Обобщающий урок по теме "Прогрессии"

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урокапо алгебре 9 класс.docx

Конспект урока «Обобщающий урок по теме «Прогрессии»»

МБОУ «Седанкинская СОШ»

Учитель высшей категории

Немчинова Т.А.

Предмет, класс

Алгебра, 9 класс

УМК

Учебник: Алгебра. 9 класс:/ Авторы: Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова,

М.И. Шабунин. Издательство: Москва, Просвещение, 2017 г. 

Программа

Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений, Алгебра 7-9 кл. Сост. Т.А. Бурмистрова.- М. Просвещение, 2016 г.

Тема урока

 Обобщающий урок по теме «Прогрессии»

Урок по счёту

 В теме: «Прогрессии» № 10

Тип урока

Совершенствование умений и навыков

Оборудование

Мультимедийный проектор, (презентация),  раздаточный материал

Технология

Личностно–ориентированного обучения,  развивающего обучения

Методы

 Частично-поисковый, репродуктивный,  словесно-наглядно-практический

Цель урока

Способствовать формированию способности обучающихся к обобщению и систематизации знаний по теме, формированию умений решать задачи по теме: «Прогрессии»

Межпредметные связи

Применение знаний в литературе, физике, химии, биологии, геометрии  и в жизни

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

·         называют определения  арифметической и геометрической прогрессий;  характеристические  свойства арифметической и геометрической прогрессий;  формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий;  формулы для нахождения суммы n- первых членов арифметической и геометрической прогрессий;

·         применяют полученные знания для решения основных типов заданий по теме;

·         продолжают дальнейшую работу по выработке умения сравнивать, находить сходства и различия, умения наблюдать;

·         оценивают результаты, свою деятельность в соответствии с критериями и поставленными целями.

 

Метапредметные:

Регулятивные:

·       соотносят то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно;

·       определяют цель учебной деятельности, находят пути решения и средства достижения цели;

·       общаются и взаимодействуют с обучающимися в процессе совместной деятельности;

·       планируют работу в группе;  самостоятельную работу;

·        выполняют учебное задание в соответствии с целью, соотносят учебные действия с известными правилами, выполняют учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:  

·         работать в группе;

·          выслушивать чужую точку зрения и обосновывать свою;

·         формулировать высказывание, согласовывать позиции и находить общее решение, обсуждать информацию;

·          выражать свои мысли и идеи.

Познавательные:

·         анализировать, сравнивать, классифицировать, и обобщать, самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи;

·          выделяют необходимую информацию, выбирают способы действия, осознанно применяют полученные знания на практике, осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные:

·         развивать познавательные интересы,  ценностей математического знания, как важнейшего компонента  познания реального мира;

·         осознавать необходимость изучения математики;

·          проявлять положительное отношение к урокам математики,  интерес к  прочному усвоению учебного материала, способам решения  учебных задач;

·         устанавливать связи между целью деятельности и ее содержанием;

·         организовывать личное информационное пространство;

·         стремиться использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

 

Приветствует обучающихся.

 Проверяет готовность класса  к уроку.

 Проводит инструктаж по работе с листом самооценки.  (приложение 1)  слайд   1

Создаёт атмосферу взаимной заинтересованности  в работе

Приветствуют учителя. Выполняют самооценку готовности к занятию.

Включаются в деловой ритм урока

 

 

 

 

 

2

Мотивация учебной деятельности

 

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока.

Акцентирует внимание учащихся на значимость темы (слайд 2).

Историческая справка. (приложение 2)

Попробуйте  спрогнозировать свой результат в усвоении данной темы

Записывают дату в тетрадь, определяют тему, формулируют цели урока.

Выставляют прогнозируемую оценку

 

3

 

Актуализация знаний

 

 

Активизирует знания обучающихся.

Выявляет уровень опорных знаний и способов действий.

  Выявляет пробелы в знаниях. Математический диктант (приложение 3)

Выполняют математический диктант.

Проводят взаимопроверку, сверяют ответы с ответами на экране.

Записывают результаты в оценочный лист согласно критериям.

Оценивают работу на данном этапе  (слайд 4)

 

4

 

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

 

Выявляет уровень  знаний формул.

  Показывает практическую значимость формул для решения задач.

Задаёт вопросы.

- Для решения задач по теме «Прогрессии», что необходимо знать?

