Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников «Я хочу дружить с природой»
Оценка 4.7

Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников «Я хочу дружить с природой»

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитание
Детсад
21.04.2024
Обобщение опыта по экологическому  воспитанию дошкольников «Я хочу дружить с природой»
Обобщение опыта по экологическому воспитанию дошкольников «Я хочу дружить с природой»
obobshchenie_opyta_2.docx

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 23»

 

300041 г.Тула, ул. Сойфера, д.8                                                   тел/факс (4872)55-56-30

E-mail: [email protected]

 

 

 

 

 

Обобщение опыта по экологическому

 воспитанию дошкольников

«Я хочу дружить с природой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Папаскуа С.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.

Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

 В.А. Сухомлинский

 

Условия возникновения опыта.

Наблюдая за детьми, я заметила снижение у них познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует  отношению детей к природе.  Это нашло свое подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем по экологическому воспитанию. Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей некомпетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об окружающем их мире. 

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, я смогла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения детей с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). 

На основе выше сказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д.р.), предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы.

Цель: Сформировать у детей познавательный интерес к природе, как источнику жизни, здоровья и радости, интерес к открытию удивительного в природе, способность восхищаться ею, воспитывать бережное отношение к природе, выработать первоначальные практические навыки гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами окружающего мира.

Задачи:

  - развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой;

- формирование экологического мировоззрения;

- накопление знаний о взаимозависимости животных, растений, птиц, насекомых с внешним миром и развитие познавательных способностей детей;

- формирование знаний о росте и развитии живых существ; умение делать выводы и умозаключения;

- формирование  доброжелательного отношения детей к живой природе;

- развитие ответственного и бережного отношения к объектам неживой природы;

- воспитание любви к природе родного края;

- координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса экологического  воспитания дошкольников.

Теоретическая база опыта.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.  Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологического воспитания  личности.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе -  есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Взрослым необходимо выработать у детей чувства сострадания, сопереживания, которые  определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.), кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и по этому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей: сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным и безнравственным действиям.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний и действий. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.  

В «Программе развития»   детского сада «Теремок» предусмотрено всестороннее развитие детей – физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое, экологическое. В процессе деятельности детей: игре, учебе, труде – формируется личность ребенка. Исходя из общей Программы развития, я выбрала для самообразовании тему: «Формирование начал экологической культуры у дошкольников». (Приложение 1) По этой теме я  работала два года, с детьми средней и старшей группы,  опираясь на программу С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», используя приемы и методические рекомендации, суть которых изложена в пособиях «Развивающие психологические принципы педагогической технологии» и «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой. Нередко я обращалась к программе «Планета - наш дом» Белавиной и Найденской, а также к программе доктора педагогических наук Козловой «Я человек» (она состоит из трех разделов: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди» и «Земля – наш дом»). Хорошо знакомо мне также методическое пособие «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.А. Коломиной.

Экологическое воспитание детей, формирование элементов экологического сознания, способностей понимать, любить окружающий мир и природу, я осуществляла и через работу кружка «Росток». (Приложение 2) Мною была разработана программа работы кружка, которая была утверждена на заседаниях педагогического совета и методического объединения детского сада «Теремок».  Материал для каждого занятия кружка был отобран,  исходя из потенциальных возможностей детей. Занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительность занятий составляла 25- 30 минут в зависимости от возрастной группы детей. В своей  работе я использовала эвристические приемы, поисковые вопросы, приемы сравнения, различные способы работы с наглядностью. Содержание занятий реализовалось через игровую деятельность.

Основополагающими принципами моей работы, является принцип развивающего обучения, который способствует  формированию экологического сознания, экологичес­кой культуры человека. Это длительный процесс, который осуществляется на протяже­нии всей жизни человека. Началом этого пути является дошкольное детство.

 

Актуальность и перспективность опыта.

  «Любовь к Родине начинается с любви к природе»

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Любовь к Родине начинается с любви к природе, заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Поэтому одним из приоритетных направлений государство ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Для своей работы я составила перспективный план, поделив её на три блока: 

1 блок – работа с педагогами, задачей которого является тесное сотрудничество с коллегами, интеграцию и обмен опытом.

