Обобщение опыта
Оценка 4.6

Обобщение опыта

Оценка 4.6
docx
25.04.2022
Обобщение опыта
обобщение опыта Якимовой О.В..docx

Обобщение опыта работы

«Формирование основ информационной безопасности младших школьников»

Выступление на методическом объединении и педагогическом совете

Составила Якимова О.В.

 

Внедрение раннего изучения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в образовательный процесс обусловлено требованиям нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Поэтому огромным шагом на пути к решению проблем и задач образования стало появление специальной компьютерной учебной среды содержащей интерактивные виртуальные средства обучения.

         Использование ИД и МУ способствует повышению качества образования путём внедрения современных технологий, помогающих реализовать один из основных принципов « учись учиться». Независимо от этапа обучения, применение ИД на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.

         Наглядность, эмоциональное восприятие изучаемых объектов, работа на уроке становиться живым действием, вызывающим у уч-ся неподдельную заинтересованность. Компьютерная визуализация учебной информации оказывает существенное воздействие на развитие представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию. Существенно изменяет деятельность учителя и ученика, осуществляется деятельностный подход к изучаемому материалу. Ученик переключается с визуального восприятия информации на проблемно- поисковую деятельность.

Незаменимыми информационно-образовательными ресурсами являются электронные учебные пособия, интерактивные плакаты, электронные энциклопедии.

Специальное программное обеспечение позволяет работать с текстами и объектами, аудио и видео материалами. Интернет-ресурсами. Уч-ся 2-4 классов самостоятельно готовят материал для выступления, создают презентации для защиты проектных работ.

Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Пропаганда жестокости средствами массовой информации, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому большое значение приобретает формирование у школьников и в первую очередь у младших школьников навыков безопасной работы с информацией.

Информационная безопасность младшего школьника - педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия. Основу обучения информационной безопасности младших школьников составляют базовые умения работы с информацией, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, содержательный и психолого-педагогический компоненты данных занятий (направленность на формирование умения выявлять информационную угрозу и умения адекватно реагировать на нее.

Актуальность выбранной темы: «Формирование основ информационной безопасности младших школьников»  заключается в том, что мир стремительно меняется и, переходя в  стадию  информационного общества, изменяет все стороны жизни современного человека.

Целью создания условий для формирования особенностей информационной безопасности учащихся начальной школы был разработан  кружок по информационной безопасности.

Если у учащихся начальной школы систематически формировать правила информационной безопасности, то это будет способствовать тому, что младшие школьники будут адекватно воспринимать и оценивать информацию, критически подходить к её использованию, будут учитывать нравственные основы и культурные ценности при её представлении.

Задачи:

1)проанализировать источники угроз информационной безопасности младшего школьника;

2)выявить особенности формирование информационной безопасности личности младших школьников;

3)разработать и апробировать кружок по информационной безопасности для младших школьников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, математическая обработка данных, беседа-опрос, педагогический эксперимент.

Практическая значимость заключается в разработке кружка по информационной безопасности для применении в практике начальной школы.

Информационная безопасность младшего школьника - педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия. Основу обучения информационной безопасности младших школьников составляют базовые умения работы с информацией, в котором заключены вопросы организации и проведения занятий, содержательный и психолого-педагогический компоненты данных занятий (направленность на формирование умения выявлять информационную угрозу и умения адекватно реагировать на нее.

Ситуации информационных угроз с точки зрения наиболее опасных для жизнедеятельности младшего школьника можно условно разделить на четыре группы: дома, на улице, в общеобразовательной школе, в учреждениях дополнительного образования. Поскольку степень свободы ребёнка этого возраста невелика в силу того, что он большую часть времени находится под присмотром взрослых, в каждой из выделенных групп можно перечислить основные ситуации и соответствующие им источники угроз, несущие в себе явную или скрытую угрозу безопасности ребёнка:

1) дома («Звонок в дверь», «Негативное влияние определённой литературы, отдельных телевизионных программ, Интернета», «Телефонный звонок» и др.);

2)на улице («Разговор с незнакомым человеком», «Разговор со сверстниками, друзьями, знакомыми о благосостоянии семьи» и др.);

3)в школе («Неадекватное поведение персонала образовательного учреждения и одноклассников по отношению к учащимся, распространение о нём и его семье негативной информации» и др.);

4)Интернет СМИ («Сайты», « Сотовые операторы», «Мобильный интернет», «Излучения», «Телевизионные программы» и др.).

