Использованиегендерного подхода в преподавании биологии.
автор: Сниткина Ирина Григорьевна
учитель биологии и химии
2015г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Петуховская средняя общеобразовательная школа»
Ключевского района Алтайского края
Актуальность:
потребность в создании технологических условий реализации идей гендерного обучения;
социально-педагогическая и личностная значимость развития творческого потенциала школьника.
Гендер – это социальный пол, комплекс социокультурных различий (статусов, стереотипов мышления и поведения) мужчины и женщины
Гендерные типы
женщины
маскулинность
мужчины
фемининность
Цель: выявление, определение и проверка условий оптимизации процесса преподавания биологии обучающимся с учетом гендерных особенностей.
Задачи:
Диагностировать обучающихся с использованием диагностического комплекта Л.А. Ясюковой.
Оценить результаты с точки зрения их соответствия поставленной цели.
Разработать методические рекомендации по организации гендерного подхода на уроках биологии.
Обобщить приобретенный опыт.
Научно-методической основой стали идеи, предложенные Л.А. Ясюковой, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, Е.П. Ильиным, которые констатируют различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности и поведении.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Мальчики:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
лучше выполняют задания при ярком свете;
новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Девочки :
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Мальчики:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
лучше выполняют задания при ярком свете;
новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Девочки :
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Выводы:
Использование возможностей гендерного подхода способствует повышению мотивации и качества знаний в изучении биологии.
Обучающиеся достигают более высоких результатов в обучении, раскрываются их творческие способности.
Формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы.
У обучающихся возрастает интерес к использованию информационных технологий.
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям с учетом гендерных способностей
При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер;
б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;
в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;
г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.
Проводить викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!”
При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки;
При обобщении пройденного материала рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга;
В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.
При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
Информационные ресурсы:
Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2000.
Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.
Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 2001.
Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание”. -№12.- 2003. - с.44–52.
Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 2001.
Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.