2 блок – работа с детьми, задачей которого является – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание. 

3 блок - работа с родителями, задачей которого является – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей. (Приложение 3).

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Без изменений в культуре природопользования, нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно экологическая культура способна привести в соответствие деятельность человека с природой. И прививать навыки культурного поведения человеку необходимо с раннего детства. Наше государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Новизна опыта.

Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию на­чал экологической культуры. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Яркой фор­мой выражения отношения является деятельность ребенка. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Я думаю, что ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и максимально положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология - простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). 
На основе вышесказанного, я сделала вывод, что разработка четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением в неё других видов деятельности (изобразительная, речевая, экспериментальная и д.р.), предполагающая использование разработанных, специально отобранных и авторских разработок, методов и приёмов, способствующих разностороннему развитию детей – залог успешности и результативности моей работы. 

 

Адресность опыта.

Опыт рекомендую использовать воспитателям дошкольного образовательного учреждения, педагогам дополнительного образования, родителям.

 

Трудоемкость опыта.

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической  среды:

·зимнего сада;

·уголков в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);

·растительного мира на участках;

·клумб на территории детского сада;

·учебно-наглядных пособий- альбома «Времена года», разрезных пазлов «Овощи-фрукты», наборов тематических карточек, иллюстрированных  таблиц с домашними и дикими животными. (Приложение4)

Еще я составила картотеки:

·картотеки сюжетно-ролевых игр;

·картотеки подвижных игр.

·подборка звуков живой природы (птиц, животных)

· подборка звуков неживой природы ( капель, ветер, гроза и т.д.)

Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе - вода,  птице - воздух,  зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой:  понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала следующие методы:

·               наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ);

·               словесные  (беседа, рассказ, чтение х/л, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.);

·               практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.);

·               собственно-практические (обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование);

·               игровые (дидактические игры, игровые ситуации, действия с игрушками, имитации действий, прятанье, поиск, подвижные игры, эпизодические игровые приемы, загадки);

·               проектно-исследовательский.

Все группы методов использовались мною  на протяжении всей работы по проблеме экологического воспитания детей.  

При организации работы с детьми, я ориентировалась на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Моя работа была организована по четырем направлениям:

1) работа с педагогами,

2) работа с детьми,

3) работа с родителями.

1) С педагогами были организованы консультации на темы: «Роль экологического воспитания в социально - нравственном воспитании дошкольников», «Словесные методы в системе экологического образования дошкольников», на педагогических конференциях были прочитаны доклады: «Экология души - формирование нравственной позиции ребенка по отношению к окружающему миру», «Как воспитать у детей любовь к природе», (Приложение 5) проводились мастер-классы и круглые столы, тематические выставки - «Я и природа», «Дары леса», «Вырастили сами»; смотры-конкурсы: «Огород на окне»,  «Календарь природы», «Лесные фантазии».

2). Следующим этапом была работа с детьми. Занятия по экологическому образованию строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.  Были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний. « Что такое природа», «Мой родной край», «Живая и неживая природа», «Царица-водица», «С днем рождения Земля» - знания о неживой природе; знания о временах года и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. «Дары Земли –матушки и Осени-красавицы», «В гости к лесовичку», «Жалоба елочки»- знания о мире животных; знания о растительном мире. (Приложение 6)

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого я считаю -  частые, непосредственные наблюдения.

    Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, кошкой, собакой, дети учились заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнали много нового, интересного из их жизни.

