Урок географии в 5-м классе.
Обобщающее повторение темы "Географические модели Земли"
Тип урока: обобщающее повторение.
Форма урока: урок-путешествие.
Виды работы: коллективная, работа с картой, карточками.
Цели:
Содержательная (предметные результаты):
- формировать представления о географических картах
Деятельностная:
- формирование у учащихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-повысить интерес учащихся к изучению географии через применение знаний в практической деятельности
- воспитывать ответственность за выполняемую на уроке работу.
Личностные УУД
формировать географическое мышление: освоить способы ориентирования с помощью карты.
умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, применять теоретические знания на практике.
3. Формировать умение работать с разными видами географических карт, глобусом
4. Формировать умение составлять графический конспект.
Коммуникативные
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование толерантности к возможностям одноклассников
Регулятивные
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Метапредметные
1. Владение основами самооценки, умение определять понятия, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
3. - Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Оборудование: снаряжение для удачного путешествия: топографическая карта,, физическая карта, атлас, задания для привала, оценочные знаки, рисунок горы для восхождения, цветные карандаши, простой карандаш, ластик, линейка, ручка.
Ключевые слова: карта, глобус, план, топографические знаки, масштаб, горизонтали, азимут, меридианы и параллели, географическая широта и долгота, географические координаты, градусная сеть, относительная и абсолютная высота, нивелир, ориентироваться.
1.Организациооный момент.
1. Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке.
2. Создаёт обстановку психологического комфорта для уч-ся.
3. Проверяет подготовленность школьников к уроку
а) Проверить всё ли снаряжение есть у экспедиций;
б) Правила игры
1.Создать три экспедиции (группы), где учащимся отводится роль путешественников и исследователей, а учителю роль – начальника этих экспедиций.
2. Определить количество привалов на пути восхождения;
1. Постановка цели
и задач.
– Ребята, сегодня мы с вами учиться не будем…, а будем путешествовать и исследовать. Вы будете выполнять в своей экспедиции роль путешественников и исследователей, а мне отводится роль руководителя ваших экспедиций. Но у каждой экспедиции есть цель, и каждый участник тоже ставит перед собой определенную цель.. Давай те попробуем определиться, куда ведет наш путь.
2. Основная часть
1. Рассматривание изображений земной поверхности.
Что объединяет все находящееся на слайде? Назовите их. Какими из них мы используем чаще. Где?
2. Работа с основными понятиями
- Давайте будем собирать багаж: топографические знаки, масштаб, горизонтали, азимут, меридиан, параллель, географическая широта и долгота, географические координаты, относительная высота и абсолютная высота.
1. Их используют для нанесения объектов на плане местности (условные знаки).
2. Окружности, проведенные через определенное расстояние параллельно экватору.(Параллели)
3. Широта и долгота любой точки земной поверхности составляют ее… (географические координаты).
4. На физических картах рельеф изображается как горизонталями так и… (послойной окраской).
5. Угол между С концом стрелки и определяющим предметом. (Азимут)
6. Линии соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. (Горизонтали)
7. Окружность, находящаяся на одинаковом расстоянии от полюсов. (Экватор)
8. Окружности, проведенные через северный и южный полюса. (Меридианы)
9. Какой высоте соответствует каждый цвет, видно из таблицы, помещенной внизу карты.(Шкала высот)
3. Работа с топографической картой (атлас)
- Вот какой багаж собрали наши начинающие туристы. Но кое, что они забыли.
план местности – это ……
Задание № 1
Группа 1 движется
Заполните таблицу:
Маршрут |
Расстояние (м) |
Направление |
От станции до родника |
570 |
Север |
От родника до дома лесника |
340 |
Северо-восток |
Итого |
880 |
|
Задание № 2
Наш путь пролегает дальше прочтите наш маршрут (чтение текста с условными знаками).
4 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Работа с текстом.
Задание № 3
Сравнение пм и г.к. карандашом подчеркните то, что общего между ними, а ручкой то чем отличаются.
План местности – это чертёж небольшого участка местности сверху в крупном масштабе при помощи условных знаков. На плане изображаются небольшие участки земной поверхности: школьный участок, посёлок и т. д. Планы местности вычерчиваются в крупных масштабах (1 : 5000 и крупнее) и составляются непосредственно на местности или по аэрофотоснимкам. На план наносятся все объекты и детали местности в заданном масштабе. При вычерчивании плана кривизна земной поверхности из-за малой величины не учитывается, допускается, что изображаемые участки плоские. Все предметы показываются такими, какие они есть на самом деле, без искажений, сохраняется их форма очертания, только размер уменьшается в соответствии с масштабом. На планах нет градусной сетки. Направлением на север считается направление вверх, на юг – вниз, на запад – слева, на восток – справа. Направление на плане показывают дополнительно стрелкой с обозначением север–юг.
