Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Южно – Курильск»
План-конспект урока по географии в 7 классе
Урок обобщения знаний по теме:
«Южная Америка»
Подготовила учитель географии
Башарова Л.Т.
Урок обобщения знаний по теме: «Южная Америка».
Цели урока:
v систематизировать и обобщить знания учащихся по материку «Южная Америка» .
Задачи:
образовательные:
v выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными в ходе изучения данной темы;
развивающие:
v развивать умение творчески подходить к решению самых разнообразных задач, делать выводы;
v развивать умение объяснять особенности природы материка, анализируя и сопоставляя карты атласа;
v развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
воспитательные:
v воспитывать умение работать в коллективе;
v воспитывать географическую культуру учащихся.
Тип урока: урок систематизации и обобщения материала.
Методы: наглядные, практические, проблемно-поисковые, исследовательский, репродуктивный
Формы урока: урок-игра путешествие.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, физическая и политическая карты Южной Америки, атласы, карточки с заданиями.
Предварительная работа: подготовка презентации «Обобщение по теме: «Южная Америка»,
раздаточный материал (тест).
План урока:
1. Введение в игру.
2. Ход игры.
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
Ход урока.
Этап урока, учебный материал с указанием заданий |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Подготовка к основному этапу урока. Ребята в течении нескольких уроков мы с вами изучали материк Южная Америка. Мы побывали в самых разных её уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными зонами, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Всё это позволило составить единый образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго. Сегодня у нас урок повторение. А значит какую цель мы поставим себе на урок?
Наш урок пройдёт в необычной форме, мы вместе отправимся в далёкое путешествие на материк – красот и чудес. Капитаном путешествия буду я, а вы юнгами. Класс мы поделили на пять команд. В каждой команде есть старший юнга, который следит за выполнением заданий, сообщает об их выполнении или сигнализирует учителю в случае затруднений. Успешно справившиеся с заданием команды награждаются «жетоном». А теперь давайте придумаем своим командам название, обязательно южноамериканское. – Путешествие будет проходить по следующим станциям: 1. «Географическая» 2. «Разминка» 3. «Картографическая» 4. «Путаница» 5. «Страноведческая» 6. «Третий лишний» 7. «Сувенирная лавка» 8. «Биологическая»
3. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний. Станция 1. « Географическая» Каждая группа получает задания. В течении 3 минут вы должны подготовить устный ответ и отчитаться у карты. Задания для 1 группы. Определить расположение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Задания для 2 группы. Определить крайние точки материка и протяженность материка с севера на юг и с запада на восток. Задания для 3 группы. Определить климатические пояса, в которых расположен материк. Задания для 4 группы. Определить положение материка относительно других материков. Задания для 5 группы. Вспомнить и перечислить любые 5 рекордов материка
Станция 2. « Разминка» – На этом этапе я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны быстро, без предварительной подготовки, ответить. 1. Какой океан омывает западные берега Южной Америки? (Тихий океан) 2. Море на севере материка? (Карибское) 3. Крайняя западная точка материка? (м. Париньяс) 4. Самая крупная по площади низменность? (Амазонская) 5. Горы на западе Южной Америки, самые длинные горы в мире? (Анды) 6. Полупустыня на юге материка, место приключений героев Ж. Верна? (Патагония) 7. Какой язык нужно знать, чтобы общаться с жителями Бразилии? (португальский) 8. Как переводится название дерева кебрачо? (Сломай топор) 9. Ветры, больше всего влияющие на климат восточного побережья Южной Америки? (пассаты) 10. Самый высокий водопад мира. (Анхель) 11. Как переводится слово “Анды”? (медные горы) 12. Один из крупнейших притоков Амазонки? (Мадейра) 13. Второе название южноамериканской степи. (Пампа) 14. Высшая точка в Южной Америки? (г. Аконкагуа) 15. Самое крупное из высокогорных озёр? (Титикака) 16. “Серебряная низменность”. (Ла-Платская) 17. Хищная рыба в Амазонке? (Пиранья) 18. Лес, богатый растительным и животным миром? (экваториальный) 19. Территория, какой части Южной Америки покрыта джунглями? (Северной) 20. Мелкий грызун Анд с ценным мехом. (Шиншилла) 21. Самая большая равнина земного шара. (Амазонская низменность) 22. Влажные экваториальные леса Южной Америки. (Сельва) 23. Народ образовавшийся при смешении европейцев и индейцев. (Метисы) 24. Единственное море омывающее материк. (Карибское) 25. Самая сухая пустыня мира. (Атакама) 26. Самое большое озеро по площади. ( Маракайбо) 27. Крайняя западная точка Южной Америки. (мыс Париньяс) 28. Какое место занимает южная Америка по площади? (4) 29. Архипелаг, на котором обитают самые крупные ящерицы в мире. (Галапогоские острова). 30. Южную Америку от Северной отделяет…. (Панамский канал) Станция 3. «Картографическая». Мне на почту пришли необычные письма, вместо адреса только названия географических объектов. А давайте посмотрим где находятся эти объекты и откуда же мне прислали эти письма.
