Выступление на районном МО
Мастер-класс на тему:
«Использование современных здоровьесберегающих методов и технологий в работе над развитием речи у детей с ОВЗ»
Цель: актуализация знаний педагогов в осуществлении задач инновационной деятельности.
Задачи:
1.Повышать уровень компетенции педагогов по использованию современных технологий в работе над развитием речи у воспитанников с ОВЗ.
2. Мотивировать педагогов на применение нетрадиционных приёмов и технологий в коррекционно-развивающей работе.
3.Способствовать развитию педагогического мышления.
4.Создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников мастер-класса.
I. Организационный момент.
- Уважаемые коллеги! Рада вас всех сегодня видеть и поприветствовать на нашем МО!
II. Теоретическая часть.
Актуальность темы.
Как известно, последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов.
Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость.
Использование нетрадиционных технологий по развитию речи в условиях дошкольного образовательного учреждения станет более эффективным, если:
- систематически реализовывать комплекс нетрадиционных технологий, направленный на развитие речи детей;
- сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (учитель - логопед – воспитатель – родители) в необходимости использовать данные технологии в работе с детьми.
Наша цель: выявить влияние нетрадиционных технологий на речевое развитие ребёнка.
Для реализации данной цели необходимо определить следующие задачи:
- проанализировать теоретические аспекты проблемы в деятельности специалистов,
- привлечь родителей к совместной работе посредством создания проекта;
- развивать речь детей, используя в своей работе все группы нетрадиционных методов;
- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных методов;
- проанализировать результативность работы.
В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учётом их способностей и уровня развития.
Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организациивоспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребёнка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.
Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, своё словотворчество. Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, чёткую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребёнка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, корпуса).
Суть метода заключается в следующем: детям предлагают для
подражания различные виды движений и их комбинации. Движения сочетаются с
произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и
коротких текстов.
Обязательное условие занятий –
эмоционально-положительный фон, активное использование жестов, мимики,
интонационного языка.
Рекомендации по проведению занятий:
Регулярное проведение речевых занятий с использованием игровых упражнений на основе фонетической ритмики показало, что:
Практические упражнения.
Звук
«А».
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони.
Произносится гласный «а-а-а..», они плавно разводят руки в стороны
ладошками вверх.
Интонация радости.
Звук «О».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так,
чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…»,
они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над
головой.
Интонация удивления.
Звук «У».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки
повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением
выпрямляют руки вперед и вниз.
Интонация угрозы.
Звук «Э».
И.п.: руки опущены. Произнося гласный «э-э-э…»,
дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч. Локти опущены
(поза хирурга), одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Интонация укора.
Звук «И».
И.п.: руки согнуты перед грудью, указательные
пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и…»,
дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Интонация удивления и радости.
Звук «Ы».
И.п.: руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты
в кулачки, локти направлены в стороны. Произнося гласный «ы-ы-ы…», дети
с усилением отводят в стороны согнутые в локтях руки («растягивают пружину»).
Звук «Ы» произносится сердито.
Согласные звуки.
«Пальчики здороваются».
Соединяем большой палец со всеми остальными поочередно: «Т, т, т, т».
Упражнение «Барабан».
Дети стоят прямо, руки перед грудью. Стучат пальчиком об пальчик отрывисто: «Та, та, та, та», а потом слитно : «Та-та-та-та». (затем добавляется громко – тихо).
Упражнение «Туча».
Туча тут (показываем тучу и указываем правой рукой вверх и в сторону)
Туча там (левой рукой вверх и в сторону)
Туча, туча тут и там (показываем правой и левой рукой).
Упражнение «Орех».
Хомячок нашел орех (наклон вниз, хватательное движение, выпрямление)
Разделил орех на всех (ребром правой руки ударяем по левой)
Дал соседям – хомячкам (протягивают руки вперед ладошками вверх)
И еще осталось нам (прижимают ладони к груди).
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющуюроль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.
Основная цель кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи:
Методологическая основа:
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.
Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы. Упражнения дают немедленный и кумулятивный эффект.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
Методы и приемы:
Составляя комплексы кинезиологической гимнастики, я руководствуюсь этими методами и приемами, используя их в качестве основы. Весь материал, предлагаю детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы), что является одной из форм коррекции нарушений.
Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.
Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос на специальном тренажере, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование.
А сейчас немного поподробнее хочу остановиться на кинезиологических упражнениях, способствующих развитию мелкой моторики. Сначала мы с воспитанниками разучиваем эти упражнения, отрабатывая технику. А затем, используем их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качестве продукта нашей совместной деятельности, который я и предлагаю вашему вниманию.
Практика показала, что наиболее эффективный метод- это использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребёнок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Одним из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий являетсясказкотерапия. Это инновационный метод в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие.
Сказка, как жанр художественной литературы, находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В.П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речив сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. Вместе с тем, на занятиях создаётся благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально – чувственной сферы ребёнка, а также приобщение детей к народному творчеству.
III. Практическая часть.
1. Сказка-шумелка «Трусливый заяц».
Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!ЦЕЛЛОФАН
Испугался заяц и - бежать. ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
КОРОБОЧКА
Бросился заяц бежать.
ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
ВЗМАХИ БУМАЖНЫМ ЛИСТОМ
Побежал заяц из леса к речке.
БАРАБАН (быстро)
А на берегу речки лягушки сидели.
ТОН-БЛОК ИЛИ БУБЕН
Увидели они зайца – и прыг в воду.
ПАЛОЧКОЙ ПО ГАФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ
Заяц обрадовался и говорит:
- А звери меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
ПАЛЬЦАМИ БАРАБАНИТЬ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.