Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"
Оценка 4.9

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Оценка 4.9
Игры
docx
русский язык
6 кл
04.04.2019
Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"
Данный урок в игровой форме помогает систематизировать знания об имени существительном, развивает навыки правильного произношения и написания этой части речи, способствует формированию орфографической зоркости, позволяет воспитывать познавательную активность. Детям очень нравится выбирать клетки с заданиями, среди которых встречаются ячейки с сюрпризом, переходом хода, сектор "Банкрот" и т. д.
урок имя существительное.docx
Повторение и обобщение по теме "Имя существительное". 6­й класс Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном. Задачи: систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; воспитывать познавательную активность    1 2  ХОД УРОКА 3 4              3б. 7              3б. 12 Переход  хода (3б.) 17              3б. 22           3б. 8 Счастливый  случай  13 Сюрприз(хна2) 18 Б 23          1б. 6                4б. 11               3б. 16                 3б. 21                    1б. 5           5б. 10            4б. 15           2б. 9 Переход  хода 14              2б.            2б. 19 20              4б. 24            3б. 25               3б.                4б.               3б.            3б. «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В. Ветвицкий 1. Работа с эпиграфом   Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная  часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена  существительные. 2. Вступительное слово учителя Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное» с  помощью волшебного квадрата, который будет нам помогать набирать баллы.  Итак, сейчас команды по очереди будут открывать клетки с цифрами, за  которыми скрываются от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности задания.  Если команда правильно отвечает на вопрос, получает открытый балл. Если  ответ неверный, команда­соперница может, правильно ответив, «перехватить» балл.       В нашем квадрате есть такие клетки:  ­ сюрприз ­  баллы умножаются на 2 (1 клетка); ­ счастливый случай ­ в случае правильного ответа команда получает  5 баллов (1клетка); ­переход хода ­ даются задания  сразу для трех команд.  Баллы получает  команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием (2 клетки) ­Банкрот – все баллы сгорают (1 клетка)    Учащиеся объединяются в 3 команды.  1(1б.) Дайте определение имени существительного. 2.(3б.) Назовите грамматические признаки имени существительного. 3.(3б.) Синтаксическая роль имени существительного в предложении. 4.(2б.) Игра «Составь предложение». Составьте с данными словами предложения, употребив их: I вариант – в мужском роде II вариант – женском роде Биолог, бригадир, сирота, жадина, обжора. 5.(5б.)  Распределить имена существительные в три столбика: мужской,  женский, средний род    . Город(м),  ощущение(с), рельс(м),  молодёжь(ж), впечатление(с),  картофель(м), мышь(ж), тётя(ж), парта(ж), солнце(с), путь(м), полотенце(с),  движение(с), вещь(ж), рюкзак(м), цветок(м), столица(ж), площадь(ж),  умывание(с). 6.(4б.)  Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена  существительные, род которых определить трудно. Составить  словосочетания  сущ. + прилаг. Рояль ( старый), вестибюль (уютный), фойе (красивое), кофе (крепкий), тюль  (новый),( красивый) бра, (больная) мозоль, (белый) какаду,   ( железнодорожный) рельс, (модная) туфля,( карликовый) шимпанзе, (старое)  пальто, (широкое) шоссе, (ветвистое) метро.  7.(3б.). Что нового вы узнали о склонении имён существительных в 6  классе? • Найдите среди данных существительных разносклоняемые. Поставьте  их в Р., Д., Т., П. падежах. Долина, знамя(+), вестибюль, свобода, стремя(+), история, время(+),  экспедиция, аллея, имя(+), опасность, пламя(+),путь(+), урожай. 8.(Счастливый случай)+ 5б. за правильный ответ Определите синтаксическую роль существительных в предложении:    Книга­ источник знаний. 9.(переход хода)Для 3­х команд Определить склонение имен существительных.  1 скл. – 1 команда 2 скл. – 2 команда  3 скл. – 3 команда  Капитан, машина, сердце, ровесник, лестница, герой, скатерть, мастер,  фонарь, долина, горизонт, юноша, сарай, гавань, конь, кровать, кроватка,  здание, лекция, змея, облако. торт, спорт, окно, дерево, мать, дочь, печь, дядя, конь, парта, весло, конфета, мысль, кружка, поселение, веселье. 10(4б.) В каких случаях не с существительными пишется слитно, а в  каких – раздельно? • Запишите правильно, объясните написание. Остановиться в (не)решительности, (не)брежность в одежде, упрёк в  (не)серьёзности, ошибки из­за (не)внимательности, (не)аккуратность ученицы,  (не)приветливость в обращении, рассказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, оказаться (не)веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь,  большие (не)взгоды. 11(3б.) Расскажите о правописании букв Ч и Щ в суффиксе – ЧИК (­ ЩИК) От глаголов образовать существительные, называющие людей по  профессии, роду деятельности• Вставьте в  суффиксы пропущенные  орфограммы. Грузить, расфасовывать, летать, сваривать, стеклить, разносить.       Извоз…ик, обход…ик, прессов…ик, рез…ик, руб…ик, груз…ик, съём… ик, смаз…ик, перебеж…ик, формов…ик, копиров…ик, перепис…ик,  расфасов…ик, стеколь…ик, автомат…ик, лёт…ик, объезд…ик, разнос…ик,  свар…ик.   12(Переход хода. Задание для 3­х команд)  Перед вами смешной, но «коварный» рассказ. Попробуйте в нем  справиться с написанием суффиксов ­    щик  ­, ­     ­.  чик  Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в группу  опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много сил, мужества и  времени пришлось затратить ему для выполнения задания: он побывал  и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком, и экскаватор…иком,  и водопровод…иком, и паркет…иком, и электросвар…иком, и  даже кровель…иком, когда выяснилось, что заговор…ики были просто  строителями, а в их тайные планы входило строительство новой школы. 13.  Сюрприз (баллы умножаются на 2) 14.(2б.). Синтаксическая пятиминутка Составьте новое предложение, взяв из данных вам предложений нужные         члены предложения. 1.  Дети весело играют.    (Обстоятельство) 2.  Дуб шелестит листвой.  (Сказуемое) 3.  Ветерок резвится в небе.   (Подлежащее) 4.  Береза покрылась листочками.  (Дополнение) 15(2б.) Выпишите только те слова, которые являются существительными Зелень, зелёный, зеленеть. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный,  темнота, темнеть. 16(3б.) Из предложенных слов выпишите существительные а) разносклоняемые б) существительные общего рода Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси,  время, пальто, темя, непоседа 17(3б.) Как различаются на письме суффиксы –ик, ­ек? • Запишите правильно, объясните написание. Сыноч…к, подароч…к, мяч…к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к,  карандаш…к, ореш…к, пузырёч…к, кирпич…к, василёч…к, огонёч…к,  кусоч…к, ларёч…к. 18.