Обобщение опыта по теме «Использования новых образовательных технологий на уроках» учителя биологии МБОУ «Сивинская СОШ» Коняевой Марии Борисовны
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мною используются различные современные образовательные технологии, они дают возможность повышать качество образования.
В своей педагогической деятельности я применяю следующие образовательные технологии:
1.Информационно – коммуникационные технологии
Применение ИКТ способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Использую ИКТ на разных этапах: при контроле знаний (компьютерное тестирование), при изучении нового материала на уроках использую элементы мультимедийных пособий: «Биология. Генетика», «Открытая биология: Кирилл и Мефодий», «Биология, 7 класс», «Биология, 8 класс», ЦОРы по всем разделам биологии, а также свои презентации. Преимущество уроков на электронных носителях в богатстве иллюстративного материала, достойно заменяющего любую таблицу, анимационные возможности и видеофрагменты делают урок более ярким и понятным. При проведении уроков и воспитательных мероприятий также использую ресурсы сети Интернет, что позволяет значительно расширить и разнообразить содержание обучения биологии, обеспечивает интересными сведениями, рисунками, схемами, фотографиями, аудио и видеофрагментами, касающимися жизни и развития растений, животных, человека.
На этапе закрепления материала использую беседу на основе информации, воспроизведенной на экране с помощью мультимедийного проектора. Ресурсы сети Интернет использую при организации исследовательской деятельности, при поиске теоретической информации, для ознакомления с другими исследовательскими проектами, для обработки статистических данных и оформления результатов исследовательской деятельности. Применяю ресурсы Интернет в подготовке к экзаменам и олимпиадам – при повторении материала. (обучающие сайты, вебинары, онлайн- тесты, задания олимпиад и др).
2.Технология проектно – исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Применяю при проведении лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений, учебных экскурсий, работе с учебником, дополнительной литературой, нестандартных форм уроков, выполнении творческих заданий (проекты), научно- исследовательских работ и др.
Эта технология
позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения
ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать
свои знания и искать пути решения проблемы.
Преимущества технологии - это энтузиазм в работе, заинтересованность детей,
связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль.
3.Игровые технологии. Главная цель применения игры на
уроке - это решение проблемы
включения всех учащихся класса в активную деятельность. Игровые технологии позволяют формировать
регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные УУД. Для
учащихся игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль
общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. В структуру игры
как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также
анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект.
Игровая деятельность используется в следующих формах:
- в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятий, темы, или раздела
учебного предмета; как элементы более обширных технологий; в качестве
урока или его части; как технология внеклассной работы. Невозможно каждый урок проводить в виде игры, а
использовать игровые приемы для повышения мотивации и активизации
познавательной деятельности можно. Игровые элементы применяю
при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с
целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала,
при контроле знаний и умений, а также при мотивации, целеполагании и рефлексии.
- При работе с текстовой информацией («Пересказ по кругу», «Дотошный ученик», «Термин», «Вопрос – ответ», «Шифровальщик»).
- При контроле знаний и умений (знаний биологических понятий): игра (Слушай, не зевай (т «Ткани растений), «Биологический тайник» по темам «Простейшие. Кишечнополостные», задания типа: Да - нетка или верные утверждения, решение кроссворда, задания на соответствие, последовательность, найди биологические ошибки в тексте, четвертый лишний и т.д.).
- Занимательные задания по генетике, ботанике, зоологии.
- Креативные задания как один из способов развития творческих способностей.
- Игровые элементы ИКТ (презентации, ЦОРы, учебные диски), тренажеры.
- Использование викторин, шарад, кроссвордов, биологических лабиринтов.
- Использование игр на нестандартных формах уроков: уроки – игры (деловая игра, игра – моделирование, конференция, урок - сказка, путешествие, ярмарка знаний, прощание с ботаникой, зоологией); уроки – соревнования (состязание, конкурс, турнир, КВН).
Использование рассмотренных приемов игровой деятельности способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по биологии, раскрытию творческого потенциала, активизации мыслительной деятельности.
4.Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. На уроках стараюсь максимально широко использовать наглядные материалы, равномерно во время урока распределяю различные виды заданий, чередую мыслительную деятельность с физкультминутками, определяю время подачи сложного учебного материала, выделяю время на проведение самостоятельных работ, нормативно применяю технические средства обучения, а также поддерживаю здоровый психологический климат на уроках. Это позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. На уроках биологии большое внимание уделяю вопросам гигиены, пропаганде здорового образа жизни, нормированию домашних заданий по предмету для недопущения перегрузок.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют растения, детей привлекаю к уходу за растениями, приучаю к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
5. Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Для решения учебных проблем существует несколько способов. В своей практике я использую:
1.Демонстрацию объектов изучения в натуральном виде или его изображения.
2.Самостоятельное наблюдение учащимися, рассматривание и расчленение натурального раздаточного материала в процессе лабораторной работы или на экскурсии.
3.Демонстрацию эксперимента. Решение проблемы путём самостоятельного выполнения учащимися учебного лабораторного эксперимента, например, изучение состава семян, обнаружение крахмала в клубнях картофеля.
4.Самонаблюдение, например, на уроках биологии 8 класса для выяснения влияния физических упражнений на сердечно - сосудистую и дыхательную систем. Проблемное обучение повышает эффективность уроков, но не является единственным способом активизации познавательной деятельности учащихся. Не на всех уроках биологии можно применять проблемное обучение, не во всех случаях оно оказывается наиболее рациональным. Лишь часть знаний может быть усвоена проблемно. Проблемное обучение целесообразно применять по возможности, лучше с другими способами активизации познавательной деятельности.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Использование новых педагогических технологий в обучении имеет ряд преимуществ: позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся. Его основная роль состоит в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, уровня их подготовленности, темы занятия, предметного содержания, целей урока, возможности удовлетворения образовательных запросов обучающихся, их возрастной категории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.