 Проверяет знание формул по теме “Арифметическая и геометрическая прогрессии(приложение 3)

Прогрессии

Арифметическая  (an)

Геометри

ческая ( bn)

1

Определение

 

 

2

Формула для нахождения n-го члена

 

 

3

Сумма n-первых членов прогрессии

 

 

4

Свойства

 

 

Творческая работа в группе: Предлагает составьте схему «Применение прогрессий».

Организует групповую работу.

Работа выполняется в рабочей тетради

(слайд 5-12).

Заслушивает выступления групп

Предлагает оценить работу каждой группе

Отмечает умение обучающихся использовать

различных способов решения задачи

Предлагает оценить свою работу

Выполняют задание, отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Заполняют таблицу.

Проводят взаимопроверку, сверяют ответы с ответами на экране. Записывают результаты в оценочный лист согласно критериям (слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетради над областью применения прогрессий:

1ГРУППА: 1.Рассмотрим прогрессии в литературе.

Вспомнив строки из "Евгения Онегина".

...Не мог он ямба от хорея,

Как мы не бились отличить...

Ямб - это стихотворный размер с ударением на чётных слогах 2; 4; 6; 8... Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию с первым членом 2 и разностью прогрессии 2.

Ямб «Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...»

Хорей - это стихотворный размер с ударением на нечётных слогах стиха. Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию 1; 3; 5; 7... С первым членом 1 и разностью прогрессии 2.

Хорей «Я пропАл, как звЕрь в загОне» (Пастернак)

Биология.

 Микроорганизмы размножаются делением пополам, поэтому при благоприятных условиях, через одинаковый промежуток времени их число удваивается

Химия

При повышении температуры по арифметической прогрессии скорость химических реакций растет по геометрической прогрессии.

(слайд №7-9)

2ГРУППА: ФИЗИКА. Нейтрон, ударяя по ядру урана, раскалывает его на две части. Получаются два нейтрона. Затем два нейтрона, ударяя по двум ядрам, раскалывает их еще на 4 части и т. д. – это геометрическая прогрессия

Геометрия.  Периметры правильных треугольников, которые получаются из отрезков, соединяющих середины сторон предыдущего треугольника, образуют геометрическую прогрессию.

Экономика. Вклады в банках увеличиваются по схемам сложных и простых процентов. Простые проценты – увеличение первоначального вклада в арифметической прогрессии, сложные проценты – увеличение в геометрической прогрессии.

Финансовые пирамиды.  Разберёмся в механизмах этих организаций. Организатор начинает вовлекать в свою организацию и говорит, что, если внести указанную плату по указанным адресам  по 1 рублю, а затем заплатить ещё по 5 таким же адресам, вычеркнув первый адрес и дописав свой последним, то через некоторое время вы получите уйму денег. Хотя желающих разбогатеть по щучьему веленью немало, но в выигрыше оказываются только учредители такой игры. Слайд №10-13.

Подводят итоги своей работы. Делают выводы

Оценивают свою работу

5

Этап совершенство

вания  способов действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает учебное взаимодействие в группах.

Предлагает работать по алгоритму.

 Контролирует работу, оказывает индивидуальную помощь.  (самостоятельная работа № 1)

   (приложение 4)

Предлагает оценить свою работу.

 Задает вопросы:

- В чем были ошибки?

- Для чего вы выполняли данное задание?

 -Работая в группе, вы справились с поставленной задачей?

-Где вам  может пригодиться умение работать с формулами?

Работают  в группах.  

Обсуждают алгоритмы выполнения заданий и выполняют их. Обсуждают возможные варианты решений, предлагают свои способы решений.

Проводят взаимопроверку, сверяют ответы с ответами на экране. Записывают результаты в оценочный лист согласно критериям. (слайд 13)

Отвечают на вопросы.

Соотносят цель и результат учебной деятельности.

Фиксируют степень соответствия.

Намечают  цели дальнейшей деятельности

6

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

 

 

Организовывает дифференцированную работу. 

 

( тестовая или самостоятельную работу № 2)

 (приложение 5)

 

Предлагает ответить на вопросы:

1.      Какая из изученных прогрессий, на ваш взгляд, более сложная? Почему?

Выполняют самостоятельную работу на выбор, оценивают, анализируют свою работу,  делают выводы.