 Изучив различные ситуации и возможное поведение ребёнка в них, систематизировав негативные последствия этих ситуаций, мы выделили основные компоненты информационной безопасности, которым необходимо обучить младшего школьника.

 Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере. В специальной литературе информационные угрозы классифицируются по различным критериям. Мы предлагаем классифицикацию с точки зрения наибольшей опасности для младшего школьника:

–угрозы обмана с целью наживы или физического воздействия;

–угрозы нравственного и психологического воздействия;

–угроза утечки конфиденциальной информации.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности  предусматривает выработку соответствующей системы противодействия выделенным выше угрозам. Основу обучения информационной безопасности младших школьников составляют базовые умения работы с информацией, для формирования которых необходимо:

1) развить возможности критического мышления ребёнка (уметь анализировать ситуацию, имеющуюся информацию, сопоставлять её с ранее известной, делать выводы, сравнивать, обобщать);

2) научить выделять источник информации в сложившейся ситуации;

3) дать представления о различных видах предлагаемой информации: недостоверной, неэтичной, непристойной, деструктивной;

4) научить выделять информационную угрозу, понимать возможности её негативного воздействия (вред жизни, здоровью, учёбе, межличностному общению);

5) научить способности принимать единственно правильное решение в зависимости от сложившейся ситуации (позвонить по нужному номеру телефона, бежать, кричать, сказать взрослым и др.).

Обучающий этап: в ФГОС  информационная безопасность прописывается не четко, и не носит системный характер. Поэтому, я изучив достаточное количество методической литературы разработала систему  занятий по «Информационной безопасности младших школьников».

 

 

Занятия состоят из четырех блоков:

    -первый блок- «Нахождение дома» (I четверть);

    -второй блок- «От дома до школы»(II четверть);

    -третий блок- «Нахождение в школе» (III четверть);

    -четвертый блок- «Интернет и СМИ»(IV четверть).

Ожидаемые результаты:

1.     Формирование у учащихся основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

2.     Обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях.

3.     Формирование осознанного отношения к собственной безопасности.

Динамика формирования информационной безопасности

Проведенная работа дала положительную динамику в вопросе информационной безопасности.

Рассмотрим часть вопросов из предложенной анкеты, так как часть вопросов носит констатирующий характер (например: «Есть ли у тебя телефон? Интернет? Компьютер?) и на них подавляющее большинство детей ответило на эти вопросы положительно. В основном мы будем рассматривать полученные результаты экспериментального класса.

Вопрос I. «Знаете ли, что такое «информационная безопасность»? Объясните».

Рассмотрим полученные данные (рисунок 16).

Рисунок 16

В обоих классах мы наблюдаем положительную динамику, но в экспериментальном 1 А классе данная динамика больше (+34% против 21%).

То есть учащиеся за время обучения на внеклассных мероприятиях освоили понятие «информационная безопасность». Следовательно, можно сделать вывод, что дети в критических ситуациях смогут адекватно осмыслить информацию.

Только один учащийся из 1 «А» (3,57%) класса отвечая на этот вопрос ответил «не знаю». Плохая осведомленность ребенка может быть связана с рассеянным вниманием на уроке, поэтому с учащимся необходимо провести индивидуальные беседы.

При ответе на II вопрос: «Знаете ли, что такое «информационная угроза»? Объясните», мы получили следующее распределение ответов (рисунок 17).

Рисунок 17

Отвечая на данный вопрос, учащиеся 1 «А» (96,4%) класса ответили «информации угрожает опасность», следовательно, дети понимают, что есть как полезная, так и негативная информация, которая влияет на нравственное и духовное развитие учащихся. В контрольном классе мы также наблюдаем положительную динамику, но всего на 2%, а в экспериментальном динамика 22%.

То есть большая часть детей научились выделять информационную угрозу, понимают возможность ее негативного воздействия (вред жизни, здоровью, учебе, межличностному общению).