1. М.Фроуэрд 2. Карибское море 3. м.Кабу-Бранку 4. пролив Дрейка 5. река Парана 6. озеро Титикака 7. Гвианское плоскогорье 8. Ла-Платская низменность 9. горы Анды 10. Амазонская низменность 11. Бразильское плоскогорье 12. озеро Маракайбо 13. м. Гальинас 14. Фолклендские о-ва 15. м.Париньяс
Станция 4. « Путаница». На одном из пляжей Рио-де-Жанейро мальчик нашел бутылку, внутри которой оказалось послание. Как же он удивился, когда прочитал. В послании было допущено очень много ошибок и все перепутано. Давайте поможем разобраться с этим посланием.
«Наконец участники нашей экспедиции достигли загадочной Амазонии. Наш интерес к этой самой маловодной реке мира, несущей свои воды в Тихий океан был огромным. С большим трудом экспедиция пробиралась сквозь непроходимые дебри тайги. Растительный мир здесь просто удивителен! Не задерживаясь мы поспешили дальше. На дороге, вдали от нашей тропы мы увидели кенгуру, быстро удаляющуюся вглубь зарослей. После кратковременного привала мы отправились дальше. Вскоре тучи заволокли небо, и пошел мелкий моросящий дождь. К счастью он быстро закончился, и мы снова двинулись в путь. Особенно нас поразило своим мощным стволом огромное, дерево баобаб которое часто называют обезьяним хлебом. А так же дерево кебрачо, получившее свое название из-за очень мягкой древесины и название переводится как « легкое облако». Невдалеке послышался шорох. Из зарослей показалась ехидна, это самый большой грызун на земле. Совсем рядом пролетела крошеная птичка лирохвст, она так быстро машет своими крылышками, что создается впечатление как будто, их у нее нет. И снова все замерло, воцарилась тишина. Наступила тропическая ночь.»
Станция 5. «Страноведческая» С каждой команды выходят по одному участнику к доске и решают кроссворд «Страны Южной Америки». Остальные участники команд получают задания на определение одной из стран Южной Америки по краткому описанию.
Задания для 1 группы. Эту страну называют страной «зеленого золота» и «золотых плодов» - культурное растение родом из Африки, привезенное в эту южноамериканскую страну и принесшее ей всемирную славу. «Золотые плоды», превращающиеся после обработки во вкуснейшее кондитерское изделие, дает тропическое дерево. Назови страну и ее столицу, о каких плодах идет речь. (Бразилия-Бразилиа, кокао)
Задания для 2 группы. Это вторая по площади страна Ю.А. Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова “серебро”, не нашли в ней драгоценных металлов, за которыми охотились. Они и реку Ла-Плата окрестили так, полагая, что плывут по ней в сказочную страну Эльдорадо… Столица страны означает «хороший попутный ветер». О какой стране идёт речь? Как называется столица государства? (Аргентина-Буэнос-Айрес))
Задания для 3 группы. Эта страна – древнейших цивилизаций. Название страны происходит от искажённого индейского слова “биру” – река. Население страны составляют индейцы, потомки испанцев и метисы. В стране два государственных языка – кечуа, испанский. Она богата рудными полезными ископаемыми и плодородными землями. Столица была основана 18 января 1535 года испанским конкистадором Франсиско Писарро и от имени испанского короля Карлоса V был назван "Сьюдад-де-Лос-Рейес" - "Город королей". Название было выбрано в честь трех царей-волхвов, принесших дары младенцу Иисусу. Но со временем закрепилось другое название. По одной из версий это искаженное название реки Римак (на языке кечуа "Говорящая река"), на берегу которой стоит город. О какой стране идёт речь? Как называется столица государства? (Перу-Лима)
Задания для 4 группы Эта страна расположена на экваторе. Занимает второе место по запасам нефти в Латинской Америке после Венесуэлы. «Бриллиант на перстне мира» – так образно называл страну один из поэтов. Название страны происходит от латинского слова «уравнивать». Столица названа в честь племен индейцев, которые здесь жили Китос. О какой стране идёт речь? Как называется столица государства? (Эквадор-Кито)
Задания для 5 группы. Это государство имеет самую длинную и узкую территорию в мире: в длину 4300 км и 15-355 км в ширину. В переводе с индейского название страны означает «снег», «холодно». Сталицу назвали в честь покровителя Испании Святого Якова. О какой стране идёт речь? Как называется столица государства? (Чили-Сантьяго)
Кроссворд приложение 4.
