина».
Задачи урока.
Т. Учить выделять главное, обобщать,
2. Развивать память, мышление, внимание.
З. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к ию.
4 Учить работать в группе и индивидуально.
5. Развивать творческие способности учащихся.
б. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.
Оборудование урока.
1. Портрет АС. Пушкина
2. Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.
З. Выставка иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина
Ход урока,
[Орг. момент. Настрой на урок. Приветствие.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу. чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу И зародится в нем зерно доброты.
Сообщение темы урока.
Сегодня НэШ урок внеклассного чтения посвящен сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина..Надеюсь, что , благодаря этому уроку, вы сумеете глубже понять душу великого поэта И его творчество, насладиться волшебными строками его произведений. Произведения А.С.Пушкинасопровождают нас с раннего детства..
Кто же такой Пушкин? Ответы детей.
Давайте вспомним наш девиз и начнём работу.
У: В гости сказка к нам пришла„ В мир фантазий позвала.
Д: Всё про сказку мы расскажем, Свои знания покажем.
1. Повторение изученного.
Что вы знаете о АС. Пушкине? ( АС. Пушкин — великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799
г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе». )
Кто написал эти строчки?
( На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»)
Если ученики не знают, рассказывает учитель или подготовленный ученик.
В длинные зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»
1. Постановка проблемного вопроса.
Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из песни «Спор Маши и Вити Слушайте внимательно. Потом скажете, о чём спорили дети? (Звучит отрывок из песни).
Не бывает в наши дни чудес на свете Для тех, кто не верит в них, сам
Нет Кощея - это знают Даже Дети!
А сказки живут тут и таи
Лукоморья нет на карте — ЗНАЧИТ е нет Пути!
Это присказка, не сказка,
Сказка будет впереди.
О чём спорили Маша и Витя? (Маша говорит, что чудеса есть на свете. А Витя не верит.)
Говорят сказка — это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?
(Сказки — это чудеса. Сказки учат добру, Добро всегда побеждает зло.)
Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?
(Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)
Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.
1. Групповая работа.
1. Инструктаж.
Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.
По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова — подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой. В конверте с номерами находятся карточки с заданиями. Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся,
Вспомним главные правила работы в группе:
- работаем дружно;
- работаем так, чтобы не мешать другим;
- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.
2. На подготовку даю З минуты. Приступаем к работе.
ЗаДания по карточкам:
№ 1 — Классификация рисунков. Поёобрать иллюстрации к своей сказке.
2 — ВЫйТи к доске, взять риаунок, подобрапть пОДхоДЯЩИй отрывок из сказки и €ыраэительно еео прочитать вслух.
№ З — Объяснить значения слов из сказки.
№ 4 — Какой намёк (урок) Даёт эта сказка?
№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.
З. Проверка. Группы прекращают работу, По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.
1 , Физминутка.
А теперь пришло время поиграть.
Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет.Ваша задача —назвать сказку ,в которой встречается такой предмет . За каждый правильный ответ — 1 балл.
Яблоко-«Сказка о мертвой царевне»
2. Зеркало-«сказка о мертвой царевне
З. Орех-»Сказка о царе Салтане»
4. Веревка-«Сказка о попе и его работнике Балде»
5. Прялка-«Сказка о рыбаке и рыбке»
Сейчас мы узнаем ,наскопько вы точно знаете сказки Пушкина. Вам даются одинаковые тексты из одной из сказок Пушкина Ваша задача на месте пропусков вписать нужные слова.За каждое правильно вписанное слово 1 балл,
Постой,
Отвечает ветер
Там, за речкой
Есть
В нейнора,
В той норе , во тьме
Гроб качается
На цепях между столбов.
Не видать не чьих следов.
Вкруг того- места ,
В том гробу твоя невеста.
З конкурс «Заколдованные слова»
Дети, внимательно посмотрите на экран и прочитайте заколдованные слова и скажите из какой они сказки.
б. Итог урока.
Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?
( Сказка— это добрая фантазия и мечты людей. Сказка не толькозанимательна. но поучительна.)
- Будем верить в сказки, в добро, мир. Спешите делать добро сами!
1. Рефлексия.
- Кому урок понравился?
- Кому понравилось работать в группе?
- Кто после уроков будет читать сказки, и не только Пушкина, но и другие сказки?
- На уроке работали дружно, все были активны, поэтому за урок ставлю всем
1. Домашнее задание.
Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе, Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.
А на следующем уроке чтения мы будем знакомиться со сказками зарубежных писателей.
Резерв.
Девочки дарят вам добрую поучительную песню о волшебниках.
( Песня о волшебниках из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вит
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.