Географическая карта – уменьшенное, обобщённое изображение поверхности Земли на плоскости, сверху при помощи масштаба построенное в той или иной картографической проекции и масштабе. На географических картах изображаются большие территории и в более мелких, чем план, масштабах. При этом используются разнообразные материалы в зависимости от содержания карты, в том числе космические снимки. Для отображения на картах отбираются в зависимости от их содержания и назначения самые существенные объекты и свойства местности. При построении карт обязательно учитывается шарообразность Земли, поэтому неизбежны искажения объектов. На картах есть градусная сетка, поэтому направление север–юг определяют меридианы, направление запад–восток – параллели. Они могут быть не только прямыми линиями, но и дугами разной кривизны в зависимости от проекции карт.
6. Работа с географической картой.
Каким образом можно определить свое местонахождение на карте. Какую ещё информацию мы можем получить из географической карты. (высота, расположение)
Задание № 4.
- Наш дальнейший маршрут был написан на бумаге , но к сожалению во время непогоды мы не обеспечили сохранность документа и поэтому часть данных стерлась. Наша задача восстановить утерянные записи.
Пункт прибытия, отбытия |
Географические координаты |
Расстояние от предыдущего пункта |
Направление |
Высота над уровнем моря |
г.Владивосток |
440с.ш.,1330в.д. |
0 км |
- |
От 0-200 м |
О. Тайвань |
240с.ш.,1220в.д |
2340 км |
Юго-запад |
От 2000-3000 м |
г. Калькута |
220 с.ш,880 в.д |
2970 км по прямой |
Запад |
От 0-200 м |
г.Кейптаун |
340ю.ш.,180в.д. |
90000 км. |
Юго-запад |
От 0-200 м |
г. Рио-де-Жанеро |
220 ю.ш,570 з.д |
5775 км. |
Северо-запад |
От 200-500 м |
г. Нью-Йорк |
410 с.ш,720 з.д |
7740 км. |
Северо-запад |
От 0-200 м |
7. Контроль знаний по теме: ««Географические модели Земли».
1.Закончите предложение:
а) Географическая карта - это……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) Географические координаты - это…………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
2. Выберите верное утверждение:
А) план - это изображение небольшого участка земной поверхности в виде чертежа;
Б) на плане местность изображается на плоскости в направлении на юг;
В) на планах масштаб не указывается
3.Выберите основную черту плана местности:
А) имеет мелкий масштаб
Б) имеет географическую сеть координат
В) изображает территорию с учетом мельчайших подробностей
Г) учитывает кривизну земной поверхности при построении
4.Выберите именованный масштаб карты, соответствующий численному 1: 2500000:
А) в 1 см – 2,5 км Б) в 1 см – 25 км
В) в 1 см – 250 км Г) в 1 см – 2500 км
5.Выделите два верных утверждения:
А) долгота – это угол между плоскостями нулевого меридиана и экватора
Б) экватор делит Землю на два полушария – Северное и Южное
В) градусная сеть позволяет определять координаты точек суши и расстояния
6.Наиболее подробно изображена территория:
А) на карте полушарий Б) на физической карте мира
В) на карте России
7.Пользуясь картой мира, определи объекты по их географическим координатам:
А) 34 ю.ш. и 19 в.д. Кейптаун
Б) 55с.ш., 160 в.д. влк. Ключевская Сопка
В) 52с.ш., 0 з.д. Лондон
Б) 38 с.ш., 121 з.д. Сан-Францизско
8.Используя физическую карту России, определите название зашифрованного города среди указанных в ответе, отобрав первые буквы из названий населенных пунктов в том порядке, в котором даны их географические координаты:
1. 59° с. ш., 143° в. д.
2. 57° с. ш., 39° в. д.
3. 62° с. ш., 73° в. д.
4. 56° с. ш., 92° в. д.
1. Орел. 2. Омск. 3.Орск.4. Красноярск
8. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель предлагает дополнить предложение:
1. Я знаю, что такое…
2. Я могу..
3. Я научился…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.