На III вопрос: «Выберите источники угроз твоей безопасности:

1.Родители;

2.Соседи;

3.Друзья;

4.Посторонние люди;

5.Телевидение;

6.Интернет;

7.Учитель;

8.Одноклассники;

9.Мобильный телефон», мы получили следующие результаты (рисунок 18).

Рисунок 18

Отношение к источникам угроз у обоих классов изменилось. Здесь играет роль 2 фактора: возрастные особенности и проведенная работа.

Положительная динамика заметна по всем ответам. Ребенок входит в ранний подростковый возраст, когда все ставится под сомнение. Но в экспериментальном классе эта динамика более выраженная.

Вопрос IV: «Что ты будешь делать, если к тебе подойдет посторонний человек на улице и будет задавать вопросы?» (Рисунок 19).

Рисунок 19

100% учеников экспериментального класса предпочли бы не вступать в контакт с посторонним человеком (уйду; не буду отвечать на вопрос; убегу; не буду обращать внимания и пойду дальше; отвернусь и уйду).

Исследование показало, что на контрольном этапе результат увеличился на (28,6%) по сравнению с констатирующим этапом, это говорит о том, что учащиеся за время обучения на классных часах сделали вывод, что с незнакомыми людьми не стоит заводить разговор, так как это может обернуться негативным исходом событий. При этом в контрольном классе сохраняются ответы: позвоню родителям или в полицию.

Вопрос V: «Что ты будешь делать, в случае, если ты один (одна) дома и незнакомый человек позвонит в дверь?»

Учащиеся обоих классов 100% ответили, что «не открою дверь», это свидетельствует о высокой бдительности и умению правильно принять решение в экстренной ситуации.

Вопрос VI: «Сколько часов в день ты смотришь телевизор?» (Рисунок 20).

Рисунок 20

В данном вопросе полученные результаты сильно различаются экспериментального класса от результатов контрольного. В экспериментальном 1А классе увеличился процент детей (+21,6%), которые смотрят телевизор не более 30 минут в день, и произошло снижение показателей по другим вариантам ответа. В контрольном же классе положительная динамика  (+12%) наблюдается по показателю 30-60 минут, а также по показателю «почти весь день» +10,5%

Исследование показало, что на контрольном этапе результат улучшился по сравнению с констатирующим этапом, так как учащиеся стали ограничивать свое время при просмотре телевизора, так как ученикам объяснялось, что телевизор воздействует на психику и физиологию на еще несозревший организм маленького телезрителя.

Вопрос VI: «Какие каналы тебе разрешают смотреть родители?» (Рисунок 21).

Рисунок 21

Проведенная работа в разрезе предпочитаемых каналов дала положительную динамику, но не такую большую, как хотелось бы. Так всего на 10,7% увеличилось количество детей, которые смотрят детские каналы. Всего на 14,2 % сократилось количество детей, которые смотрят смешанные каналы: СТС, ТНТ, Домашний, 1 канал, 5 канал, Перец. Как и в первичном исследовании  преобладает канал СТС (35,71%). На этих каналах передают различного рода информацию, не рассчитанную для просмотра детьми.

Вопрос VI: «Какие программы тебе разрешают смотреть родители?»

Полученные результаты по этому вопросу имеют положительную динамику, но не такую выраженную, как и в предыдущем вопросе (рисунок 22).

Рисунок 22

Сохранился большой процент детей (с динамикой + 7,1%), которым разрешено смотреть детские передачи, передачи о животных, детское кино и познавательные передачи. А вот в контрольном классе данный процент детей сократился на 4%.

Вопрос VII: «Сколько времени ты проводишь за компьютером?»

В сравнении с контрольным классом в экспериментальном динамика существенно положительная (Рисунок 23).

Рисунок 23

В экспериментальном классе сократилось время пребывания детей у компьютера до 30 минут у 46, 4% (динамика + 25%).

Абсолютно сократилось число детей  (до 0%), которые не могли определить количество времени, проведенное за компьютером.

Исследование показало, что на контрольном этапе результат улучшился по сравнению с констатирующим этапом, это показывает нам, что дети придерживаются ограничением во времени, сохраняя при этом свое физическое и психическое здоровье.

Вопрос VII в: Какие сайты ты посещаешь?