В процессе наблюдения за  окружающим, я учила  понимать детей, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживать доброе и злое; учиться чувствовать красивое и некрасивое, учиться "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Совместно с детьми я регулярно фиксировала погоду и состояние живой природы. В средних группах помогала детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе мы одевали куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускали" ее погулять. В старших группах учила ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

Большое значение придавалось исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращалось внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Совместно с детьми средней группы, я подготовила исследовательский проект: «Кто такие птицы», а с детьми старшей группы мы подготовили проект: «Зимняя одежда Земли». (Приложение 7)

   Большое внимание мной уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я  постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

   Особое значение мною  придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Во время физкультминуток и игровых занятий, проводилось игры в виде имитационно-подражательных движений, в которых ребенок должен был воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д. Учитывая первичные эмоциональные связи человека с природой, которые возникают посредством чувственного восприятия, организовывали наблюдение и игры с максимальным привлечением органов чувств («Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Чудесный мешочек», «Какой овощ (фрукт) ты съел?»). Это позволило решить следующие задачи: «Каждое животное (растение) – живое (оно двигается, дышит, питается, растет, дает потомство); устанавливается степень «похожести» на человека (есть глаза, уши, рот, сердце); вызвать чувство радости от общения с живым существом». Знакомили дошкольников с живыми объектами в такой последовательности:
     - «Человек – живое существо» (игры «Кто ты, человек?», «Моя семья», «Тепло – холодно», «Помоги Хрюше» (уход за собственным телом), «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Кому нужна вода?»);

   - «Человек и животное – живые существа» («Угадай, кто это?», «Найди детеныша», «Чей след?», «Кто не спрячется в лесу?», «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Угадай, чей хвост» и др.);

    - «Растение – живое существо» («Где растет?», «Овощи – фрукты», «Какое дерево выше (ниже)?», «Что сначала, что потом?», «Как дерево растет?» (знакомство с частями растений), «Угадай по описанию» и др.).

    Наряду с традиционными занятиями по экологическому воспитанию мною были разработаны и организованы такие формы работы с детьми, как природоохранные акции: «Посади дерево», «Не рубите елочку»; «Экологическая весна-2015», тематические недели: «Неделя птиц», «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), посвященные определенному сезону.

Еще одной из наиболее эффективных форм работы, являются экологические праздники и развлечения, так как совмещают в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Мною было подготовлены и проведены праздники экологического характера: «Золотая Осень пришла», «День птиц», «День Земли», «Как дети Землю спасали», (Приложение 8) и другие.

Любить – значит, беречь. Воспитанию чувства ответственности помогали экологические  уголки: «Зимний сад», «Экологическая тропа», «Цветочные клумбы».

3). Сотрудничество с семьями детей в вопросах экологического воспитания, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но внесли в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску. На протяжении всего периода работы с детьми организовывалась работа с родителями, с целью повышения их профессиональной компетенции в области экологического образования. Родители привлекались к труду в природе¸  с ними организовывалось консультирование, беседы, родительское собрание на тему «Воспитание любви к природе». Проводились совместные экологические акции: «Лучшая клумба», «Лучшая поделка из природного материала». «Укрась город цветами» На сайте ДОУ размещались памятки, рекомендации для родителей.

 В результате работы я заметила, что родители чаще стали обращаться с вопросами о формах и методах работы по формированию у детей экологических представлений, предлагали свою помощь в организации образовательного процесса детей.

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов. В  самостоятельной деятельности детей появились игры  экологического содержания. Все это послужило поводом сделать вывод о том, что проделанная мною работа принесла  положительные результаты.

 Стабильность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста проводилось с учетом индивидуальных особенностей ребенка, для этого в начале учебного года каждый ребенок проходил диагностику. В моих программах самообразования и   кружка определялся примерный объем умений и знаний, необходимых детям:

·               Знать элементарные объекты живой и неживой природы;

·               Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способ безопасного взаимодействия с растениями и животными);

·               Проявлять интерес и доброжелательное отношение к объектам  живой и неживой природы;

·               Понимать ценность окружающего мира.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я строила занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой, обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятий я видела не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого я разнообразила структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности я использовала нетрадиционные занятия: занятия-путешествия, занятия-сказки, викторины, игры, и т.д. проводя такие занятия в группе, в зимнем саду, если позволяли погодные условия на участке, или в  парке.

