Формирование личной позиции ученика через развитие критического мышления путем поиска аргументированного решения.
Представление педагогического опыта.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных аргументированных решений. Работа педагога направлена сегодня на формирование людей с новым типом мышления, людей инициативных и творческих.
В своей педагогической деятельности я применяю личностно-ориентированный подход. Данное направление в полном объеме отвечает современному запросу государства в контексте социального заказа образованию. Обозначенный метод работы является продуктивным при систематическом использовании на уроках истории таких образовательных инструментов, как технология развития критического мышления, использование элементов технологии проблемного обучения, работа над формированием у обучающихся функциональной грамотности. Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике, основной принцип которого – упор на учение, но не преподавание, на равноправное взаимодействие педагога и ученика, основанного на признании ценности каждого ребенка как личности.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, индивидуальное. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации - критически мыслящий человек находит собственное решение и подкрепляет это решение разумными доводами.
Особенности технологии критического мышления: целью образования является умение ученика управлять информацией; инициативность и формирование собственного знания ребенка; партнерские, демократические отношения между учителем и обучающимся; объективная оценка ребенка познаваемого объекта, умение аргументировать свою позицию.
Не менее важной технологией в работе учителя является технология проблемного обучения, под которой понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Обе технологии открыты к сотрудничеству. В контексте они реализуют задачи функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Один из компонентов функциональной грамотности – глобальные компетенции – способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, способность к сотрудничеству. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей. Реализация на практике таких уроков вызывает особый всплеск мотивации у детей, особенно в младших классах.
Представление предметной темы.
Когда я сменила место работы. Моим непосредственным руководителем стал человек с огромным опытом на руководящей должности. И на первом совещании, на котором я ответила на его вопрос «не знаю» он сделал мне серьезное замечание: «На всю жизнь запомните, никогда не говорите людям «не знаю». Вы моментально снижаете свой статус человека, способного брать на себя ответственность и решать поставленные задачи, а современный темп жизни этого не простит». Я запомнила эти слова и вспомнила несколько случаев из жизни, которые действительно закончились печально по причине отсутствия умения выстраивать свою личностную позицию. Не был построен конструктивно диалог, не было принято решение, возник конфликт, который действительно разрушил отношения между людьми.
Умение самоопределиться, выстроить свою личную позицию и принять решение требует аргументированных доводов, которые необходимо найти, оформить и публично представить, защищая тем самым свою точку зрения. На уроке Истории России в 11 классе ученикам предлагается проблемная ситуация: IV-я пятилетка развития экономики СССР в послевоенный период предусматривала приоритет в распределении бюджета в направлении тяжелой и военной промышленности в ущерб легкой. В течение урока мы тему изучили, рассмотрели все плюсы и минусы обсуждаемой модели экономического развития. Возмущены были девочки тем, что товары первой необходимости практически отсутствовали на прилавках, а среди них они обозначили чулки, одежду, сумочки и косметику. Мальчики доказывали, что в условиях холодной войны необходимость укрепления обороноспособности страны стоит исключительно на первом месте. Девочки заявили об огромном дефиците продовольственных товаров. И здесь все задумались – как же было принято решение руководителями страны о распределении государственного бюджета в пользу тяжелой промышленности.
В течение урока учащиеся заполняли рабочие листы (в форме индивидуальной работы), в конце которых обозначили итоги развития IV пятилетки. На стадии освоения нового материала они работали на листах с заданиями (групповая работа). Теперь я предложила провести анализ их работы, проследить причинно-следственные связи, подойти к информации критически и определить свое мнение в сложившейся ситуации. Следующим шагом было предложено публично представить свою позицию и привести аргументы в ее поддержку. Кроме этого, перед обучающимся были представлены аргументы «за» и «против», которые подобрала я. Варианты разложены на столе вперемешку. Ученики с высокой мотивацией к учебе быстро ориентируются и выбирают верные доводы. Ребенку с более низкой мотивацией требуется больше времени на выбор аргументов. Но и он принимает решение. Что обязательно сопровождается положительной оценкой со стороны учителя.
Данный тип задания содержится в КИМ государственной итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе (тип задания №24) и в КИМ ГИА по истории в 11 классе (тип задания №21).
Развитие умения выстраивать алгоритм поиска решения в процессе самоопределения путем представления весомых доводов как никогда актуально в сегодняшних реалиях. Подросткам, которые завтра выйдут из стен школы и окажутся вдалеке от родителей исключительно важно не попасть под волну негативного воздействия, которое способно привести к деградации не только личности, но и общества в целом.
Рефлексия педагогической деятельности.
Одна из высших потребностей человека как личности – это потребность самосовершенствования. Однозначно, мне есть над чем работать. Совершенствование методов, приемов педагогической деятельности, доступность и продуктивность их применения – цель любого педагога. Но и на сегодняшний день я знаю, зачем на мои уроки приходят дети – не только за новыми знаниями, но и за новыми умениями, навыками, которые им позволяют развиваться духовно и интеллектуально. Я знаю, зачем я каждый день прихожу на уроки – я работаю над формированием новой личности, которая развивает инициативность, творчество, способность становиться тем самым востребованным и конкурентноспособным в современном обществе молодым человеком. На протяжении трех последних лет мои ученики действительно добиваются успехов: в исследовательской деятельности на районной научно-практической конференции, на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников они становятся призерами и победителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.