Несмотря на проведенную работу в данном вопросе динамика у нас получилась не очень положительная. Интернетом стали пользоваться 57,1% экспериментального класса против 35,8% в начале эксперимента (Рисунок 24).

Рисунок 24

 

Предпочитаемые сайты остались те же: просмотр мультфильмов, поиск информации, игры он-лайн, посещение социальных сетей. К данным ресурсам добавился еще просмотр видеороликов (3,6%).

То есть повышается уровень общения учащихся, тем самым развиваются коммуникативные навыки.

Но есть еще учащиеся, которые используют компьютер для целей, которые способствуют развитию интересов.

Вопрос VIII: У тебя есть мобильный телефон? Для чего ты его используешь? Какой вред приносит мобильный телефон?

Количество детей, имеющих мобильный телефон, осталось прежним 92,85%.

Немного изменились цели использования (Рисунок 25).

Рисунок 25

89,3% детей экспериментального класса используют телефон для того, чтобы «звонить родителям и друзьям» (динамика +10,7%). А вот в контрольном классе это количество детей сократилось (динамика -19,5%)

Также увеличился процент детей, которые знают о вреде наносимом мобильным телефоном (Рисунок 26).

Рисунок 26

85,7% учащихся экспериментального класса (динамика + 21,4%) и 72,5% (динамика +12,5%),учащихся контрольного класса знают о вреде мобильного телефона: «глаза болят; если долго разговаривать, начинает болеть голова; от телефона исходит излучение; телефон издает звуки; появляется зависимость; обладает электромагнитными волнами». Но при этом появились ответы, связанные с финансированием мобильной связи (10,7% учащихся).

Несмотря на положительную динамику, дети все еще имеют отрывочную информацию о вреде мобильного телефона, поэтому с детьми необходимо провести еще раз беседу о том, какой вред приносит человеку мобильный телефон.

Вопрос XII: Как ты думаешь, где лучше получить информацию про информационную безопасность:

а.От учителя;

б.От родителей;

в.От друзей.

Полученные результаты не сильно отличаются от первичных (Рисунок 28).

Рисунок 28

В целом распределение ответов изменилось не значительно. Дети все –также предпочитают узнавать информацию у значимых для них взрослых.

Вопрос XIII:  Если возникает угроза твоей информационной безопасности, знаешь ли ты, что делать?

На данный вопрос мы получили 100% положительный ответ.

Таким образом, мы можем сказать, что проведенная работа дала положительные результаты в вопросе освещения темы по информационной безопасности. Учащиеся стали более подкованы в самом определении этого понятия, могут распознать источники угроз, и в большинстве случаев, справиться правильно с этими угрозами. Учащиеся более осознанно стали подходить к использованию технических средств получения информации.

Заключение

Проблема обеспечения безопасности – одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления непосредственно сопряжены с понятиями безопасности.

Если рассматривать понятие «безопасность» в широком смысле этого слова, то оно включает организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, террористической угрозы, от экстремизма и насилия над личностью. Следует отметить, что в это понятие включается и защита от незаконного вторжения в личное и информационное пространство, а также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них.

В современном обществе для безопасной социализации личности школьника необходимо научить его противостоять информационным угрозам. Ребёнок должен научиться жить в информационной среде, видеть опасности, исходящие от информации, понимать их и уметь принимать нужное решение.

Для достижения наибольшего эффекта необходимо уделять особое внимание воспитанию и обучению школьников навыкам эффективной и безопасной работы с информацией.

Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и

использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.        

Апробированный мной кружок по формированию основ информационной безопасности дал положительную динамику в понимании детьми данного вопроса, а также научил минимальным формам и методам защиты от информационной атаки.

Таким образом, можно сделать вывод, что  если у учащихся начальной школы систематически формировать правила информационной безопасности, посредством разработанного мною курса, то это будет способствовать тому, что ученики будут адекватно воспринимать и оценивать информацию, критически подходить к её использованию, будут учитывать нравственные основы и культурные ценности при её представлении.

 

Приложение 1

Классный час-игра по теме: «Один дома».

Цель: активизировать внимание детей на возможности реальной опасности пребывания дома без родителей.