Станция 6. « Третий лишний».
Найдите лишнее слово 1. Амазонская – Ла-Платская – Оринокская – Гвианское 2. Аргентина – Уругвай – Алжир – Боливия 3. Саванны – тайга - пампа – сельва 4. Парана – Маракайбо – Ориноко – Амазонка 5. Гевея – сейба – хинное дерево – анаконда 6. Бразилия – Перу – Чили – Каракас – Аргентина 7. Лама – броненосец –утконос – ягуар 8. Гуачо – бушмены – мулаты – самбо – метисы 9. Пума – муравьед – собака динго – кондор – шиншилла 10. Аргентина – Колумбия – Намибия – Гайана.
Станция 7. « Сувенирная лавка»
1. В чёрном ящике находится культурное растение, которое часто называют вторым хлебом. В Европе впервые появилось в Испании, и Англии благодаря Х. Колумбу. В Россию мешок с плодами растения прислал из Голандии Пётр 1. При царском дворе его называли “тартуфель” и подавали только на банкетах. Как же его называют? (картофель) 2. У древних народов Америки это растение было в особом почёте. Ему посвящались стихи, песни, легенды, религиозные ритуалы. Бога дождя изображали с этим растением. В Европе впервые узнали об этом растении от Х. Колумба, сейчас его можно встретить во многих местах земного шара, много его на Кавказе. Плоды вкусны, из них делают муку, крахмал, масло, сироп, консервы. Индейцы готовят из плодов хлеб и кашу. Индейское название этого растения – маис. А как называем его мы? (кукуруза) 3. Индейцы племени ацтеков называли это растение «тумантала», что означает большая ягода. У первых растений, привезенных из Америки, плоды были желтого цвета и мелкие, как райские яблоки, из которых варили варенье. На солнце эти плоды так светились, что итальянцы ахнули: “Золотое яблоко!” Сначала их сажали на клумбах для красоты, пробовать плоды не разрешалось, ходили слухи, что они вредны для здоровья. Самыми смелыми оказались португальцы, потом немцы, французы, итальянцы. Растение переселилось с клумб в огород В России они появились во времена царствования Екатерины II. Ходили слухи, что они не съедобны. Только в 1850 году наши соотечественники узнали, что они вкусны и полезны (томат). 4. В Америке это растение было священным цветком, который был назван индейцами солнечным цветком. Соцветие отливали из золота и носили на торжествах, а также украшали религиозные места. Испанские моряки из экспедиции Колумба очень заинтересовались необычным и красивым цветком и привезли его в Европу, где он был посажен в ботаническом саду в Мадриде. В Европе его долгое время разводили как декоративное растение. Но позже стали известны и другие свойства этого красивого растения, которые стали использоваться в других сферах. (подсолнух) 5. Это — ценнейшая масличная культура. По вкусу он вполне
соперничает с фундуком, недаром его также называют орехом. В его плодах кроме
масла много белка. У этого однолетнего бобового
растения плоды зреют по-особому: нижние цветки после опыления постепенно заглубляются
в землю, там из них и вырастают бобы с красноватыми семенами. Отсюда и
русское название — земляной орех. 6. Издревле растет в жарких странах Южной Америки удивительное дерево. Представители древних индейских цивилизаций называли его «какахоатль», а плоды считали священными, использовали их и в качестве денег. Из обжаренных бобов ацтеки готовили горячий напиток, горький и пряный, пить который могла лишь местная знать. Это — дерево какао, или шоколадное дерево. Не зря король ботаников Карл Линней придумал для него красивое название — Теоброма, или «пища богов». Горький «чоколатль» не пришелся по вкусу жителям Старого Света. Сладкие же напитки и десерты из «волшебных бобов» стали невероятно популярны. (кокао) Станция 7. «Биологическая» (если останется время). 