Выполняют проверку, обсуждают возможные ошибочные решения, исправляют свои решения.

 

(слайд 13-14)

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

Этап подведения итогов

 

Подводит итоги учебного занятия:

-Какую цель  вы ставили в начале урока?

 -Достиг ли вы ли этой цели?

 

Предлагает посмотреть в свой оценочный лист и сравнить прогнозируемую оценку с действительной.  (слайд  15)

Подводят итоги своей работы. Анализируют свою работу,

Сравнивают оценки предполагаемую с действительной

 

 

Рефлексия

 

 

Предлагает заполнить таблицу удовлетворенности занятия согласно критериям. (приложение 6)

Благодарит за работу на уроке. (слайд 17)

Заполняют таблицу согласно критериям. (слайд  16)

Выражают своё отношение к работе на уроке


Приложение 1

Лист самооценки ученика  9  класса  _____________________________ Дата_______________

Тема: Обобщающий урок по теме: «Прогрессии»  

№ задания

Содержание задания

Критерии

 

Баллы за проверяемые элементы

Баллы за задание

1

Математический диктант

Ответы все верные

2

 

наполовину верно

1

Более половины

0

2

Знание формул

Ответы все правильные

2

 

Допущена одна ошибка

1

Более двух ошибок

0

3

Работа в группе:

схему «Применение прогрессий»

Каждая область применения оценивается одним баллом

1за каждую

 

4

Работа в группе:

Самостоятельная работа №1

Ответы все правильные

2

 

Допущена одна ошибка

1

Более двух ошибок

0

5

Тест

Оценка «5»

5

Оценка «4»

4

Оценка «3»

3

6

Самостоятельная работа №2

Оценка «5»

5

 

Оценка «4»

4

Оценка «3»

3

 

 

 

Всего баллов

 

Самооценка

 

Оценка учителя

 

 

  18 и более баллов---- оценка 5

11-17 баллов-------------оценка 4

  7-10баллов--------------оценка 3

 менее 6 баллов --------оценка 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Историческая справка

 

В 17 веке в английских и французских учебниках появились обозначения арифметической и геометрической  прогрессии.

Некоторые формулы , относящиеся к прогрессиям , были известны китайским и индийским ученым. Например, Ариабхатта (5 в. ) знал формулы для общего члена суммы арифметической прогрессии.

Слово «прогрессия» с латинского означает «движение вперед» (как и слово прогресс) встречается впервые у римского автора Боэция .

Из одной клинописной таблички можно заключить, что наблюдая Луну от новолуния до полнолуния вавилоняне пришли к такому выводу :

В первые 5  дней после новолуния рост освещения лунного диска совершается по закону геометрической прогрессии со знаменателем 2.

Впервые задачи на прогрессии возникли из наблюдения над явлениями природы и из исследования общественно-экономических явлений, к которым применим закон арифметической и геометрической прогрессий.

Первоначально под прогрессией понимали всякую числовую последовательность. В конце средних веков этот термин перестал быть общеупотребляемым.

В конце 17 века Грегори употребляет термин «ряд». Другой видный английский математик Джон Валлис применяет для бесконечных рядов термин «бесконечные прогрессии».

В настоящее время мы рассматриваем прогрессии как частные случаи числовых последовательностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 Приложение 3

Задание 1.  Математический диктант

 

1)        Какие прогрессии вы изучили?

2)           На слайде даны последовательности чисел.  Какие из них прогрессии?

        а) 13; 10; 7; 4;… б) 1; 3; 9; 27;… в) 1;3;4;5;…г) 24; 12; 6; 3;…д) 5; 10; 25; 100;.е) 0,5;1;1,5;2;…

3)        Чему равна разность арифметических прогрессий?

4)        Найдите следующие три члена этих прогрессий.

5)          Чему равен знаменатель геометрических прогрессий?

6)         Найдите следующие три члена прогрессий.

 

Задание 2.    Знание формул

 

Прогрессии

Арифметическая  (an)

Геометрическая ( bn)

1

Определение

 

 

2

Формула для нахождения n-го члена

 

 

3

Сумма n-первых членов прогрессии

 

 

4

Свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Самостоятельная работа№1

Арифметическая (an )

Геометрическая ( bn )

1) Дано: (а n) арифметическая прогрессия   а1 = 5,   d = 3.   