Задачи:

1.Учить находить выход из трудной ситуации, не бояться быть находчивым и решительным;

2.Воспитать у детей осторожность;

3.Учить заботиться о других людях в трудную минуту.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа.

I.Вводная часть.

-Несомненно, дети, в вашей жизни не редко бывает, что вы остаетесь дома одни. Это так?(Да.)

-И, наверное, в такое время бывали затруднительные моменты, когда нужно было решительно действовать. Можете рассказать об этом? (Ответы учащихся.)

-А теперь проиграем несколько ситуаций.

II.Основная часть.

-Сейчас я буду рассказывать о детях, которые находятся дома одни, ваша задача внимательно меня слушать и выполнять все действия, которые я буду проговаривать.(К доске выходят два человека.)

-А ваша задача внимательно слушать и наблюдать за происходящими событиями. (Обращение к классу)

-Ситуация первая.(Слайд №1.)

-Дома находятся одни дети: Сереже-8 лет, а Свете-7лет. Сережа решил что-нибудь смастерить из спичек. Он рассыпал их на стол, сложил из них домик, ежика и кораблик. Тем временем Света собирается погулять и гладит электрическим утюгом кофточку. Сережа  зовет сестренку посмотреть, как он будет устраивать пожар на кораблике. Света сообщает Сереже, что сейчас она сделает прическу, как у мамы и подойдет. Она берет лак для волос и  собирается брызнуть на челочку, при этом не закрывает глаза.

-Что дети сделали неправильно?

Дети анализируют и делают выводы:

-со спичками нельзя играть;

-электрическим утюгом маленьким детям пользоваться нельзя;

-при пользовании лаком для волос глаза нужно закрыть.

-Ситуация вторая. (К доске выходят два человека.) (Слайд №2.)

-Дома один Вова. Скучно. Он звонит другу Андрею, приглашает его к себе. И вот-звонок в дверь. Вова радостно бежит к двери и распахивает ее. Андрей принес пистолет с мелкими пулями, друзья решают пострелять по мягким игрушкам. Вове приходит в голову мысль: выбросить старые надоевшие игрушки. Он приносит коробку с игрушками и открывает балконную дверь.

-Что дети сделали неправильно?

Дети анализируют и делают выводы:     

-нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок;       

-пистолет с мелкими пулями-опасная игрушка;

-с балкона нельзя ничего бросать.

-Ситуация третья. (К доске выходят два человека.) (Слайд №3.)

-Дома девочка Люда. Она примеряет перед зеркалом  мамины сережки, бусы. Звонок. Девочка открывает дверь. В дверях цыганка. Девочка растеряна. Цыганка предлагает погадать, просит 10 рублей, потом воды, Девочка идет за водой. Девочка     осмелела и с криком «Вон папа идет!» Выгоняет цыганку и захлопывает дверь.

-Что девочка Люда сделала неправильно?

Выводы:

-нельзя открывать дверь, не узнав, кто там; если уж открыли и увидели незнакомого-быстро захлопните дверь;

-нельзя верить цыганке.

-Ситуация четвертая. (К доске выходят два человека.)

-Мальчики видят дым и огонь в доме. Они размышляют, куда звонить, и решают позвонить по номеру 01 и 03.

-Какой можно сделать вывод о действиях мальчиков?

Вывод: действия мальчиков правильные.

III.Физкультминутка.

Раз-подняться,подтянуться
Два-согнуться,разогнуться
Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре-ноги шире.
Пять-руками помахать
Шесть-за стол тихонько сесть.

-Ситуация пятая.

-Квартира заливается водой, что нужно делать:

-собирать воду тряпкой и ведром;

-позвонить родителям;

-залезть с ногами на стол и наблюдать за наводнением?

-Ситуация шестая.

-Погас свет, что нужно делать:

- сидеть и громко плакать;

- подойти к окну и посмотреть на улицу может там светлее?

- ваши варианты?

-Ситуация седьмая.

-Пьяный человек стучит в дверь:

- открыть дверь, пригласить его в дом, угостить чаем;

- не обращать внимания, сидеть тихо;

- позвонить в милицию;

- ваши варианты?

IV.Заключительная часть. 

