МБДОУ Детский сад № 15 с.Октябрьское
Конспект ОД по развитию речи на тему: "Необычное путешествие в мир насекомых" для воспитанников подготовительной группы
Разработала и
провела воспитатель:
Кулова О.Б.
Цель:
· Вызвать у детей желание принимать участие в разговоре о насекомых;
· Совершенствовать грамматический строй речи;
· Согласовывать слова в предложениях в роде, числе, падеже;
· Правильно использовать в речи предлоги, составлять рассказы по мнемотаблице;
· Развивать логическое мышление, внимание;
· Воспитывать любовь и уважение к природе.
Материал:
картинки насекомых, игрушки насекомых, шапки - невидимки, бумажные цветы,
письмо, волшебный цветок, светящиеся лампочки, бумажные бабочки, схема:
появление бабочки; картинки к игре "Посмотри и скажи", мнемотаблицы о
насекомых.
Ход:
Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие! На пути
будут у вас задания, их надо выполнять.
- Сейчас я загадаю загадку, и поймёте, о чём будем говорить.
- И так!
Кузнечик, бабочка, пчела.
И муравей, и стрекоза.
Мы даже муху позовём,
Но как мы всех их назовём? (НАСЕКОМЫЕ)
- Каких насекомых ещё знаете, назовите (дети называют)
- Посмотрите, вот письмо, давайте его прочитаем.
(Читает): "Дорогие, ребята! Мы насекомые попали в беду, нас заколдовал
злой паук. Спасите нас, освободите, но вам нужно будет выполнять задания
паука."
- Почему паук обижает насекомых?
(паук не насекомое, потому что у него восемь ног, а у насекомых 6 ног. Паук
относится к паукообразным)
- И так нам надо отправляться в путешествие. Нам надо стать невидимыми, для
этого наденем шапки - невидимки (надевают) и скажем:
Все:
"Нам цветочек помоги
В насекомых преврати"
- Смотрите нам светлячки освещают дорогу (загораются разноцветные лампочки)
"О, смотрите, смотрите"
О чудо! Огоньки
Зажглись повсюду!"
- Полетим по дорожке (летят, останавливаются возле полянки)
- Как красиво! Но кого не видно? (насекомых)
- Нам надо их расколдовать.
v Вот первое задание (берёт листок):
- Назовите общие признаки насекомых.
Ребёнок: У всех насекомых 6 ног, усики, крылья, тело состоит из трёх
частей: голова, грудь, брюшко.
- Назовите насекомых: кто из них летает?
Дети: стрекоза, бабочка, пчела, оса, комар, муха, шмель, божья коровка.
- Кто из насекомых ползает? (муравей, жуки, гусеницы);
- Кто из насекомых жалит? (пчела, оса, шмель);
- Кто из насекомых кусается? (комар, муха, клоп, блоха, муравей);
- Кто из насекомых не кусается и не жалит? (бабочка, кузнечик, божья коровка)
- Посмотрите:
"Жук упал и встать не может
Ждёт он, кто ему поможет?"
- Надо сказать скороговорку, чтобы помочь жуку.
Скороговорка
Все:
"Жук жужжит
Воздух дрожит"
(потом: мальчики - громко, девочки - тихо)
- Давайте поможем жуку перевернуться
(ребёнок переворачивает игрушку - жук и сажает на цветок)
Дальше летим. Какой красивый цветок. Кто в нём заколдован?
v Вот второе задание:
- "На цветы она садится,
Не устав с утра трудится
Беспокойная …(пчела)
- Какая польза от пчелы?
(собирает нектар, опыляет растения, из нектара делают мёд, мёд полезен при
простуде)
- Где живёт пчела? (в улье);
- Кто ещё пьёт нектар? (бабочка)
- Давайте поможем бабочке закружится:
"Сделаем глубокий вдох через нос, а потом подуйте на бабочку (бумажные) не
раздувая щёк. Оживили их!"
- Ещё вам задание: расскажите про жизнь бабочки по схеме (работа со схемой):
Дети:
Бабочка откладывает яйца, из них появляется гусеница.
