Открытый урок "Обобщение знаний о составе слова"
Оценка 4.9

Открытый урок "Обобщение знаний о составе слова"

Оценка 4.9
pdf
10.04.2021
Открытый урок "Обобщение знаний о составе слова"
img20210410_06093280.pdf

- В чем сходство и различие?

11. Итоги урока

-                   Развязывается последний узелок.

-                   Что же в платке? (Слайд 14 )

Пословица: Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок.

-                   Объясните смысл пословицы.

-                   Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным?

12.          Домашнее задание: упр. 178. (Списать текст)

(Дополнительное задание дается только в том случае, если останется время на уроке)

13.          Но Емеля нам привез еще и дополнительное задание: это шарады, которые вы любите:

а) Корень мой найдешь в цене, В окончании найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся же — в дневнике я и в журнале. (Оценка)

б) Корень тот же, что в слове сказка, Суффикс тот же, что в слове извозчик.

Приставка та же, что в слове расход- (Рассказчик)

МБОУ «Н-Дженгутаевская СОШ»

Открытый урок,

«Обобщение знаний о составе слова»

Выполнила учитель З «б» ют.

МугитДинова С. Н.

2020г.

Обобщение знаний о составе слова. 3-й класс

(Слайд 1). Презентация

Цель урока: создать условия для успешного закрепления знаний учащихся о составе слова.

Задачи.

1.              Совершенствовать и расширять знания об однокоренных словах и значимых частях слова, повторение орфограмм.

2.              Развивать умение разбирать слова по составу, логическое мышление, развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, монологической речи третьеклассников.

З. Учить дегей общению в парах и [руинах.

4. Воспитывать чувство прекрасного и любовь к родному языку.

Ход урока

1. Оргмомент

- Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из капель, лес - из деревьев, речь — из предложений, предложения из слов. Слова сделаны из своего

'строительного материала”. Каждый из ”кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла — ”смыслиночку”. Самая главная из них — корень. И сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах и разбирать слова по составу.

2. Словарная работа. (Слайд 2)

-                   На экране слова: сапоги, дубинка, ведра, простачок, прорубь, Емелюшка. ?

-                   На какие две группы по можно разделить слова?

-                   Выполните задание. Выделите корень и суффикс, где это возможно.

Проверка. (Слайд З) сапоги ведра прорубь дубинка простачок

Емелюшка

-                   Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? (Емеля, сказка ”По щучьему велению... ”)

-                   Сегодня Емеля пришел, а вернее приехал к нам на урок. На чем он ездил? (На печи)

”Очень долго я к вам добирался, - говорит Емеля. Привез вам много заданий по русскому языку. С одним вы уже справились и можно развязать один узелок на моем платке. Узелки я завязал на память, но все равно забыл, как выполняются задания. Вы мне поможете?

З. Письмо по памяти. Работа со словарем. (Слайд 4)

-                   Какое слово лишнее в первом столбике? (Сапоги — слово из словарикц) - Напишите по памяти.

Сапоги, сапожки бегут по Дорожке. Какие виды орфограмм здесь встретились? (Парные согласные, безударные гласные, предлог) С помощью чего образованы слова ”сапожки”, ”дорожки”? Что означает здесь этот суффикс? Как проверить? (Взаимопроверка).

(Слайд 5 )

-                   Когда так говорят? Два сапога — пара? (О двух людях, подходящих друг к другу, в особенности по своим недостаткам)

Сапоги каши просят? (Износились, продырявились, требуют починки)

4. Нахождение корня в родственных словах

-                   Молодцы, ребята! Еще один узелок развязан. (Слайд 6)

-                   Ребята, Емеля сообщает нам, что в одном произведении К. Паустовского описан лесник, который любил ”разбирать” слова. Вот, например, как он размышлял над словом ”родник”•

”Родник родит речку, а она течет через всю Родину, кормит народ... И все эти слова как бы родня между собой“

-                   Найдите и выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. (Родник. родина, народ, родня)

-                   Что у них общего? (Смысл и общая часть ”род”)

-                   Что же такое корень? (Общая часть вёех родственных слов)

5. Загадка-шутка. (Слайд 7)

Емеля по дороге встретил гуся и спросил:

-  Вы кто такие?

-  Я — гусь, это — гусыня, а это — наши гусята.

-  А ты кто?

-  А я их родственница — тетя Гусеница. (Права ли гусеница?Докажите)

5. Выборочное списывание слов с приставкой. (Слайд 8 )

Ехал-ехал Емеля, вдруг видит — огромный камень.

На камне слова: отрезать, отеплить, отколоть, отучить, отчизна, отбить. - Чтобы дальше двинуться в путь, нужно выполнить задания:

1) Выписать слова с приставкой от. (Работа в парах)

Обобщение: Что такое приставка, и какую роль играет приставка?

6. Работа в группах. (Слайд 9)

2) Логическое задание: Найдите лишнее слово, докажи.

Подоконник, пододеяльник, подорожник.

7. Образование слов при помощи суффикса. (Слайд 10) - Развязали еще один узелок. А там свиток. — Что такое свгггок?

Найдите значение в толковом словаре.

-           Кто нам его передал? Сестрица Аленушка и братец Иванушка. (Слайд 1) - Почему говорится сестрица, а не сестра? Аленушка, а не Алена? (Автор называег их ласково, с любовью)

-           Выясним, какая часть слова передает это ласковое отношение?

Сестра Аленушка Иван

Сестрица брат                 Иванушка

    Алена       братец

Правильно, суффикс. Давайте, развернем свиток. Что там?

(Слайд 12 ) Образуйте при помощи суффикса слова с корнем -дом- и запишите их в тетрадь. Составьте с одним из слов предложение. (Проверка) -ишк- -ов- -ик- - ищ- Домик — домишко

-           В чем разница? - Что такое суффикс и для чего он нужен?

8.      Физминутка

Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем проявлять. Проявить ты можешь сам Свое внимание к словам.

9.      Работа с учебником

Внимание поможет вам справиться с упражнением 173 на с. 67 учебника.

— Прочитайте задание. (Проверка, оценка)

10.Обобщение

- МОЛОДЦЫ- ребята! Остался один-единственный узелок. Это ваш полный ответ по плану: (Слайд 13) Приставка  Суффикс

1.  Это..

2.  Пишется..

З. Служит..

В чем сходство и различие? 11

В чем сходство и различие? 11

Выполнила учитель З «б» ют.

Выполнила учитель З «б» ют.

Проверка. (Слайд З) сапоги ведра прорубь дубинка простачок

Проверка. (Слайд З) сапоги ведра прорубь дубинка простачок

Что у них общего? (Смысл и общая часть ”род”) -

Что у них общего? (Смысл и общая часть ”род”) -

Проявить ты можешь сам Свое внимание к словам

Проявить ты можешь сам Свое внимание к словам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2021