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила  воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Радостные переживания поднимали жизненный тонус, поддерживали бодрое настроение детей. Дети, чувствуя уважение к себе, как равным, постепенно начинали раскрепощаться и творить, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты, делать новые открытия, покорять новые вершины в познании окружающего мира.

Результативность опыта.

В качестве подведения итогов проводились открытые занятия; игровые конкурсы, викторины, выставки и многое другое.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях, задавали много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяли» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играли в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делились со своими родителями и с другими детьми, вводя их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

(Приложение 9)

Что является показателем достаточной сформированности экологической культуры дошкольников нашего детского сада в результате экологического воспитания.

                     Дошкольники:

ü радуются встрече с природой,

ü по собственной инициативе наблюдают  за живыми    объектами,

ü видят разнообразие природного мира,

ü признают ценность жизни,

ü имеют представления о правилах поведения в природе,

ü сформировано начало экологической культуры.

                         Родители:

ü участвуют в совместных акциях,

ü в приобщении детей к миру природы.

Таким образом, видно, что разработанная мною система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

1.      Тиражирование.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия мастер-классы, консультации, выступаю на семинарах, заседаниях педагогического совета. Для родителей провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, практикумы.

Материалы из опыта  работы  «Формирование начал экологической культуры у дошкольников» были опубликованы на сайте ДОУ, интернет – сайтах https://infourok.ru, http://www.maam.ru  

 

Библиографический список:

1.     «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой,  Т.С. Комаровой и др.)

3. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. // М.: Москва – Синтез, 2005.

3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий // М.: Мозаика - Синтез, 2008.

4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. // М.: Мозаика – Синтез, 2002.

5.Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» // СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

6. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. //М: Мозаика – Синтез, 2005.

7. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.

8. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.

9. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.

10. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим).2006г.

11. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.

12. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников).2007г.

13. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе».2006г.

14. Т.А.Шорыгина серия «Развивающие сказки для малышей» //Москва.  Прометей Книголюб. 2003г.

15.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников //М:. Издательский центр «Академии», 2001.

16.Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.// М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.

 




 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое

В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое

Задачи: - развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; - формирование экологического мировоззрения; - накопление знаний о взаимозависимости животных, растений,…

Задачи: - развитие способностей детей и реализация природного потенциала ребенка через общение с природой; - формирование экологического мировоззрения; - накопление знаний о взаимозависимости животных, растений,…

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе?

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства

Содержание занятий реализовалось через игровую деятельность

Содержание занятий реализовалось через игровую деятельность

Для своей работы я составила перспективный план, поделив её на три блока: 1 блок – работа с педагогами, задачей которого является тесное сотрудничество с коллегами,…

Для своей работы я составила перспективный план, поделив её на три блока: 1 блок – работа с педагогами, задачей которого является тесное сотрудничество с коллегами,…

Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию на­чал экологической культуры

Новизна моего опыта состоит в усовершенствовании существующих технологий подготовки дошкольников к формированию на­чал экологической культуры

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды: · зимнего сада; · уголков в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);…

Свою работу по знакомству детей с окружающим миром, я начала с создания развивающей экологической среды: · зимнего сада; · уголков в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);…

Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала…

Для совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществлялось формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру, я использовала…

Я и природа», «Дары леса», «Вырастили сами»; смотры-конкурсы: «Огород на окне», «Календарь природы», «Лесные фантазии»

Я и природа», «Дары леса», «Вырастили сами»; смотры-конкурсы: «Огород на окне», «Календарь природы», «Лесные фантазии»

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы

Посади дерево», «Не рубите елочку»; «Экологическая весна-2015», тематические недели: «Неделя птиц», «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека»…

Посади дерево», «Не рубите елочку»; «Экологическая весна-2015», тематические недели: «Неделя птиц», «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью), «День цветов» (создание цветочных клумб), «Лесная аптека»…

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов

Дети стали более бережно относиться к природному окружению, стали задавать больше вопросов

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною в детском саду подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений

На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей

На основе сотрудничества я добилась доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей

Материалы из опыта работы «

Материалы из опыта работы «

А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников)

А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2024