-У каждого из вас есть соседи, с которыми дружат ваши родители, они всегда придут на помощь, при этом каждый из вас должен знать, кому позвонить, чтоб обратиться за помощью.

-В случае пожара необходимо позвонить в пожарную охрану по номеру 01. (Слайд №4.)

-В случае нападения, кражи, или если вы одни дома, и кто-то пытается взломать вашу дверь необходимо позвонить в милицию по номеру 02. (Слайд №5.)

-В случае ухудшения здоровья вызывать нужно скорую помощь по номеру 03. (Слайд №6.)

-В случае, если вы почувствовали запах газа необходимо позвонить в газовую службу по номеру 04. (Слайд №7.)

V.Итог урока.

-Ребята, что интересного вы узнали на уроке?(Ответы учащихся.)

-Назовите номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае пожара?(01.)

-Назовите номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае нападения?(02.)

-Назовите номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае ухудшения здоровья?(03.)

-Назовите номер телефона, по которому можно обратиться за помощью в случае, если вы почувствовали запах газа?(04

Классный час по теме: «Будь осторожен с незнакомцем».

Цель: познакомить с правилами безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Задачи:

1.Показать самые различные способы выхода из трудных ситуаций;

2.Научить говорить «нет»;

3.Развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование: презентация.

Ход классного часа.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

II.Вступительное слово учителя.

-Сегодня мы познакомимся с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми. Чем старше вы становитесь, тем больше у вас занятий, новых контактов с людьми -детьми и взрослыми. И конечно, у вас появляется больше свободы. Родители уже не так сильно вас опекают, как это было в дошкольном возрасте. Теперь вам позволено гораздо больше. Очень важно научиться безопасно распоряжаться своей свободой. Всегда надо помнить, что не все люди желают друг другу добра. Среди взрослых людей много хороших, но, к сожалению, есть и преступники. Они могут встретиться каждому из нас. Нам бы очень хорошо жилось, если бы плохие люди отличались от хороших одеждой или лицом. Только в сказках легко отличить отрицательных героев от положительных. Сейчас мы с вами вспомним сказки, которые детям кажутся страшными.

III.Разбор опасных ситуаций на примере сюжетов сказок.

-Начнем со сказки про «Красную Шапочку».(Слайд №1.)

-Итак, давайте вспомним, что Красная Шапочка сделала неправильно. (Красная Шапочка не должна была говорить Волку, где живет ее бабушка. Тогда бы с бабушкой не произошло ничего страшного.)

-Как вы думаете, что надо было сделать Красной Шапочке, повстречав Волка? (Надо было отправить  хищника в сторону деревни, где много мужчин-крестьян, — они бы его прогнали в лес. Или же надо было сказать Волку: «Я не даю адрес незнакомцам».)

-Теперь вспомним сказку «Волк и семеро козлят». (Слайд №2.)

-Итак, я буду читать отрывок, а вы остановите меня, скажите слово «стоп», постарайтесь предотвратить опасную ситуацию.

-«Козлятки матери двери отперли. Рассказали козлятки, как к ним волк приходил. Коза и говорит: «Детки вы мои милые, вы никому двери не отпирайте, пока моей песенки не услышите…» Ушла коза в темный лес. А волк снова выскочил из кустов, побежал к кузнецу в деревню: «Михал Иваныч язык у меня толстый и грубый, от того голос страшный, только малых детей пугаю, окажи мне услугу сделай мне то-о-оненький голосок. (Стоп!)

-Почему вы меня остановили?(Дальше в сказке говорится, что кузнец выполнил просьбу волка, сковал ему тоненький язычок, волк прикинулся козой, и козлята открыли ему дверь.)

-Так, значит, из-за чего в этой сказке случилось самое страшное?(Из-за того, что большой и сильный кузнец поверил волку и выполнил его просьбу.)

-Мы сейчас рассмотрели опасные ситуации на примере сказок, в которых злой волк является отрицательным героем. В жизни плохие люди могут выглядеть вполне доброжелательными и вежливыми.

IV.Обсуждение опасных ситуаций.

-Теперь обсудим с вами ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни.

-Ситуация первая. К вам подходит незнакомый взрослый и без всякого повода заговаривает, просит помочь, например, вместе поискать заблудившегося котенка. Как быть? (Ответы учащихся.)

