Обобщение и распространение передавого педагогического опыта

  • ppt
  • 24.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала средства обучения.ppt

Семинар «Средства обучения»

Подготовила: Абдулманафова Г.С., преподаватель

Лянторский нефтяной техникум
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»

Выделяют следующие группы средств обучения:

учебно-наглядные,
вербальные,
специальное оборудование,
технические,
информационно-компьютерные

Учебно-наглядные пособия
предназначены для демонстрации и
формирования конкретных образов
предметов, явлений. Эти средства
демонстрируются без помощи техники.
К этой группе относят:
натуральные,
изобразительные,
и знаковые пособия.

Натуральные пособия:
образцы объектов природного (коллекции
минералов, чучела животных, гербарии и др.);

или искусственного (детали, приборы,
инструменты, коллекции строительных
материалов и др.) происхождения. Они дают
объёмное представление об объекте.

Изобразительные пособия бывают:

плоскостными (рисунки, фотографии, плакаты) и объёмными (модели, макеты, муляжи и др.).

Изобразительные пособия могут быть
статическими (неизменными) и динамическими
(стенды - трансформеры, действующие
модели).

Знаковые пособия делят:
на схематические (чертежи, схемы)
и символические (формулы, графики, диаграммы).

Знаковые пособия демонстрируют
принципиально важные элементы явления,
объекта, процесса.

К вербальным (словесным) средствам обучения относят:

учебную и учебно-методическую литературу;
словари, дидактические материалы.

Эта группа средств применяется в учебном
процессе для освоения, углубления знаний, для
самостоятельного изучения материала,
выполнения практических занятий.

Специальное оборудование
совокупность средств, ориентирующих
студентов на практическую
деятельность.
К ним относят орудия и средства труда,
лингафонные кабинеты, тренажёры,
оборудование и средства для проведения
лабораторных и практических работ.

Технические средства обучения (ТСО)
устройства, с помощью которых даётся информация
и контролируется её усвоение.
Эти средства широко используются для
формирования новых знаний, облегчают передачу
учебной информации, помогают управлять
вниманием студентов. Сами ТСО не содержат
информации, она находится в носителях – слайдах,
киноплёнках, магнитофонных лентах, видеокассетах
и пр.

информационно-компьютерные средствва обучения, такие как:
компьютерные обучающие программы,
электронные учебники,
тестовые системы,
обучающие системы на базе мультимедийных технологий,
средства телекоммуникации (электронная почта, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и пр.),
электронные библиотеки.

Методы
самостоятельной работы студентов по осмыслению и усвоению нового материала.

Только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.


К.Д.Ушинский

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в
процесс обучения, - это такая работа, которая
выполняется без непосредственного участия
преподавателя, но по его заданию в специально
предоставленное для этого время; при этом
учащиеся сознательно стремятся достигнуть
поставленной в задании цели, проявляя свои усилия
и выражая в той или иной форме результаты своих
умственных и физических (или тех и других вместе)
действий.
Б.П. Есипова

Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний
Соблюдение следующих требований:
правильный выбор материала (темы) для
самостоятельного изучения по учебнику на
уроке с целью овладения новым материалом.
В процессе занятий преподавателю нужно
наблюдать за ходом самостоятельной работы
учащихся, задавать некоторым из них вопросы, чтобы
выяснить, как они понимают изучаемый материал.
Если некоторые из них будут встречаться с
затруднениями, необходимо помочь им разобраться в
непонятных положениях.

Серьезное внимание следует обращать на
формирование у студентов умения
самостоятельно осмысливать и усваивать новый
материал по учебнику.
Нередко самостоятельной работе с учебником
может предшествовать демонстрация опытов и
наглядных пособий целью создания на занятии
проблемной ситуации и стимулирования
учащихся к более вдумчивому осмыслению
изучаемого материала.

Изучение нового материала по учебнику
нередко проводится в форме
выборочного чтения отдельных мест с
целью самостоятельного усвоения
вопросов описательного характера. В
таком случае изложение материала
преподавателем чередуется с работой
учащихся над учебником.

При изучении нового материала нередко
возникает необходимость обратиться к краткому
воспроизведению пройденных ранее тем.
Основным методом в таких случаях, как
правило, выступает устный опрос. Однако
зачастую он не дает жела­емого эффекта, так как
многие студенты не всегда могут вспомнить и
воспроизвести пройденный материал. В таких
случаях лучше использовать самостоятельную
работу с учебниками.

Работа с учебником ни в коем случае не должна
занимать весь урок.
Ее необходимо совмещать с другими формами и
методами обучения. Так, после работы с
учебником обязательно нужно проверять
качество усвоения изучаемого материала, давать
упражнения, связанные с выработкой умений и
навыков и дальнейшим углублением знаний студентов.
А беседуя со студентом, не забудьте ему задать два
вопроса: «Помогает ли тебе учеб­ник стать
человеком?», «Стать лучшим человеком?».

Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
закрепление, углубление, расширение и систематизация
знаний, полученных во время внеаудиторных занятий,
самостоятельное овладение новым учебным материалом;
формирование общетрудовых и профессиональных умений;
формирование умений и навыков самостоятельного
умственного труда;

мотивирование регулярной
целенаправленной работы по освоению
специальности;
развитие самостоятельного мышления
формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации;
овладение технологическим учебным инструментом.

В средних специальных учебных
заведениях используют следующие
основные виды домашних заданий в
зависимости от поставленной цели:

Цель

Вид домашнего задания

Первичное овладение
знаниями (усвоение
нового материала)

Чтение учебника, первоисточника,
дополнительной литературы;
составление плана текста,
конспектирование прочитанного,
графическое изображение структуры
текста; выписки из текста; работа со
словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными
документами; наблюдения.

Цель

Вид домашнего задания

Закрепление и
систематизация знаний

Работа с конспектом лекции,
повторная работа над
материалом учебника,
первоисточника, дополнительной
литературы; составление плана
ответа на специально
подготовленные вопросы;
составление таблиц, графиков,
схем; изучение нормативных
документов; ответы
контрольные вопросы; подготовка
к выступлению на семинаре, а
также рефераты и доклады,
составление библиографии.

Цель

Вид домашнего задания

Применение знаний, формирование умений

Решение задач и упражнений по образцу, вариатиновных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа и работа на тренажере.

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Дипломное проектирование - организационная
форма обучения, применяемая на
завершающем этапе учебного процесса. Оно
заключается в выполнении студентами
дипломных проектов или дипломных работ, на
основании защит которых Государственная
аттестационная комиссия выносит решение о
присвоении учащимся квалификации
специалиста.

Дидактическими целями дипломного проектирования являются:
расширение, закрепление и систематизация знаний,
совершенствование профессиональных умений и
навыков для решения конкретных профессиональных
задач;
развитие умений и навыков самостоятельного
умственного труда;
проверка и определение соответствия уровня и
качества подготовленности студентов Государственным
требованиям к минимуму содержания и уровню
подготовки по специальности и тем дополнительным
требованиям, которые предъявляет образовательное
учреждение к выпускнику.

Дипломный проект - это комплексная
самостоятельная творческая работа, в ходе
выполнения которой студенты решают
конкретные производственные задачи,
соответствующие профилю деятельности и
уровню образования специалиста. В средних
специальных учебных заведениях студенты
выполняют также ди­пломные работы,
отличающиеся от дипломных проектов учебно-
исследовательским характером поставленной
задачи.

Содержание дипломных проектов (работ) включает в себя:

введение, теоретическую часть;
опытно-экспериментальную часть выводы и заключение, рекомендации относительно возможностей применения полученных результатов;
список используемой лите­ратуры; приложение.