Найти: а6    а10

1) Дано: (b n) геометрическая прогрессия  b1= 5,   q = 3.   

Найти: b3;   b5

 

2)Дано: (а n)  арифметическая прогрессия  а4=12,5; а6=17,5.    

 Найти: разность арифметической прогрессии.

2) Дано: (b n) геометрическая прогрессия b4=6; b6=24.   

Найти: знаменатель геометрической прогрессии, если известно, что он положительный.

3) Дано: (а n) арифметическая прогрессия  а1 = 11,    d = 2.   

Найти: S10

3) Дано: (b n) геометрическая прогрессия b1= 40 ,   q = 2.   

Найти: S5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Пояснительная записка

 

 Задания работ, составленные  согласно теории по теме «Прогрессии» в пределах учебного материала для учащихся 9 класса, предназначены для проверки уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной теме и могут помочь выпускникам при итоговой аттестации. При решении заданий этих работ  необходимо уметь применять на практике формулу по данной теме. Тестовые работы представлены в двух вариантах с разным уровнем математической подготовки. Самостоятельная работа №2 в одном варианте. 

Задания группы С – задания обязательного уровня

Задания группы В- задания более сложные

Задания группы А- нестандартные сложные и объемные задания.

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за работу – 5 баллов.

Оценка «3» ставится за 3 балла.

Оценка «4» ставится за 4 балла

Оценка «5» ставится за 5 баллов

 

                    

      Группа С     Тест. Числовые последовательности

                                                           1 вариант

1.  (1б) Истинно или ложно высказывание:

а) В арифметической прогрессии 2,4; 2,6;:: разность равна 2 .

2. (2б) Выписаны первые несколько членов геометрической прогрессии: 1,5;−3; 6; ….    Какое из следующих чисел есть среди членов этой прогрессии? а) 9;  б)-12;  в)-9; г)12.

3. (2б) В геометрической прогрессии b5=12,  b7 =27; шестой член равен: а) 19,5;  б) 25; в) 18; г) 36.

 

      Группа В     Тест. Числовые последовательности

1        вариант

1.(1б) Истинно или ложно высказывание:

а)  Сумма 5 первых членов геометрической прогрессии, у которой b1= 1 q = - 2, равна 11.

2. (2б) Найдите сумму первых семи членов арифметической прогрессии, если известно, что её первый член равен  – 21 , а разность равна 5. а) 14; б) –105;  в) 9;     г) – 42.

3. (2б) В арифметической прогрессии 2; 5; 8; … один из членов равен 23. Найдите его номер.    

а) 8;   б) 4;   в) 5;   г) 6.

 

 

 

      Группа А    Тест. Числовые последовательности

                                                           1 вариант

 

1.(1б) Истинно или ложно высказывание:

а)  Последовательность степеней числа 3 является арифметической прогрессией.

2. (2б) В геометрической прогрессии b2 = 3, b3 = 6. Найдите сумму первых семи членов этой прогрессии. а) 190;  б) 209; в) 190,5 ; г) 109,5.

3.(2б)  Первый член арифметической прогрессии равен 7, а разность равна 3. Сколько надо взять членов прогрессии, чтобы их сумма была равна 996?   а) 24;  б) 975;   в) 653;   г) 11.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Пояснительная записка

 

 Задания работ, составленные  согласно теории по теме «Прогрессии» в пределах учебного материала для учащихся 9 класса, предназначены для проверки уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной теме и могут помочь выпускникам при итоговой аттестации. При решении заданий этих работ  необходимо уметь применять на практике формулу по данной теме. Тестовые работы представлены в двух вариантах с разным уровнем математической подготовки. Самостоятельная работа №2 в одном варианте. 

Задания группы С – задания обязательного уровня

Задания группы В- задания более сложные

Задания группы А- нестандартные сложные и объемные задания.

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за работу – 5 баллов.

Оценка «3» ставится за 3 балла.

Оценка «4» ставится за 4 балла

Оценка «5» ставится за 5 баллов

 

Группа С     Тест. Числовые последовательности

                                                           2 вариант

1. (1б) Истинно или ложно высказывание:

а)  В геометрической прогрессии 0,3; 0,9;:: третий член равен 2,7.