-Твердо запомните, что подобная ситуация опасна. Взрослые должны обращаться за помощью к взрослым, а не к детям.

-Ситуация вторая. «- Это у нас Грачевский все время хвастает! - как всегда, наябедничала Сорокина. - То ему папа музыкальный центр купил, то компьютер. - У тебя нет, вот ты и завидуешь! -отозвался Грачевский. - Отставим споры и ссоры! — скомандовал Хромочкин».

-Что, на ваш взгляд, собеседники делали неверно? (Нельзя хвастаться, ябидничеть, то есть рассказывать о ком то, завидовать, так как зависть вызывает злость у человека.)

-Каковы возможные последствия такого поведения? (Впоследствии  чего портятся товарищеские отношения.)

-Какие можно сделать выводы? (Итак, не приглашайте домой малознакомых ребят, а тем более взрослых, если дома нет родителей. Никогда не хвастайтесь перед малознакомыми или незнакомыми людьми, что у вас много денег или есть ценные вещи.)

-Ситуация третья. Какая-либо опасность вам угрожает на улице, например, кто-то бежит за вами, а до дома еще далеко. Как быть? (Ответы учащихся.)

-Итак, если вам угрожает опасность, бегите в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке. Если незнакомые взрослые хотят увести вас силой - сопротивляйтесь, громко кричите, зовите на помощь. Причем кричите так, чтобы окружающим было понятно, что вас пытаются увести незнакомые люди. (Слайд №3.)

-Например: «Дяденька, я тебя не знаю!», « Отпусти меня!», «Помогите!», « Меня уводит незнакомый дяденька!», «Меня крадут!», «Он — чужой!», «Я его не знаю!»

-Знайте, что преступники боятся шума, привлечения внимания. В такой ситуации надо забыть о стеснении, робости, не думать о том, как вы выглядите со стороны. Надо кричать во всю мощь — в опасных ситуациях это самый храбрый и правильный поступок. Ни один добропорядочный гражданин не станет предлагать незнакомому ребенку пойти вместе с ним в кафе, посмотреть видео, поиграть в компьютерную игру или покататься на машине. А вот преступник найдет тысячу возможностей, чтобы усыпить бдительность ребенка и заманить его. Даже невозможно представить, что придет в голову такому злодею. Так что самое правильное - вообще не разговаривать с незнакомцем. А если вы все-таки неосмотрительно вступили в разговор с ним, надо вовремя сказать: «Извините, я не могу вам помочь» и быстро отойти или отбежать от него подальше.

V.Физкультминутка.

Раз, два - выше голова
Три, четыре - руки, ноги шире
Пять, шесть - тихо сесть.

-Ситуация четвертая. Встретить незнакомца можно не только на улице, но и

в своем подъезде. Представьте, что ждете лифт. Вдруг подходит незнакомый человек и встает рядом. Открылась дверь лифта, незнакомец вошел внутрь. А вы что будете делать? (Ответы учащихся.)

-Не стесняйтесь сказать: «Я поеду позже!» Если человек станет вас зазывать, сразу же отойдите к лестнице. А еще лучше - постараться выбежать из подъезда. Твердо запомните: нельзя входить в лифт с незнакомцем! Незнакомцем может быть и женщина, и сверстник. Никогда не садитесь в лифт с незнакомыми взрослыми!

-Ситуация пятая. Одного мальчика незнакомец попросил помочь выполнить спецзадание милиции, и он согласился. К девочке на улице подошла незнакомая женщина и предложила ей сняться в кино… Девочка отказалась. Кто из детей, на ваш взгляд, повел себя безрассудно, а кто - правильно? Объясните, почему так думаете.(Ответы учащихся.)

-Вы правы. Мальчик подверг себя огромной опасности. Мужчина посадил его в машину и увез в неизвестном направлении. Это был преступник. А с девочкой не произошло ничего плохого. Не позволяйте себя обмануть, не принимайте от незнакомцев никаких, даже самых заманчивых предложений. И еще одно очень важное правило: что бы ни случилось с вами, обязательно расскажите обо всем родителям или взрослым, которым вы доверяете.

VI.Закрепление изученного.

