Обобщение изученного по теме "Виды сложных предложений" 9 класс

  • ppt
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Виды СП,повторение.ppt

Урок русского языка в 9 классе.
Обобщение изученного по теме «Сложные предложения.»

Рустамова Римма Магомедалиевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Мещеряковская СОШ»

Цель: формирование у учащихся умений различать виды сложных предложений, использовать сложные предложения в речи.
Задачи:
систематизация у учащихся знаний о типах сложных предложений;
совершенствование навыков грамотного письма;
развитие речи.

Настроимся на успешную работу.

Будь любознателен – и многое тебе откроется. Будь мудр – и многих ошибок ты сумеешь избежать. Будь отважен – и ты победишь.

Фразеологизм « Как в воду глядел»

Фразеологизм «Как в воду глядел»

Значение данного фразеологизма— «словно знал заранее», «словно предугадал».

Словарно- орфографическая работа

Прот..рать доску, с(?)едобный гри(б,п), ш..пот листвы, ц..пленок, (не)брежность, подоко(н,нн)ик, пол(лимона), у(с,з)кий мост, осе(н,нн)ий день, глиня(н,нн)ый кувшин, ярко(красный) шарф, изл..гать св..и мысли, пр..интересный ра(с,сс)каз, темная ноч(?).

Проверим.

Протирать доску, съедобный гриб, шепот листвы, цыпленок, небрежность, пол-лимона , узкий мост, осенний день, глиняный кувшин, ярко-красный шарф, излагать свои мысли, преинтересный рассказ, темная ночь.

Задание 1. Определить и назвать тип предложения.


1.Наступила осень, но на улице ещё было тепло.
2.Он не мог пойти в школу, потому что его одолел грипп
3. К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Чем выражается подлежащее?

Именем существительным, именем прилагательным (образованные от существительных, например: что? ванная- ванная комната), местоимением, числительным, наречием,причастием,неопр.формой глагола, служебными частями речи,н-р,«И»-это союз;междометием,н-р,*На улице прогремело «ура», цельными словосочетаниями.

Что же такое сказуемое?

Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? каков он?

Сложное предложение

Союзное

Бессоюзное

Простые предложения связаны с помощью союзов

Простые предложения связаны только по смыслу и интонационно

Сочинительные

Подчинительные

Сложные предложения

Сложносочиненные предложения

Сложноподчиненные предложения

Бессоюзные предложения

Сложносочиненные предложения с…

Соединительными союзами

Разделительными союзами

Противительными союзами

И, да(=и), тоже, также, не только..., но и…,

А, но, да(=но), однако, зато

Или, либо; то…,то..; не то…, не то…

Сложноподчиненные предложения с придаточными…

Изъяснительными

Определительными

Обстоятельственными

Отвечают на падежные вопросы

Отвечают на вопросы обстоятельств

Отвечают на вопросы определения

Определите вид сложного предложения

Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Молодые казаки ехали молча и удерживали слезы, так как боялись отца.
Фонари светили тускло, и улицы были пусты.

бессоюзное

сложноподчиненное

сложносочиненное

Составьте схемы предложений:

Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.
Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.
Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.

Проверим.

1 . [ ], что ( )-придаточная изъяснительная
2. [ ], чей( )- придаточная определительная
3. [ ], когда ( ), а ( )-придаточная обстоятельственная

Расставьте знаки препинания в предложениях:

С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна.
Когда человек утомлён и хочет спать то ему кажется что то же самое состояние переживает и природа.
Погода была ужасная ветер выл мокрый снег падал хлопьями фонари светились тускло улицы были пусты.

ПРОВЕРИМ

С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна.
Когда человек утомлён и хочет спать, то ему кажется, что то же самое состояние переживает и природа.
Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светились тускло; улицы были пусты.

Домашнее задание . Составьте предложения по данным схемам

1.

2.

3.

,

когда

,

.

.

.

Итоги урока

Повторили теоретические сведение о сложном предложении;
Повторили типы сложных предложений, средства связи между частями сложных предложений;

Составляли схемы сложных предложений
( сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных);

Урок окончен!

спасибо за работу!