Семинар «Средства обучения»
Подготовила: Абдулманафова Г.С., преподаватель
Лянторский нефтяной техникум
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
Выделяют следующие группы средств обучения:
учебно-наглядные,
вербальные,
специальное оборудование,
технические,
информационно-компьютерные
Учебно-наглядные пособия
предназначены для демонстрации и
формирования конкретных образов
предметов, явлений. Эти средства
демонстрируются без помощи техники.
Натуральные пособия:
образцы объектов природного (коллекции
минералов, чучела животных, гербарии и др.);
или искусственного (детали, приборы,
инструменты, коллекции строительных
материалов и др.) происхождения. Они дают
объёмное представление об объекте.
Изобразительные пособия бывают:
плоскостными (рисунки, фотографии, плакаты) и объёмными (модели, макеты, муляжи и др.).
Изобразительные пособия могут быть
статическими (неизменными) и динамическими
(стенды - трансформеры, действующие
модели).
Знаковые пособия делят:
на схематические (чертежи, схемы)
и символические (формулы, графики, диаграммы).
Знаковые пособия демонстрируют
принципиально важные элементы явления,
объекта, процесса.
К вербальным (словесным) средствам обучения относят:
Специальное оборудование –
совокупность средств, ориентирующих
студентов на практическую
деятельность.
К ним относят орудия и средства труда,
лингафонные кабинеты, тренажёры,
оборудование и средства для проведения
лабораторных и практических работ.
Технические средства обучения (ТСО) –
информационно-компьютерные средствва обучения, такие как:
компьютерные обучающие программы,
электронные учебники,
тестовые системы,
обучающие системы на базе мультимедийных технологий,
средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и пр.),
электронные библиотеки.
Только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в
процесс обучения, - это такая работа, которая
выполняется без непосредственного участия
преподавателя, но по его заданию в специально
предоставленное для этого время; при этом
учащиеся сознательно стремятся достигнуть
поставленной в задании цели, проявляя свои усилия
и выражая в той или иной форме результаты своих
умственных и физических (или тех и других вместе)
действий.
Б.П. Есипова
Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний
Серьезное внимание следует обращать на
формирование у студентов умения
самостоятельно осмысливать и усваивать новый
материал по учебнику.
Нередко самостоятельной работе с учебником
может предшествовать демонстрация опытов и
наглядных пособий целью создания на занятии
проблемной ситуации и стимулирования
учащихся к более вдумчивому осмыслению
изучаемого материала.
Изучение нового материала по учебнику
нередко проводится в форме
выборочного чтения отдельных мест с
целью самостоятельного усвоения
вопросов описательного характера. В
таком случае изложение материала
преподавателем чередуется с работой
учащихся над учебником.
При изучении нового материала нередко
возникает необходимость обратиться к краткому
воспроизведению пройденных ранее тем.
Основным методом в таких случаях, как
правило, выступает устный опрос. Однако
зачастую он не дает желаемого эффекта, так как
многие студенты не всегда могут вспомнить и
воспроизвести пройденный материал. В таких
случаях лучше использовать самостоятельную
работу с учебниками.
Работа с учебником ни в коем случае не должна
занимать весь урок.
Ее необходимо совмещать с другими формами и
методами обучения. Так, после работы с
учебником обязательно нужно проверять
качество усвоения изучаемого материала, давать
упражнения, связанные с выработкой умений и
навыков и дальнейшим углублением знаний студентов.
А беседуя со студентом, не забудьте ему задать два
вопроса: «Помогает ли тебе учебник стать
человеком?», «Стать лучшим человеком?».
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
мотивирование регулярной
целенаправленной работы по освоению
специальности;
развитие самостоятельного мышления
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
овладение технологическим учебным инструментом.
В средних специальных учебных
заведениях используют следующие
основные виды домашних заданий в
зависимости от поставленной цели:
Цель | Вид домашнего задания |
Первичное овладение | Чтение учебника, первоисточника, |
Цель | Вид домашнего задания |
Закрепление и | Работа с конспектом лекции, |
Цель | Вид домашнего задания |
Применение знаний, формирование умений | Решение задач и упражнений по образцу, вариатиновных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа и работа на тренажере. |
ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Дипломное проектирование - организационная
форма обучения, применяемая на
завершающем этапе учебного процесса. Оно
заключается в выполнении студентами
дипломных проектов или дипломных работ, на
основании защит которых Государственная
аттестационная комиссия выносит решение о
присвоении учащимся квалификации
специалиста.
Дидактическими целями дипломного проектирования являются:
Дипломный проект - это комплексная
самостоятельная творческая работа, в ходе
выполнения которой студенты решают
конкретные производственные задачи,
соответствующие профилю деятельности и
уровню образования специалиста. В средних
специальных учебных заведениях студенты
выполняют также дипломные работы,
отличающиеся от дипломных проектов учебно-
исследовательским характером поставленной
задачи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.