-Давайте прочитаем правила, которые помогут вам избежать опасных ситуаций. (Слайд №4.)

• Не заигрывайтесь на улице по дороге из школы.

• Не играйте на улице с наступлением темноты.

• Не входите в подъезд и лифт с незнакомыми людьми.

• Не открывайте дверь квартиры незнакомым людям.

• Не вступайте в разговоры с незнакомыми взрослыми, не отзывайтесь на их просьбы и приглашения.

• Не садитесь в машину с незнакомцем.

VII.Итог урока.

-Что вы узнали сегодня?

-Какие выводы сделали для себя


 

Обобщение опыта работы «Формирование основ информационной безопасности младших школьников»

Обобщение опыта работы «Формирование основ информационной безопасности младших школьников»

Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности…

Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности…

Методы исследования: теоретический анализ литературы, математическая обработка данных, беседа-опрос, педагогический эксперимент

Методы исследования: теоретический анализ литературы, математическая обработка данных, беседа-опрос, педагогический эксперимент

Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере

Угрозы информационной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере

Занятия состоят из четырех блоков: -первый блок- «Нахождение дома» (

Занятия состоят из четырех блоков: -первый блок- «Нахождение дома» (

То есть учащиеся за время обучения на внеклассных мероприятиях освоили понятие «информационная безопасность»

То есть учащиеся за время обучения на внеклассных мероприятиях освоили понятие «информационная безопасность»

Одноклассники; 9.Мобильный телефон», мы получили следующие результаты (рисунок 18)

Одноклассники; 9.Мобильный телефон», мы получили следующие результаты (рисунок 18)

При этом в контрольном классе сохраняются ответы: позвоню родителям или в полицию

При этом в контрольном классе сохраняются ответы: позвоню родителям или в полицию

Проведенная работа в разрезе предпочитаемых каналов дала положительную динамику, но не такую большую, как хотелось бы

Проведенная работа в разрезе предпочитаемых каналов дала положительную динамику, но не такую большую, как хотелось бы

В экспериментальном классе сократилось время пребывания детей у компьютера до 30 минут у 46, 4% (динамика + 25%)

В экспериментальном классе сократилось время пребывания детей у компьютера до 30 минут у 46, 4% (динамика + 25%)

То есть повышается уровень общения учащихся, тем самым развиваются коммуникативные навыки

То есть повышается уровень общения учащихся, тем самым развиваются коммуникативные навыки

Но при этом появились ответы, связанные с финансированием мобильной связи (10,7% учащихся)

Но при этом появились ответы, связанные с финансированием мобильной связи (10,7% учащихся)

Учащиеся более осознанно стали подходить к использованию технических средств получения информации

Учащиеся более осознанно стали подходить к использованию технических средств получения информации

Приложение 1 Классный час-игра по теме: «Один дома»

Приложение 1 Классный час-игра по теме: «Один дома»

Света сообщает Сереже, что сейчас она сделает прическу, как у мамы и подойдет

Света сообщает Сереже, что сейчас она сделает прическу, как у мамы и подойдет

Какой можно сделать вывод о действиях мальчиков?

Какой можно сделать вывод о действиях мальчиков?

В случае нападения, кражи, или если вы одни дома, и кто-то пытается взломать вашу дверь необходимо позвонить в милицию по номеру 02

В случае нападения, кражи, или если вы одни дома, и кто-то пытается взломать вашу дверь необходимо позвонить в милицию по номеру 02

Смело, чётко говорим И тихонечко сидим

Смело, чётко говорим И тихонечко сидим

Почему вы меня остановили?(Дальше в сказке говорится, что кузнец выполнил просьбу волка, сковал ему тоненький язычок, волк прикинулся козой, и козлята открыли ему дверь

Почему вы меня остановили?(Дальше в сказке говорится, что кузнец выполнил просьбу волка, сковал ему тоненький язычок, волк прикинулся козой, и козлята открыли ему дверь

Причем кричите так, чтобы окружающим было понятно, что вас пытаются увести незнакомые люди

Причем кричите так, чтобы окружающим было понятно, что вас пытаются увести незнакомые люди

Вы правы. Мальчик подверг себя огромной опасности

Вы правы. Мальчик подверг себя огромной опасности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2022