2.(2б)  Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них арифметическая прогрессия. Укажите  её:    а) 1;…  б) 1;3;5;7;…  в) 1;2;4;8;… 

3. (3б) Найдите третий член геометрической прогрессии, если её пятый член равен 1, а девятый член равен 16.     а) 15/4;       б) ¼;     в) 4;     г) 4/5.

 

Группа В     Тест. Числовые последовательности

2        вариант

1. (1б) Истинно или ложно высказывание:

а)  11-й член арифметической прогрессии, у которой а1 = -4,2; d = 0,4, равен 0,2.

2.(2б) В геометрической прогрессии b5=12,  b7 =27 ; шестой член равен: а) 19,5;  б) 25; в) 18; г) 36.

3.(2б)  Найдите сумму первых двадцати одного члена арифметической прогрессии, если известно, что её первый член равен    – 16 , а разность равна 4. а) 68;     б) 440;    в) – 126;   г) 64.

 

Группа А    Тест. Числовые последовательности

                                                           2 вариант

 

1. (1б) Истинно или ложно высказывание:

а)  Последовательность чисел, кратных 5, является геометрической прогрессией.

2. (2б) Сколько последовательных натуральных чисел, начиная с единицы, нужно сложить, чтобы их сумма была равна 105? а) 12;   б) 13;  в) 14;    г)15.

3. (2б)  Первый член арифметической прогрессии равен 7, а разность равна 3. Сколько надо взять членов прогрессии, чтобы их сумма была равна 996?   а) 24;  б) 975;   в) 653;   г) 11.

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

Пояснительная записка.

 

 Задания работ, составленные  согласно теории по теме «Прогрессии» в пределах учебного материала для учащихся 9 класса, предназначены для проверки уровня знаний, умений и навыков обучающихся по данной теме и могут помочь выпускникам при итоговой аттестации. При решении заданий этих работ  необходимо уметь применять на практике формулу по данной теме. . Тестовые работы представлены в двух вариантах с разным уровнем математической подготовки. Самостоятельная работа №2 в одном варианте.

Задания группы С – задания обязательного уровня

Задания группы В- задания более сложные

Задания группы А- нестандартные сложные и объемные задания.

Критерии оценки:

Максимальное количество баллов за работу – 5 баллов.

Оценка «3» ставится за 3 балла.

Оценка «4» ставится за 4 балла

Оценка «5» ставится за 5 баллов

Самостоятельная работа №2

Группа С

                                                        

1. (1б) Найдите шестой член геометрической прогрессии, если её первый член равен – 3, а знаменатель равен 2.

2. (2б) Дана арифметическая прогрессия а1=−3, а2=−1,… Найдите сумму первых шести членов этой прогрессии.               

 3. (2б) Дана геометрическая прогрессия (bn) , знаменатель которой равен 5,  b1=25. Найдите сумму первых четырех её членов.

 

Самостоятельная работа №2

Группа В

 

1. (1б) Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: ...; -5; x; -80; -320; \ldots. Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x.

2. (2б) Первый член арифметической прогрессии равен 12, а третий равен −4. Найдите сумму шести членов  прогрессии.                     

      3. (2б) Найдите третий член арифметической прогрессии, если известно, что её пятый член

          равен 3, а     девятый равен – 1.

 

 

Самостоятельная работа №2

Группа А

 

1. (1б) Найдите сумму ряда чисел 1 – 3 + 5 – 7 + 9 – 11 + … + 97 – 99.

2. (2б) Сумма четырех первых членов арифметической прогрессии равна 124, а сумма четырех последних ее членов равна 156. Сколько членов в этой прогрессии, если известно, что сумма их равна 350?

3. (2б) Найдите сумму первых 20 натуральных чисел, которые при делении на 5 дают остаток 1.

 

 

 

 

 

                                                                                                                                Приложение 6

Индекс удовлетворенности уроком

 

 

от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

от 0,6 и выше – высокий.

 

Состояние

+1

0

-1

Состояние

Интерес

 

 

 

Скука

Азарт

 

 

 

Апатия

Защищенность

 

 

 

Беззащитность

Самостоятельность

 

 

 

Подчиненность

Удовольствие

 

 

 

неудовлетворенность

Чувство успеха

 

 

 

Чувство неудачи

Радость общения

 

 

 

Чувство одиночества

Уверенность

 

 

 

Неуверенность

Подъем  настроения

 

 

 

Спад настроения

Чувство новизны

 

 

 

Ощущение стандартности