(Б) 19(4б.) Когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и  суффиксах существительных? • Вставьте нужную гласную. Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к, человеч…к,  шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к, круж…к, точ…чка,  суч…к, мыш…нок, пирож…к, горшоч…к, червяч…к, пастуш…к, зайч…нок. 20.(3б.) ­ Сколько склонений у существительных в русском языке? ­ Какие существительные мы называем разносклоняемыми? ­  Какие существительные относятся к несклоняемым? 21.(1б.) ­ Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.) 22.(3б.) Род есть и у несклоняемых существительных. Задание: найдите четвертое «лишнее».  1) Кафе, какаду, кашне, кино 2) Тюль, бюллетень, кольраби, рояль 3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь 23.(4б.) У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном  как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной  формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о. 1­ согласен,  0 ­  не согласен   1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки. 2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их  постоянный признак. 3. Существительные изменяются по родам. 4. Имя существительное имеет два склонения. 5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам. 6. Имена существительные на –а(­я), называющие качества людей, относятся к  существительным общего рода. 7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как  существительные 3 склонения. 8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения. Самопроверка по ключу: (Ключ на доске) 1 – 1                     5 ­ 1 2 – 1                     6 ­ 1 3 – 0                     7 ­ 0 4 – 0                     8 – 1 24.(3б.) Выпишите несклоняемые имена существительные: время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, кофе, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя,  академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя. 25.(3б.)  Определите род несклоняемых имен существительных: 1) густонаселен... Сан­Франциско, 2) огромн... Гоби, 3) полноводн… Конго, 4) солнечн… Тбилиси, 5) глубок... Онтарио Рефлексия Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Вы прекрасно усвоили тему  «Имя существительное», показали хорошие знания. Поднимите карточку со смайликом, отражающим ваше настроение во время урока.  Итоги урока, выставление оценок. Домашнее задание Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к,  человеч…к, шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к,  круж…к, точ…чка, суч…к, мыш…нок, пирож…к, горшоч…к, червяч… к, пастуш…к, зайч…нок. Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к,  человеч…к, шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к,  круж…к, точ…чка, суч…к, мыш…нок, пирож…к, горшоч…к, червяч… к, пастуш…к, зайч…нок. Друж…к, жуч…к, петуш…к, врач…м, полотенц…м, замоч…к,  человеч…к, шапч…нка, кулач…к, подуш…чка, ореш…к, луж…к,  круж…к, точ…чка, суч…к, мыш…нок, пирож…к, горшоч…к, червяч… к, пастуш…к, зайч…нок.  Определите род несклоняемых имен существительных: 1) густонаселен... Сан­Франциско, 2) огромн... Гоби, 3) полноводн… Конго, 4) солнечн… Тбилиси, 5) глубок... Онтарио  Определите род несклоняемых имен существительных: 1) густонаселен... Сан­Франциско, 2) огромн... Гоби, 3) полноводн… Конго, 4) солнечн… Тбилиси, 5) глубок... Онтарио  Определите род несклоняемых имен существительных: 1) густонаселен... Сан­Франциско, 2) огромн... Гоби, 3) полноводн… Конго, 4) солнечн… Тбилиси, 5) глубок... Онтарио Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в  группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много  сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения  задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком,  и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком,  и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось,  что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы  входило строительство новой школы. Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в  группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много  сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения  задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком,  и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком,  и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось,  что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы  входило строительство новой школы. Однажды развед…ик получил ответственное задание: внедриться в  группу опасных заговор…иков и узнать об их тайных планах. Много  сил, мужества и времени пришлось затратить ему для выполнения  задания: он побывал и бетон…иком, и камен…иком,  и свар…иком,  и экскаватор…иком, и водопровод…иком, и паркет…иком,  и электросвар…иком, и даже кровель…иком, когда выяснилось,  что заговор…ики были просто строителями, а в их тайные планы  входило строительство новой школы. 1­ согласен,  0 ­  не согласен   1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки. 2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный  признак. 3. Существительные изменяются по родам. 4. Имя существительное имеет два склонения. 5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам. 6. Имена существительные на –а(­я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода. 7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3  склонения. 8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения 1­ согласен,  0 ­  не согласен   1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки. 2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный  признак. 3. Существительные изменяются по родам. 4. Имя существительное имеет два склонения. 5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам. 6. Имена существительные на –а(­я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода. 7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3  склонения. 8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения 1­ согласен,  0 ­  не согласен   1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки. 2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный  признак. 3. Существительные изменяются по родам. 4. Имя существительное имеет два склонения. 5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам. 6. Имена существительные на –а(­я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода. 7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3  склонения. 8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Обобщающий урок по русскому языку на тему "Имя существительное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019