Гусеница питается листьями и растёт
Затем гусеница превращается в куколку
Из куколки появляется бабочка
У бабочки крылья мокрые, она сушит их на солнце
Когда крылья у бабочки подсохнут - она летает
- Ещё поиграем в игру "Посмотри и скажи" - дети называют действие
насекомых, изображенных на картинках: (работа по картинкам) СЛАЙД 2
- Где летает бабочка? (Бабочка летает над цветком) СЛАЙД 3
- Где сидит пчела? (Пчела сидит на цветке) СЛАЙД 4
- Где ползает гусеница? (Гусеница ползает по ветке); СЛАЙД 4
- Где плывёт жук? (Жук плывёт под водой) СЛАЙД 5
- Вот мы расколдовали пчелу, бабочку и гусеницу. Посадите их на цветы
(сажают) СЛАЙД 6
- Нам пора лететь дальше!
- Летим дальше! Вот мы и в сосновом бору.
v Третье задание:
- В этом городе живут,
Только те, кто любит труд.
Дружные жители:
Дети и родители.
Санитарами их зовут (Муравьи)
- Что могут тащить муравьи? (солонку, травку, листик, кору, семечку)
- Из чего муравьи строят дом свой, как он называется? (строят муравейник из
хвоинок)
- Наши муравьи остались без дома, давайте им поможем построить муравейник из
песка (строят)
Какой по форме муравейник? (конусовидный)
- Как муравьи общаются друг с другом? (усиками потрогают друг друга и ясно
каждому, кто куда и откуда бежит)
- Как они находят дорогу домой к муравейнику? (муравьи выделяют пахучую
жидкость - и так находят путь домой);
v Кто ещё выделяет жидкость? Почему? (это божья коровка выделяет жидкость, она неприятно пахнет, так она отпугивает своих врагов)
v Поиграем ещё в игру
"НЕЛЕПИЦА" - нужно сказать, чего не бывает, как должно быть на самом
деле:
- Муравей живёт в улье - Нет, муравей живёт в муравейнике.
- Комар ловит муж. - Так не бывает, комар пьёт кровь у людей.
- Паук собирает нектар цветов. - Нет, паук не собирает нектар, он ловит мух в
паутине.
- Бабочка скачет в траве - Так не бывает, бабочка летает, скачет кузнечик в
траве.
- Спасли мы кузнечика, божью коровку, муравья. Посадите их на цветы. (дети
выполняют задание). СЛАЙД 7
- Дальше в путь! Смотрите, впереди белый крест на чёрном фоне - это владения
паука. Он захватил муху.
Четвёртое задание
- Составление рассказа по мнемотаблицам СЛАЙД 8-9
Чистоговорки :
Ки-ки-ки - притаились пауки
Ка-ка-ка муха в сетке паука
Ки-ки-ки - нам полезны пауки
Ка-ка-ка- вы не бойтесь паука.
v Подвижная игра "Паук и
мухи" - учить детей бегать в разных направлениях, замирать по сигналу.
В одном углу комнаты - сидит паук. Остальные дети - мухи.
Бегают, кружатся, жужжат. По сигналу "паук" - мухи замирают на том
месте, где захватил их сигнал.
Паук выходит и внимательно смотрит, кто шевелится, того отводит в свою паутину.
- Паук подобрел и отпускает муху! (посадить муху и паука на цветок)
- Вот мы и расколдовали всех насекомых, пора возвращаться в детский сад:
Глазки закрывайтесь,
В детский сад возвращайтесь!
1-2-3-4-5
Будем глазки открывать!
- Вот мы и в детском саду. Много путешествовали, устали, отдохнём. Садитесь на
коврик возле насекомых, закройте глаза.
Релаксация: "Порхание бабочек"
Представьте себе летний день, вы сидите на зелёном лугу. Вокруг всё спокойно и
тихо. Вам тепло, уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите, что вы - лёгкие
бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши руки лёгкие - лёгкие - это крылья
бабочки и тепло выше стало тоже лёгким - лёгким. Взмахнули крылышками и
полетели. С каждым вздохом и выдохом всё выше и выше парите в воздухе. Лёгкий
ветерок нежно гладит ваши крылышки. Гладит, нежно прикасается к (имя ребёнка).
Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на
счёт "три", откройте глаза, встаньте и улыбнитесь друг другу.
- Отдохнули?! Что интересного вам было в нашем путешествии сегодня? Где
почувствовали затруднения? Что нового сегодня узнали для себя?
До новых встреч друзья!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.