1) Самый крупный в мире грызун. Тело его покрыто жесткой щетиной. На пальцах — плавательные перепонки: отлично плавает и ныряет. Живет по берегам рек, там, где высокая трава. Ест водные растения (водосвинка капибара). 2) Грызун с мягкой, густой и прочной шерстью. Это небольшой зверек с повадками кролика. Живет на границе Перу и Чили, на высоте 3—6 км, в расщелинах скал (шиншилла). 3) Бесценный млечный сок этого дерева – основной источник получения натурального каучука. Не будь его, учёные ещё долго бы искали пути изготовления такого незаменимого ныне материал, как резина (бразильская гевея). 4) Это дерево характерно для тропических редколесий на северо-востоке Бразильского плоскогорья. Стволы некоторых из них имеют несколько метров в поперечнике (бутылочное дерево). 5) Лист этого удивительного цветка Амазонки может выдержать ребёнка весом до 35 кг (виктория регия). 6) Это животное называют стервятниуом аргентинской пампы за его особую любовь к падали (броненосец) 7) Самый крупный и могучий представитель кошачьих в Западном полушарии, название которого с индейского языка охначало «убийца», справляющийся жертвой одним прыжком. (ягуар) 8) Самая крупная летающая птица на Земле, обитающая в Южной Америке, размах крыльев достигает три метра. (кондор) 9) Самая большая нелетающая птица Западного полушария. (страус нанду) 10) Это животное обитает на широте экватора в высокогорьях Анд, поэтому имеет густую, длинную шерсть. (лама-альпака) 11) Считается самой ненасытной птицей на земле- способна пить и съедать больше пищи, чем составляет масса её тела- 2,5 грамма. Спят вниз головой как летучие мыши. (колибри). 12) Это, пожалуй, самое медлительное животное, которое только встречалось человеку. Из-за малой подвижности в его шерсти начинают расти водоросли, что очень заметно по его зелёному оттенку шкуры. Это очень помогает животному в плане маскировки. Спят животные около 16 часов в сутки, а после сна приступают к трапезе. Они могут и не передвигаться, если у них под «рукой» всегда будет еда. (Ленивец).
4. Подведение итогов На этом наше путешествие закончилось. И я надеюсь, что тот образ, который мы составили, ещё раз знакомясь с природой материка и странами, останется надолго в вашей памяти. - Ребята поделитесь своими впечатлениями об уроке. Закончи предложение… Ø Я узнал… Ø Было интересно… Ø Было трудно… Ø Я понял, что… Ø Я научился… Ø У меня получилось… Ø Мне понравилось… Ø Я расскажу дома родителям… – А сейчас, подведём итог, посчитаем количество заработанных вами жетонов, и поставим оценку. 5.Домашнее задание. Выберите себе домашнее задание по желанию. 1. Составить кроссворд (до 10 слов) - «Страны Южной Америки» - «Растения и животные Южной Америки». 2. Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.
|
Подготовка учебника, атласа, тетради
Учащиеся формулируют цель урока.
Работают с картами атласа. Выступление учеников.
Устно отвечают на вопросы.
По три ученика из команды выходя и крепят названия географических объектов на карту.
Команды исправляют ошибки в тексте. Первая команда отчитывается перед всеми. Остальные работы оценивает жюри.
У доски работают слабые ученики (получившие опережающее задание, выучить страны Южной Америки и их столицы) Остальные учащиеся работают в группах. По фотографиям достопримечательностей и описанию страны называют название страны, её столицу, показывают на карте.
Находят лишние слова и объясняют свой выбор.
По описанию определяют культурные растения завезенные из Южной Америки.
По фотографии и описанию определяют животных или растения.
Рефлексия, учащиеся по очереди заканчивают предложения, высказывая своё мнение об уроке
Выбирают и записывают домашнее задание в дневники.
.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.